Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Regional Differences in Educational Services Development in Russia



2015-12-04 283 Обсуждений (0)
Regional Differences in Educational Services Development in Russia 0.00 из 5.00 0 оценок




 

© T.V. Zak, Candidate of Economic Science,

Professor of Economic Theory Chair, Astrakhan State University, 2008 (Astrakhan, Russia)

The article presents comparative analyses of educational services development of the Higher School in Russian regions. It reveals the basic tendency of the Higher School development in federal okrugs and the regions of Russian Federation. The author concludes about the close relation between the number of students in the region and its population.

 

В последние годы в системе высшего профессионального образования в России произошли существенные изменения. Они связаны, прежде всего, с появлением негосударственных высших учебных заведений, а также с увеличением количества как негосударственных, так и государственных и муниципальных вузов. За период с 1995 по 2005 год количество государственных и муниципальных вузов увеличилось с 569 до 655 (в 1,15 раза), а количество негосударственных высших учебных заведений со 193 до 413 (в 2,14 раза). На протяжении всего рассматриваемого периода только один раз – в 2002-2003 учебном году произошло сокращение количества негосударственных вузов и дважды – в 2003-2004 и 2005-2006 учебном году – уменьшилось количество государственных и муниципальных вузов [1].

За это же время общее количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, выросло в 2,5 раза. При этом численность студентов негосударственных вузов увеличилась почти в 8 раз, а обучающихся в государственных и муниципальных вузах – в 2,2 раза. Поскольку рост числа студентов в 1,79 раза превысил увеличение количества вузов, выросло количество студентов, обучающихся в одном вузе. Средний размер негосударственного вуза с 1995года по 2005 год увеличился в 3,7 раза, государственного и муниципального вуза – в 1,9 раза. В целом же в одном высшем учебном заведении в 2005-2006 учебном году обучалось в 1,8 раза студентов больше, чем в 1995/1996 году.

Наиболее высокими темпами росла численность студентов с 1999-2000 учебного года по 2001-2002 учебный год. В последующем периоде в основном происходило снижение темпов роста численности студентов и в государственных, и в негосударственных высших учебных заведениях. В результате этих изменений произошло значительное увеличение (с 14,7% в 1995 году до 31,7% в 2005 году) охвата молодежи системой высшего профессионального образования [1].

Рост концентрации производства, имеющий место в сфере образовательных услуг высшей школы, оказал неоднозначное воздействие на ее развитие. С одной стороны, он способствовал притоку дополнительных, прежде всего негосударственных, ресурсов, поступивших в распоряжение высшей школы. С другой стороны, он привел к сокращению обеспеченности вузов таким важнейшим ресурсом как количество производственных площадей в расчете на 1 студента, что не могло не сказаться на качестве образовательного процесса и его продукта. Вовлечение в сферу производства образовательных услуг высшей школы нового, не всегда достаточно подготовленного контингента студентов также оказало определенное негативное влияние на используемые в процессе производства технологии [2].

Изменения в системе высшего профессионального образования затронули регионы России в разной степени. В последние годы появились работы, в которых исследуются региональные аспекты развития сферы образовательных услуг высшей школы [3]. Однако преобладающим по-прежнему остается «точечный» подход [4]. Относительно мало изученным является вопрос о степени равномерности размещения производства образовательных услуг по субъектам РФ.

Наиболее высокие темпы роста числа студентов наблюдались в Республике Ингушетия (11,3 раза), Еврейской автономной области (5,12 раза), Мурманской области (4,64 раза), Республике Саха (Якутия) (4,22 раза), Тюменской области (4,15раза) и Ленинградской области (4,06 раза к 2000 году).

Самыми низкими темпами численность студентов росла в Республике Алтай (в 1,33 раза), Республике Северная Осетия – Алания (в 1,84 раза), Чеченской республике (в 1,92 раза), г. Санкт-Петербурге (в 1,97 раза), Республике Бурятии (в 1,97 раза).

Важнейшим показателем, характеризующим степень охвата жителей страны высшим профессиональным образованием, является численность студентов на 10 тысяч населения. За период с 1995 по 2005 год число студентов вузов в расчете на 10 тысяч человек населения увеличилось в 2,63 раза (со 188 до 495 человек). Превышение темпов роста количества студентов в расчете на 10 тысяч населения (2,63 раза) над темпами роста общего количества студентов (2,53 раза) связано с сокращением численности населения в Российской Федерации. При этом рост числа студентов в расчете на 10 тысяч населения происходил неодинаковыми темпами в округах и субъектах РФ.

В 1995 году наименьшее количество студентов на 10 тысяч населения приходилось в Южном федеральном округе и Уральском федеральном округе (по 155 человек). В Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах количество студентов превышало средний по России показатель (188 человек). Если превышение в Сибирском округе было незначительным – 189 студентов в расчете на 10 тысяч населения, то в двух других федеральных округах оно было более существенным.

В округах, где число студентов на 10 тысяч населения в 1995 году превышало средний по стране показатель, число студентов на 10 тысяч населения с 1995 года по 2005 год росло наименьшими темпами (2,46-2,5 раза). В остальных округах темпы роста числа студентов либо опережали общероссийский показатель (2,91-3,03 раза), либо ему соответствовали, как это наблюдалось в Южном федеральном округе.

В результате в 2005 году произошло некоторое изменение в распределении студентов вузов по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Количество студентов в расчете на 10 тысяч населения превышало средний по России показатель (495 студентов) только в двух федеральных округах – Центральном (580студентов) и Северо-Западном (537студентов).

Для оценки степени соответствия распределения студентов размещению населения по регионам и федеральным округам и ее динамики проведем сравнительный анализ ситуации, сложившейся в 1995 и в 2005 году.

В 1995 году единственным субъектом Российской Федерации, в котором не имелось студентов, была Ленинградская область. В этом же году в г. Москва обучалось максимальное количество студентов в расчете на 10 тысяч населения – 550 человек. В 2005 году г. Москва и Ленинградская область по-прежнему оставались субъектами, соответственно, с максимальным (1149 человек) и минимальным (124) значением исследуемого показателя. Следует отметить, что разрыв между максимальной и минимальной по России численности студентов в субъектах Федерации сократился.

Для получения более полной картины необходимо изучить ситуацию, сложившуюся в различных федеральных округах ( см. таблицу 1.).

Таблица 1

Максимальное и минимальное количество студентов на 10 тыс. населения в субъектах РФ по федеральным округам (человек)

 

Субъекты Федерации 1995 г. 2005 г.
Максимальное Минимальное Максимальное Минимальное
Центральный Федеральный округ г. Москва        
Калужская область      
Липецкая область      
Московская область      
Северо-Западный Федеральный округ г. Санкт-Петербург        
Ленинградская область    
Южный Федеральный округ Ростовская область        
Республика Ингушетии    
Приволжский Федеральный округ Республика Мордовии        
Кировская область      
Республика Татарстан      
Пермский край      
Уральский Федеральный округ Свердловская область        
Курганская область    
Тюменская область      
Сибирский Федеральный округ Томская область        
Республика Тыва    
Дальневосточный Федеральный округ Хабаровский край        
Сахалинская область    

 

Источник: Образование в Российской Федерации: 2006, с. 416-418.

 

Первое место в Центральном Федеральном округе в 1995 г. и в 2005г. занимал, безусловно, г. Москва. Однако субъекты федерации, имеющие минимальное количество студентов на 10 тысяч населения в 1995 году, – Калужская и Липецкая области (по 102 чел.) - свои позиции усилили. В результате регионом с наименьшим количеством студентов на 10 тысяч населения в 2005 году стала Московская область (235 человек). При этом разрыв между максимальным и минимальным количеством студентов в субъектах Федерации данного округа сократился с 5,4 раза до 4,9 раза.

В Северо-Западном округе в одних и тех же субъектах Федерации: в г. Санкт-Петербург и в Ленинградской области – в 1995 г. и 2005 г. наблюдалось, соответственно, наибольшее и наименьшее количество студентов на 10 тысяч населения. Разрыв между максимальным и минимальным количеством увеличился с 5,4 в 1995г. до 7,5 раза в 2005г.

В Южном федеральном округе, как и в Северо-Западном, одни и те же регионы имели наибольшее (Ростовская область) и наименьшее (республика Ингушетия) количество студентов в 1995 г. и 2005 году. Однако отношение наибольшего количества студентов к наименьшему количеству существенно сократилось: с 8,2 раза до 2,4 раза.

В Приволжском федеральном округе ни регион с максимальным значением показателя числа студентов на 10 тысяч населения в 1995 г. - Республика Мордовия (261 человек), ни регион с минимальным количеством студентов - Кировская область (106 человек) –– не остались в 2005 году на занимаемых ими позициях. Субъектом Федерации с наибольшим количеством студентов в 2005году в данном круге стала республика Татарстан (590 человек), а с наименьшим количеством студентов на 10 тысяч населения – Пермский край (347 человек). При этом разрыв между максимальным и минимальным значением рассматриваемого показателя сократился с 2,5 раза в 1995 г. до 1,7 раза в 2005 году.

В Уральском федеральном округе произошла рокировка между регионами, обладающими наибольшим количеством студентов на 10 тысяч населения. В 1995 году таким субъектом была Свердловская область (183 человек), а в 2005 году это место заняла Тюменская область (501 человек). И в 1995 г., и в 2005 г. место региона с наименьшим числом студентов занимала Курганская область (124 и 343 человека, соответственно). Произошло некоторое сокращение разрыва между максимальным и минимальным количеством студентов (с 1,48 раза до 1,46 раза).

В Сибирском округе одни и те же регионы оставались лидерами и аутсайдерами в 1995 г. и 2005 году. Если Томская область имела 348студентов на 10 тысяч населения в 1995 году и 740 студентов в 2005 году, то республика Тыва, соответственно, – 98 и 200 человек. Имеющийся разрыв между двумя «крайними» регионами остался на неизменном уровне (3,7 раза).

В Дальневосточном федеральном округе по количеству студентов лидировал Хабаровский край (258 в 1995 г и 629 студентов в 2005г.). Наименьшее количество студентов насчитывалось в Сахалинской области (68 человек в 1995г. и 267 человек в 2005 г.). Однако в 2005 году произошло существенное (до 2,36 раза) сокращение разрыва между минимальным и максимальным количеством студентов.

Наибольшее значение показателя, характеризующего соотношение максимального и минимального количества студентов на 10 тысяч населения в 1995 г. и в 2005 г., было характерно для Северо-Западного федерального округа, а минимальное значение – для Уральского федерального округа. За период с 1995 г. по 2005 г. во всех федеральных округах произошло либо сокращение разрыва в значении рассматриваемого показателя, либо этот показатель остался на неизменном уровне (в Сибирском федеральном округе).

Неравномерный рост количества студентов в различных субъектах РФ привел к их перераспределению по округам (см. таблицу 2).

Так если в 1995 году первые три места по численности студентов занимали, соответственно, Центральный федеральный округ (31,9 %), Приволжский федеральный округ (18,7 %) и Сибирский федеральный округ (14.2 %), то в 2005 году ситуация несколько изменилась.

Таблица 2

 

Распределение студентов высших учебных заведений, совокупного валового регионального продукта и населения по федеральным округам

(в %).

Название федерального округа
Валовой региональный продукт Студенты вузов Население Валовой региональный продукт Студенты вузов Население
Российская Федерация
Центральный федеральный округ   25,1   31,9   25,5   29,9   30,7   26,2
Северо-Западный федеральный округ   10,6   11,4   10,1   10,6   10,4   9,6
Южный федеральный округ   8,2   12,5   14,6   7,3   13,2   15,9
Уральский федеральный округ   14,7   7,0   8,5   17,9   8,1   8,6
Сибирский федеральный округ   15,0   14,2   14,3   11,5   13,0   13,8
Дальневосточный федеральный округ   5,8   4,3   5,1   4,6   4,5   4,6
Приволжский федеральный округ   20,7   18,7   21,8   16,5   20,2   21,4

 

Источники: Регионы России: Стат.сб. В 2 т. Т. 2; с. 283-285, с.30-31;

Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2006: Стат.сб./ Росстат. - М., 2006.

 

Как видно из таблицы, Центральный федеральный округ сохранил лидирующую позицию, хотя доля его в общей численности обучаемых студентов несколько сократилась. Приволжский федеральный округ, увеличив свою долю, также сохранил свое второе место, а на третье место вышел Южный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, уступив свои позиции Южному округу, перешел на 4-ое место.

Следует отметить, что распределение студентов высших учебных заведений по федеральным округам, сложившееся в 2005 году, в целом корреспондирует с распределением общего валового регионального продукта. Наиболее близки значения доли студентов и доли валового регионального продукта в Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе.

Наибольшее несоответствие в значении этих показателей наблюдалось в Уральском федеральном округе, где доля обучаемых студентов была существенно ниже доли валового регионального продукта, а также в Южном округе, в котором сложилась обратная ситуация.

Распределение студентов высших учебных заведений по федеральным округам больше связано с распределением населения, чем валового продукта. Только в Центральном федеральном округе и Южном федеральном круге существовали отличия в значении рассматриваемых показателей. Причем если в Центральном округе доля студентов превышала долю населения, то в Южном федеральном округе наблюдалась обратная ситуация: его доля в общей численности студентов была меньше доли населения округа в общей численности населения страны.

Незначительное превышение доли студентов над удельным весом численности населения наблюдалось и в Северо-Западном федеральном округе. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии миграционных потоков студентов из пяти округов в Центральный округ (г. Москва) и Северо-Западный округ (г. Санкт-Петербург). Наибольший отток студентов в 2005 г. имел место в Южном федеральном округе, а наибольший приток студентов – в Центральном округе.

Более чем двукратное превышение доли Уральского федерального округа в общем валовом региональном продукте удельного веса, занимаемого данным регионом в общем количестве студентов и в численности населения страны, свидетельствует о более высокой производительности труда в данном регионе.

Поскольку в 2005 г. по сравнению с 1995 годом произошло сокращение доли Центрального федерального округа, занимающего первое место по общей численности студентов вузов, а доля Уральского и Дальневосточного округов, имеющих самые низкие показатели, увеличилась, распределение студентов вузов между федеральными округами стало более равномерным.

Список используемой литературы.

1. Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

2. Герасимова И.А. О тенденциях дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития. // // Вопросы статистики. 2008. № 2.

3. Гуртов В.А., Сигова С.В. Душевая обеспеченность в сфере бюджетного финансирования высшего профессионального образования в субъектах РФ. // Вопросы образования. 2006. №1.

4. Хизер Рольф. Политика вузов в условиях неопределенности: последствия реформы финансирования высшего образования. // Вопросы образования. 2006. № 1.


[1] Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы». Рег. № НИР 1.1.07.

 



2015-12-04 283 Обсуждений (0)
Regional Differences in Educational Services Development in Russia 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Regional Differences in Educational Services Development in Russia

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)