Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогический сценарий



2015-12-04 2951 Обсуждений (0)
Педагогический сценарий 5.00 из 5.00 6 оценок




Остановимся на особенностях разработки технического проекта, основным содержанием которого является педагогический сценарий. Педагогический сценарий создается на основе технического задания и является рабочим материалом, с которым работает программист при создании компьютерного курса.

Среди стадий разработки мультимедиа-системы для использования в сфере образования и профессиональной подготовки создание педагогического сценария занимает важное место. Педагогический сценарий является не только формой выражения содержания учебного материала (предъявления информации). Он должен содержать описание способов управления и контроля за ходом процесса обучения.

Педагогический сценарий – это проект компьютерного курса, определяющий его структуру и содержание.

От качества педагогического сценария во многом зависит эффективность разработки компьютерного курса. Поэтому уже на стадии разработки сценария необходимо учитывать ряд требований. Среди педагогических требований особое место занимают дидактические требования, основывающиеся на принципах обучения. К их числу относятся: научность содержания, соответствие представленного учебного материала ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам, систематичность и последовательность, гибкость, приспособляемость к индивидуальным особенностям учащихся, наглядность, сознательность и активность.

Условно разработку педагогического сценария можно разделить на ряд этапов:

1. Определение и конкретизация целей обучения и использования компьютерного курса, а также тех преимуществ, которые будут реализованы в процессе обучения. Компьютерное обучение следует использовать при изучении многих предметов, профессий, тем. Вместе с тем, перед началом работы над созданием педагогического сценария следует решить, в чем будет состоять преимущество разработанного курса. Рекомендуется использовать содержание тех предметов и тем, которые имеют более явственно выраженные смысловые связи, позволяют использовать аудиовизуальные средства комплексной обработки информации.

2. Отбор содержания учебного материала. Автору педагогического сценария необходимо отобрать из учебного материала (курса, темы, раздела) такие понятия, определения, примеры, иллюстрации, которые позволили бы учащимся увидеть, услышать, прочувствовать и понять основное смысловое содержание нового материала. Механический перенос информации из учебника в компьютерный курс не обеспечит педагогического эффекта. Учебный материал, отобранный автором, должен обеспечивать раскрытие сущности явлений и процессов. Такой подход создаст возможности формировать у учащихся новый стиль мышления, развивать творческие способности. Учебный материал, подготовленный автором сценария, должен ориентироваться на индивидуальные особенности учащихся, опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки, стимулировать познавательную активность учащихся.

3. Логический анализ, структурирование и систематизация учебного материала. На этом этапе автор сценария определяет объем учебной информации, предъявляемой на каждом занятии. Результатом работы на данном этапе следует считать развернутое содержание обучения по темам. Важно определить объем знаний и умений, выделить основные понятия, подлежащие прочному усвоению. Изучаемый материал делится на части (информационные единицы) с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить логику, обоснованность и целесообразность предъявления потоков учебной информации в каналах прямой и обратной связи. Необходимо учесть, что элементы учебного материала должны быть яркими, образными, соответствовать определенному уровню сложности, легко запоминаться. На этом этапе следует четко сформулировать методику подачи учебного материала, диалоговых коммуникаций, использования графики, анимации, музыкально-речевых вставок. На основании анализа отобранного учебного материала необходимо разработать систему заданий, задач, вопросов, которые обеспечат активное участие учащегося в диалоговом режиме, поэтапное сопоставление результатов обучения и достигаемого уровня знаний с предъявляемыми требованиями. Целесообразно предусмотреть возможность продвижения учащегося по "траектории обучения", которая может располагаться на различных уровнях сложности учебной информации в зависимости от результатов его деятельности. При создании алгоритма обучения следует определить направления всех переходов, схему предъявления учебной информации.

Если на первых двух этапах создания педагогического сценария не обязательно учитывать все особенности программной среды, то на данном этапе это необходимо сделать. Отобранный дидактический материал разбивается на отдельные дозы информации - кадры.

Педагогический сценарий - упорядоченная совокупность кадров с описанием структуры управления их модификацией или сменой.

Основными элементами, управляющими формированием системы умственных действий и способствующими достижению целей обучения, являются обучающие воздействия. Как отмечалось ранее, к ним относятся порции нового учебного материала, контрольные вопросы и задачи, анализ изучаемого объекта или процесса, эвристическая беседа, машинный "эксперимент. Эти воздействия в сочетании образуют крупные функциональные блоки педагогического сценария. Каждый такой блок разворачивается в некоторую совокупность учебных кадров. Несмотря на то, что деление на кадры учебного материала, включаемого в сценарий, является весьма условным, оно позволяет, формализовано представить описание сценария для последующего программирования.

По характеру представления информации кадры можно разделить на статические и динамические. Статический кадр с информацией появляется перед обучаемым в своем законченном виде, а динамический перестраивается в процессе демонстрации.

При размещении учебной информации в кадре желательно однотипную информацию размещать в заранее определенных местах экрана – информационных полях. Такую разбивку на поля проводит автор педагогического сценария, ориентируясь на методическую целесообразность и эргономические критерии: минимальность числа полей, размещение наиболее важной информации в середине или в верхней левой части экрана, приоритет в размерах полей, небольшое количество используемых цветов и т. п.

В зависимости от содержательной стороны информации в кадре их подразделяют на информационные, контролирующие, инструктивные, кадры-реплики. Информационные и контролирующие кадры несут основную нагрузку соответственно в изложении содержания учебного материала и при проверке качества его усвоения. Инструктивные кадры предназначены для информирования обучаемого о процедурах работы с ППС и выдаче рекомендаций о дальнейшем ходе обучения. Кадры-реплики обеспечивают оперативную обратную связь на ответы обучаемого в виде поощрительных или направляющих подсказок.

В сценарии ППС кадры могут перекрывать друг друга. Например, на информационном или контролирующем кадре может появиться реплика или инструкция о дальнейшей работе и пр. В начале работы с ППС сценарием предусматриваются вводные кадры, объясняющие назначение, структуру и состав ППС, а также имеющие мотивационный характер. Далее следуют информационные, в зависимости от назначения ППС, или сразу контролирующие кадры. После работы с рядом логически завершенных информационных кадров целесообразно включать контролирующие кадры. Вопросы и задания в них должны относиться к только что изученному материалу.

Контролирующие кадры имеют разнообразную структуру. В наиболее простом случае вслед за вопросом вызывается меню возможных ответов, в том числе правильных. Обучаемый должен набрать номер правильного ответа из меню. Этот метод контроля часто используется в ППС, хотя и обладает рядом недостатков.

После правильного ответа на контрольный вопрос целесообразно давать поощрительные реплики и по возможности необходимый комментарий. Неправильные ответы также сопровождаются соответствующей репликой, и приводится направляющая подсказка.

В заключении сценария ППС обычно указывается форма протокола, фиксирующего ход и результат обучения, а также приемы сбора необходимой для этого информации.



2015-12-04 2951 Обсуждений (0)
Педагогический сценарий 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Педагогический сценарий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2951)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)