Возможные дефекты шлицевых соединении и способы ремонта4.92 из
5.0012 оценок
Классификация
§ По форме профиля шлицев (зубьев):
§ прямобочные[1];
§ эвольвентные[2];
§ треугольные.
§ По передаваемой нагрузке:
§ Лёгкая серия;
§ Средняя серия;
§ Тяжёлая серия.
§ По способу центрирования сопрягаемых деталей:
§ по наружному диаметру зубьев;
§ по внутреннему диаметру зубьев;
§ по боковым поверхностям зубьев.
§ По степени подвижности:
§ подвижное;
§ нормальное;
§ неподвижное.
Шлицевые (зубчатые) соединения способны передавать большие вращающие моменты и обеспечивают хорошее центрирование детали на валу. Они могут быть подвижными и неподвижными. По мере профиля шлицев различают соединения:
По наружному диаметру Самый простой и дешевый способ центрирования. Вал фрезеруют и шлифуют по наружному диаметру, втулку протягивают. Применяется при отсутствии термообработки поверхности отверстия втулки или при ее термическом улучшении (НВ 280-300)
По внутреннему диаметру Самый точный и дорогой способ центрирования. Вал фрезеруют и продольно шлифуют по внутреннему диаметру и боковым поверхностям шлицев, втулку протягивают и шлифуют по внутреннему диаметру. Применяется при закаленных втулке и вале
По боковым сторонам Наиболее равномерное распределение нагрузки между шлицами; точность центрирования невысока. Вал фрезеруют и продольно шлифуют по боковым поверхностям шлицев, втулку протягивают. Применяется для тяжелонагруженных соединений при термически улучшенной поверхности отверстия втулки (НВ 280-300)
Допуски и посадки для шлицевых соединений с эвольвентным профилем устанавливаются по ГОСТ 6033-80. Их условное обозначение содержит номинальный (равный наружному) диаметр соединения D=m(z+l), модуль, обозначение посадки и номер стандарта. Например: - 50х2х(9H/9g) по ГОСТ 6033-80 при центрировании по боковым поверхностям зубьев; - 50x(H7/g6)x2 по ГОСТ 6033-80 при центрировании по наружному диаметру; - i50x2x(H7/g6) по ГОСТ 6033-80 при центрировании по внутреннему диаметру.
Возможные дефекты шлицевых соединении и способы ремонта
1. Износ или смятие шлицев на валах. При значительном и износе производят дуговую наплавку (лучше электродами ЦН-250 или ЦН-300) с последующей механической обработкой шлицев. При износе по ширине паза до 0,5-1 мм производят раздачу шлицев (вдоль по наружной поверхности) отожженного вала зубилом с последующей заваркой образующейся при этом канавки и механической обработки шлицев. При незначительном износе (0,1-0,2 мм) шлицы восстанавливают электроискровым наращиванием с последующим шлифованием.
2. При наличии забоин, заусенцев, острых краев на поверхности шлицев их запиливают, а на торцах вала и втулки снимают фаски.
3. При износе шлицев во втулке продавливают на прессе отверстие (по внутреннему диаметру) прошивкой, а затем калибруют шлицевой протяжкой. Допускаемый износ элементов шлицевых прямобочных соединений приведен в таблице.
Допускаемый износ элементов шлицевых прямобочных соединений, мм
Элемент шлицевого соединения
Внутренний диаметр соединения, мм
от 10 до 18
от 18 до 30
от 30 до 50
от 50 до 80
от 80 до 112
При центрировании по внутреннему диаметру
Внутренний диаметр отверстия
0,008
0,010
0,012
0,016
0,019
Внутренний диаметр вала при посадке:
с минимальным зазором
0,006
0,007
0,008
0,010
0,012
с увеличенным зазором
0,017
0,022
0,027
0,034
0,042
Ширина впадины отверстия
0,015
0,020
0,020
0,025
0,030
Ширина шлицев вала при посадке:
с минимальным зазором
0,017
0,024
0,025
0,030
0,035
с увеличенным зазором
0,018
0,020
0,020
0,030
0,035
При центрировании по наружному диаметру
Наружный диаметр отверстия
0,016
0,022
0,023
0,030
0,035
Наружный диаметр вала при посадке:
с минимальным зазором
0,006
0,007
0,008
0,010
0,012
с увеличенным зазором
0,018
0,022
0,027
0,034
0,042
Ширина впадины отверстия
0,017
0,020
0,020
0,030
0,035
Ширина шлицев вала при посадке:
с минимальным зазором
0,017
0,024
0,025
0,030
0,035
с увеличенным зазором
0,018
0,020
0,030
0,035
0,040
При сборке отремонтированных или вновь изготовленных деталей шлицевых соединений их пригонку производят до термической обработки в следующем порядке:
если вал не ремонтировался, то шлицевые отверстия в ступиц пригоняют по шлицам вала;
если ремонтировались или заменялись не все детали, сидящие на валу, то сначала пригоняют вал по неремонтируемой ступице а затем по валу пригоняют все отремонтированные или замененные ступицы;
если ремонтировались или заменялись все детали шлицевого соединения, то сначала шлицы вала пригоняют по пазам одной из ступиц, а затем все остальные детали, сидящие на валу, пригоняют по шлицам вала.