Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ



2015-12-04 333 Обсуждений (0)
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




БЛОК ИНФОРМАЦИИ

Важнейшими элементами организации любого исследования, проводимого на достаточно большой совокупности, являются его четыре этапа. Первым этапом статистического исследования является подготовительный (организационный), после чего переходят к сбору материала, разработке его, затем проводят статистический анализ результатов и заканчивают работу внедрением полученных результатов в практику.

I ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, включающий составление плана и программы

План исследования предусматривает формулировку темы, целей и задач, методики исследования и последовательности его проведения, определение объекта и объема статистической совокупности, времени и места исследования, сил и средств для его проведения. (Схема 2).

Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения, определять пути решения выбранной проблемы. Целью медико-социальных исследований может быть разработка мер по улучшению различных сторон здоровья населения, подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности системы здравоохранения и т.д. Она должна быть сформулирована четко и недвусмысленно. Цель исследования может быть одна.

Задача исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели, т.е. пошаговое достижение. Задач исследования может быть от 3 до 6.

Название темы должно соответствовать цели исследования. Тема обычно формулируется одним предложением.

Знакомство с литературой, которое позволяет:

· получить представление об изучаемой проблеме;

· выбрать адекватную методику исследования;

· сформулировать рабочую гипотезу.

Рабочая гипотеза - это обоснованное предположение о результатах исследования. В случае несовпадения полученных результатов с гипотезой исследователь должен убедиться:

а) в отсутствии ошибки в расчетах;

б) в адекватности выбранной методики исследования поставленным цели и задачам.

Изучение тех или иных явлений с применением статистических методов требует, прежде всего, умелого подхода к выбору объекта исследования (так называемой статистической совокупности), единицы наблюдения и ее учитываемых признаков.

Статистическая совокупность – это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.

Объект статистического исследования - это статистическая совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это могут быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п.

Единица наблюдения – это первоначальный элемент объекта исследования, который является носителем признаков, подлежащих учету.

Объем статистического исследования – численность элементов совокупности, взятых для исследования.

Генеральная совокупность состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. В связи с большой трудоемкостью, дороговизной, а часто и с нецелесообразностью анализа всех единиц наблюдения, составляющие генеральную совокупность, исследования проводят на части генеральной совокупности, т.е. охватывают только определенную часть единиц наблюдения – выборочную совокупность.

Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным методом и предназначенная для характеристики генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативной, т.е. в отобранной части должны быть представлены все элементы и в том соотношении, как в генеральной совокупности. Выборочная совокупность должна отражать свойства генеральной совокупности, т.е. правильно ее представлять.

Методы отбора изучаемых явлений:

· случайный отбор - проводится по жребию. Например, по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.

· механический отбор - когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная единица наблюдения. Например, каждая пятая (20 %), десятая (10 %) или др.).

· гнездовой (серийный) отбор - когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки. Например,для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наиболее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.

· метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.

· направленный отбор - отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.Например, при изучении влияния стажа рабочих на травматизм отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одного образовательного уровня.

· типологический отбор - отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп. Например, при изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

· кагортный метод. Статистическую совокупность при этом методе составляют относительно однородные группы лиц, объединенные наступлением определенного демографического признака в один и тот же интервал времени. Например, при изучении вопросов, связанных с проблемой рождаемости, формируют совокупность (когорту) по признаку единого срока рождения женщин -исследование рождаемости по поколениям – или по признаку единого срока вступления в брак - исследование рождаемости по продолжительности семейной жизни.

· «копи-пара», или способ уравновешивания групп (метод парных сочетаний). В основе его лежит подбор для каждой единицы наблюдения исследуемой группы «копи-пары» по одному или нескольким признакам. Например, известно, что на уровень младенческой смертности влияют такие факторы, как масса тела и пол ребенка. При использовании метода для каждого случая смерти ребенка из альтернативной совокупности благополучных случаев отбирается «копи-пара» по массе и полу. Этот способ отбора целесообразно применять для изучения редких явлений.

Программа исследования является перечнем вопросов, на которые следует получить ответы при проведении данного исследования (Схема 3).

Эти вопросы включаются в специальные статистические (регистрационные) бланки. В качестве статистических бланков можно использовать официальные учетные документы, такие как «Медицинское свидетельство о смерти», «Карта выбывшего из стационара» и другие, или специально составленные исследователем бланки (карта выборки из истории болезни, анкеты и т.д.). На первом этапе составляются в качестве будущей программы разработки также макеты таблиц, в которых будут представлены полученные результаты исследования.

 

II ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - СБОР МАТЕРИАЛА

Это процесс регистрации, заполнения официально существующих или специально разработанных учебных документов (талоны, анкеты, карты и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования. Сбор материала можно производить с помощью нескольких методов:

III ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - РАЗРАБОТКА И СВОДКА ДАННЫХ

IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Статическая таблица является важным элементом статистического метода исследования. Она позволяет представить цифровой материал в систематизированном виде, значительно облегчает ориентацию в нем, позволяет устанавливать закономерности и дает сводную количественную характеристику изучаемого явления.

Статистическая таблица - это форма рационального, наглядного изложения данных о явлениях и процессах. По виду построения таблицы представляют собой пересечение горизонтальных строк и вертикальных граф (колонок, столбцов), образующих графо-клетки. После нанесения строк и граф получаем макеты таблиц, не содержащие цифровых данных. По содержанию таблица представляет собой статистическое предложение, имеющее подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - это основной признак статистической совокупности.

Статистическое сказуемое - это перечень характеризующих изучаемый объект дополнительных признаков. Обычно подлежащее располагается слева в виде названия строк, сказуемое - справа в виде названия граф.

Требования к оформлению таблиц:

1. Сверху-справа над названием таблицы пишется слово “Таблица” и дается нумерация арабскими цифрами без проставления знака “№”.

2. Каждая таблица должна иметь название, из которого становится ясным круг излагаемых вопросов, географические границы статистической совокупности, период времени за который или момент времени, на который относятся данные. Иногда в названии подчеркиваются основные выводы, которые могут быть сделаны из таблицы.

· Точку в конце заголовка не ставят.

· Переносы в заголовках не допускаются.

· В названии указываются единицы изменения, если они неодинаковые, то в верхних или боковых заголовках (заголовки граф называются верхними, а заголовки строк – боковыми) следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует отводить специальную графу.

3. В таблице все слова пишутся полностью. Допускаются только общепринятые сокращения /например, ММ, МЛРД, КГ и т.д./.

4. Если таблица большая и не умещается на одном лице, ее переносят на следующую страницу, на которой заголовочную часть таблицы не пишут, а повторяют только нумерацию граф. В длинных таблицах для облегчения чтения таблицы, полезно оставлять двойной промежуток после каждых пяти или десяти строк.

5. Желательно давать нумерацию граф. Первая графа предназначена для боковых заголовков и потому не входит в нумерацию.

Не следует строить громоздких таблиц с очень большим числом граф, иногда целесообразно некоторые графы объединить под рубрикой “прочие”. Однако она не должна охватывать более 10 % общего итога.

6. Рекомендуется пользоваться двойными горизонтальными и вертикальными линиями для отделения табличных клеток от заголовков и отделения некоторых частей таблицы друг от друга.

7. Большое значение в статистической таблице имеет итоги. Они бывают вертикальные и горизонтальные. Вертикальные итоги получаются в результате суммирования всех чисел графы, а горизонтальные - строки. Без итогов таблица не может считаться законченной.

Следует различать “итого” и “всего”. “Итого” является итогом для определенной части, а “всего” - для всей совокупности, то есть для всей таблицы в целом.

8. Если нет необходимости в том, чтобы приводить все элементы итога, следует ограничиться некоторыми из них, спустив остальные. В таких случаях делают приписку “в том числе” или “из них” и заголовок строки несколько отодвигают вправо.

9. При употреблении в клетках таблицы многозначных чисел следует каждые три цифры, отсчитывая их справа, отделять друг от друга /напр. 4 582 973/.

10. Отсутствие чисел в клетке может иметь ряд причин, и эти причины должны быть показаны в таблице и обозначены знаками:

(...) - отсутствие сведений о данном факте;

(-) - отсутствие самого явления;

(X) - вообще не подлежит заполнению.

11. При монтаже таблицы надо стремиться к тому, чтобы числа, которые особенно важно сравнивать друг с другом, были расположены рядом (например, показатели за смежные периоды, показатели экспериментальной и контрольной групп, показатели плана и его выполнения).

12. Необходимо указывать источник данных, включенных в таблицу. При построении таблицы могут быть использованы сноски. Они могут относиться либо к отдельным строчкам, либо к графам, либо к клеткам. Сносками пользуются для того, чтобы указать на ограничительные обстоятельства, которые надо принять во внимание при чтении таблицы.

От сносок надо отличать примечания: они относятся обычно ко всей таблице и содержат в себе указания о методах, положенных в основу получений тех или иных показателей. Примечания к таблицам рекомендуется давать тут же после таблицы.

13. В каждой табличной клетке должно быть только одно число. Не рекомендуется представлять цифровой материал в виде числителя и знаменателя.

14. Иногда бывает необходимо характеризовать числа, помещенные в клетки таблицы:

· число дается в скобках, значит оно не совсем точное, получено из условных расчетов / (5) /;

· число сопровождается вопросительным знаком, значит оно сомнительное / 5 ? /;

· рядом с числом стоит “звездочка”, значит, число или цифра носит предварительный характер / 5*/.

 

Различают три вида таблиц: простые, групповые и комбинационные.

В простой таблице приводиться подсчет по основным делениям изучаемой группы или совокупности (табл. 1).

Таблица 1

Число заболеваний верхних дыхательных путей по нозологическим формам

у работников цеха № 1 ХБК г. Уфы в 2011 году

Нозологические формы Число заболеваний
абс. ч. в % к итогу
1. Острая респираторная вирусная инфекция    
2. Острый ларинготрахеит    
3. Острый бронхит    
Всего    

 

В групповой таблице различается статистическое подлежащее (основной изучаемый признак, например заболевания) и статистические сказуемые (признаки, характеризующие основной, например возраст и пол). В групповой таблице подлежащее сочетается каждый раз только с одним из признаков сказуемого (табл. 2).

Таблица 2

Распределение больных по нозологическим формам, полу и возрасту

в цехе № 1 ХБК г. Уфы в 2011 году

  Нозологические формы Пол Возраст Итого
м ж до 20 лет 21-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и более
1. Острая респираторная вирусная инфекция                  
2. Острый ларинготрахеит                  
3 Острый бронхит                  
Всего                  

 

При одновременном сочетании подлежащего таблицы с несколькими признаками сказуемого таблица носит название комбинационной .

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Технические требования, предъявляемые к графическим изображениям:

Каждое графическое изображение так же, как и статистическая таблица, должно иметь название, в котором бы отражался круг изображаемых явлений, их географическая и временная характеристика. Но в отличие от таблиц, название графиков дается под ними. Слово “диаграмма” в названии не пишется, пишется слово “Рис.” с проставлением соответствующего порядкового номера без знака “№”. Например: Рис. 1. Структура диспансерной группы больных по нозологическим формам в больнице № 1 г. Уфы в 2011 году.

На стендах, предназначенных для выставки, графические изображения оформляются без масштабных шкал, названия их располагают над рисунком без слова “Рис”.

Шкала, на которую ориентируется размер диаграммы, должна начинаться с нуля (знак “О” можно не обозначать). При выборе верхнего показателя шкалы необходимо учитывать максимальную величину изображаемого показателя.

Разделительные черточки масштабной шкалы располагаются на строго определенных расстояниях друг от друга на осях абсцисс и ординат. На уровне этих черточек слева от оси ординат и вниз от оси абсцисс указываются масштабные знаки. Количество делений масштабной шкалы должно быть минимальным.

Геометрические знаки, краски, фигуры, штриховки должны быть пояснены. Условные обозначения располагаются ниже рисунка (иногда справа) в строчку. Размеры их должны быть небольшими.

Различают следующие виды графических изображений: диаграммы, картограммы и картодиаграммы.

Диаграмма - графическое изображение статистических данных при помощи линий или геометрических фигур, а также предметов, наглядно показывающее соотношение между сравниваемыми величинами.

В зависимости от формы и способов изображения различают следующие виды диаграмм:

1. Линейные или координатные, на которых линиями изображены динамические изменения величин изучаемого явления;

2. Плоскостные, дающие сравнительное изображение при помощи геометрических фигур, имеющих два измерения (прямоугольник, круг, квадрат и т.п.);

3. Объемные (пространственные, стереограммы), на которых данные изображены геометрическими телами, имеющими три измерения (шар, куб, призма и т.д.);

4. Изобразительные (фигурные), в которых для большей наглядности материал представлен не геометрическими фигурами, а фигурами-образами, в которых отображается содержательный смысл сравниваемых объектов.

Линейная диаграмма применяется для иллюстрации частоты явления, изменяющегося во времени. Линейная диаграмма как бы символизирует непрерывность наблюдения и обычно употребляется для изображения динамики явления. На линейной диаграмме можно изображать абсолютные и средние величины, показатели интенсивности, соотношения и наглядности.

Линейная диаграмма иллюстрирует значение ряда величин, нанесенных в виде точек на систему координат и соединенных линиями (рис.1).

Основной для построения линейной диаграммы является чаще всего прямоугольная система координат. На оси абсцисс (Х) в соответствующей масштабной шкале целесообразнее всего откладывать промежутки времени, причем промежуткам времени должны соответствовать равные промежутки шкалы. На оси ординат (У) в соответствующей масштабной шкале откладываются значения измеряемого признака, выраженные в соответствующих величинах (%, ‰, , , мг % и т.д.). Ни в коем случае нельзя выражать масштабные шкалы в см. При построении линейной диаграммы необходимо учитывать пропорцию в масштабе между величиной оси абсцисс “Х” и ординат “У”. Этот вопрос лучше всего разрешается на основе “принципа золотого сечения”, применяемого в архитектуре. Соотношение 5 к 8 должно рассматриваться как стандарт соотношения между осью ординат (У) и осью абсцисс (Х). При соотношении у:х как 5:8 не будет наблюдаться искажения кривой. При большом масштабе ординат и малом масштабе абсцисс кривая будет сильно сжата и, наоборот, при большом масштабе абсцисс и малом масштабе ординат кривая будет чрезмерно растянута.

Для сравнения нескольких однородных или связанных между собой явлений на одну диаграмму может быть нанесено несколько линий, которые должны различаться или окраской, или формой, (сплошная линия, пунктир) или толщиной.

Чтобы не затруднять чтения диаграммы, рекомендуется на одной диаграмме давать не более 5 - 6 линий. Масштаб для всех линий берут по возможности один, но допускается примечание и разных масштабов, например, при сравнении значительно различающихся по уровню показателей или при сравнении неоднородных величин (артериальное давление, температура тела, число дыхательных движений).

При наличии нескольких показателей в диаграмме их можно обозначить с правой стороны графика против соответствующей линии (если они пересекаются), либо привести наименование на самом графике вдоль соответствующей линии (рис.2).

Радиальная диаграмма является частным видом линейной диаграммы, построенной на полярных координатах. Радиальная диаграмма используется при необходимости изобразить динамику явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделя, месяц, год).

При построении радиальной диаграммы в качестве оси абсцисс используется окружность, разделенная на одинаковое число частей, соответственно отрезкам времени того или иного цикла.

По технике построения радиальные диаграммы отличаются друг от друга в зависимости оттого, что взято в качестве пункта отсчета - центр круга (рис. 3) или окружность.

Осью ординат при этом служит радиус окружности или его продолжение. Обычно за радиус окружности принято брать среднюю величину явления анализируемого цикла времени. Количество радиусов соответствует интервалам времени изучаемого цикла: 12 радиусов - при изучении явления по месяцам года, 7 радиусов - при изучении явления по дням недели, 24 радиуса - при изучении явления по часам суток. На каждом радиусе делается пометка, соответствующая интервалу времени, например, среднемесячный уровень заболеваемости детей за год будет соответствовать радиусу окружности. Все помесячные показатели заболеваемости, превышающие средний показатель, будет откладываться в соответствующем масштабе на продолжениях радиуса за пределами окружности, а показатели меньше среднемесячного будут соответствовать точкам на радиусах внутри окружности. Полученные точки соединяют прямыми линиями, в результате получается неправильной формы многоугольник. Маркировка радиусов производится так же, как в часовом циферблате по часовой стрелке (I - январь, понедельник, 0I час времени и т.п.).

Плоскостные диаграммы строятся по принципу сравнения площадей тех или иных геометрических фигур, соответствующих по своим размерам сравниваемым величинам признаков.

Наибольшее применение для плоскостных диаграмм имеет прямоугольник и круг.

Плоскостные диаграммы делятся на следующие ряды: столбиковые, пирамидальные, внутристолбиковые, секторные.

Столбиковые диаграммы представляют собой график, в котором различные величины представлены расположенными в высоту “столбиками” одинаковой ширины и разной высоты (рис. 4).

 

 

Столбиковые диаграммы применяются для изображения следующих статистических показателей: абсолютных и средних величин, показателей интенсивных наглядности и соотношения.

Построение столбиковой диаграммы требует только одной масштабной шкалы, которая определяет высоту каждого столбика. Столбики должны быть даны на некотором, одинаковым для всех расстоянии друг от друга.

На масштабной шкале записываются лишь круглые или округленные значения. Против этих значений проводится пунктир. Тут же указывается единица измерения.

При числе столбиков до 5 - 6 длинное поле диаграммы располагается вертикально, при большем числе столбиков - горизонтально.

При выборе масштаба надо рассчитать так, чтобы максимальное число разместилось на графике. Если же оно резко отличается от остальных (разнопорядковые величины), то тогда целесообразно вместо того, чтобы дать мелкий масштаб, сделать разрыв масштабной шкалы с соответствующим разрывом столбиков и изменением масштабов на шкале.

Ленточная диаграмма отличается от столбиковых тем, что прямоугольники, изображающие числа, располагаются не по вертикали, а по горизонтали. На ленточных диаграммах изображаются те же виды величин, что и на столбиковых.

Изображение в виде лент, (полос - вот почему такой вид диаграмм иногда называют полосовыми) иногда удобнее, чем в виде столбиков, так как можно каждый прямоугольник снабдить соответствующей горизонтальной надписью (рис. 6).

Внутристолбиковая диаграмма предназначена для изображения структуры явления, т.е. экстенсивных показателей. Берется прямоугольник произвольной ширины и высоты, вся площадь которого принимается равной 100 % (рис. 7).

Затем, начиная с основания прямоугольника, откладываются элементы данной структуры, выраженные в процентах, причем сначала откладываются элементы структуры, имеющие наибольший удельный вес. Справа от рисунка или снизу от него даются условные обозначения элементов структуры, которые изображаются на столбике с помощью различной штриховки или окрашивания.

Если структура явления представлена за ряд лет, то она будет изображаться несколькими столбиками, которые ставятся рядом (рис. 8). Один и тот же элемент структуры за разные годы желательно окрашивать в один и то же цвет или штриховку. Столбики могут размещаться и в горизонтальном направлении.

Секторная диаграмма является наиболее распространенным графическим изображением распределения явления, для характеристики удельных весов отдельных частей целого, для выявления структуры сдвигов, т.е. для изображения экстенсивных показателей. Секторная диаграмма строится следующим образом. Сначала вычеркивается основной круг, площадь которого принимается равной ста процентов. Внутри его вычеркивается маленький круг, в которой вписывается итоговая цифра - 100%. Далее проценты структуры переводятся в градусы из расчета, 1 % равен 3,6°. Затем устанавливается исходная точка, лежащая на “12 часах” по окружности. Начиная от этой точки по часовой стрелке откладываются с помощью транспортира отрезки в градусах, соответствующие элементам структуры.

Полученные точки соединяются прямыми линиями с центром круга, и образовавшиеся сектора будут соответствовать элементам структуры. Начинать откладывать следует от большего элемента структуры к меньшим. Группа “прочие” откладывается в последнюю очередь, независимо от ее величины.

Процентные значения показателей элементов структуры писать в секторах без указания “%”.

При сравнительном изображении явлений в динамике во втором изображении, которое обычно располагается рядом справа, надо придерживаться порядка следования показателей первого изображения.

Условные обозначения элементов структуры даются под рисунком или справа от него.

Секторные диаграммы сохраняют свою выразительность при делении совокупностей на небольшое число частей - не более 4-5. Секторная диаграмма выглядит выразительнее при существенных различиях сравниваемых структур, а при небольших различиях она может быть недостаточно убедительной. В этих случаях преимущество нужно отдавать внутристолбиковым диаграммам.

Изобразительные (фигурные) диаграммы основаны на использовании фигур - образов в качестве графических статистических знаков (койки, человеческие фигурки), которые соответствуют материальному содержанию явлений. Они применяются главным образом для пропаганды значений через печать, выставки и т. п., а также в педагогическом процессе в учебных заведениях.

Изобразительные диаграммы могут эффективно использоваться для наглядного отображения простейших соотношений и факторов. Для более сложных сопоставлений и для аналитических целей пригодны рассмотренные выше диаграммы с простыми геометрическими фигурами. Изобразительные диаграммы обычно строятся исходя из округленных цифр.

В них обычно представлены очертания (контур, силуэт) отображаемых объектов, причем каждая фигура - символ обозначает определенное число этих объектов. Таким образом, расположенные в ряд эти фигуры выражают определенную численность объектов в изображаемой статистической совокупности.

Диаграмма с подробными изобразительными единицами может заинтересовать читателя, быть понятной ему с минимумом объяснительных надписей и легко запоминаться.

Диаграмма должна обеспечивать однозначность ее трактовки. Независимо от размеров диаграммы на ней должна быть отражена только одна тема. При конструировании изобразительных единиц - символов следует оперировать числом фигур или их размерами.

Картограммой называется особая геометрическая карта, на которой при помощи некоторых графических символов (штриховкой, цветом, точками и т.п.) представлены статистические данные в пространственной группировке.

Картограммы можно использовать для иллюстрации интенсивности распространения заболеваний по географическим или административным районам, обеспеченности медицинскими кадрами, специализированной помощью и т. п.

Картограммы более пригодны для изучения закономерностей территориального распределения какого-либо одного признака между различными территориями.

Следует различать картограммы фоновые и точечные. К фоновым следует отнести картограммы, в которых графически используется вся поверхность карты в границах используемой территории. К точечным следует отнести картограммы, в которых графически используется только часть поверхности карты в границах изучаемой теории.

Для построения картограмм нужна карта, в которой были бы четко обозначены только контуры границ административных территорий без прочих деталей. Лишь крупнейшие реки и крупные административные центры составляют иногда на карте для удобства ориентации в ней.

При построении картограммы существенное значение имеет группировка географического ряда. Лучше всего разбить весь статистический материал на 4 - 7 групп, при этом разбивку на группы лучше всего производить по методу равных интервалов.

После того, как осуществлена группировка, каждой группе надо придать какое-то условное графическое обозначение, которое изображается на карте.

Графические символы могут осуществляться либо путем закрашивания, либо путем штриховки.

Метод закрашивания состоит в том, что каждой группе придается определенный цвет, и, таким образом, вся картограмма получается цветной. Здесь различают два варианта.

Первый вариант - построение многоцветной картограммы, каждой группе придается краска определенного цвета, причем интенсивность цвета должна соответствовать интенсивности показателя.

Второй вариант - состоит в построении тональной градации, т.е. используется различные тона одного и того же цвета. Количество тонов должно быть 5 - 6, не более. Картограмму нужно делать таким образом, чтобы насыщенности тона соответствовало нарастание показателя.

Метод штриховки состоит в нанесении черного цвета на белый фон. Можно использовать один и тот же тип штриховки с помощью, например, косых линий. В этом случае изменение густоты будет определяться толщиной черных линий. Подобную штриховку следует назвать однотипной.

Разнотипная же штриховка будет основана на использовании косых, вертикальных и горизонтальных линий, причем подбирать их следует так, чтобы различным показателям соответствовала разная интенсивность штриховки (начинать нужно с редких косых линий и кончать “клеткой”).

Картодиаграмма представляет собой сочетание схематической географической карты с диаграммой

Это сочетание заключается в том, что фигуры, используемые в диаграмме, разбросаны по карте в соответствии с той территорией, которые они представляют. Диаграммные фигуры картограммы статистически характеризируют данную территорию по одному или нескольким признакам.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

В повседневной практической деятельности врач, как правило, получает любую информацию в абсолютных числах.

Абсолютные величины несут важную информацию о размере того или иного явления и могут быть использованы в анализе, в том числе в сравнительном. Однако они часто не отвечают на все поставленные вопросы. Так, например, врачу интересны сведения о здоровье обслуживаемого населения (показатели заболеваемости и др.), а у него есть информация только о числе зарегистрированных заболеваний (абсолютные числа), которые «заболеваемость» не характеризуют.

Для более углубленного анализа общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения, а также деятельности медицинского работника используются обобщающие показатели, называемые относительными величинами. Они применяются для изучения совокупности, которая характеризуется, главным образом, альтернативным распределением качественных признаков.

Относительные величины, получаемые из соотношения двух сравниваемых чисел, для удобства сопоставления обычно умножаются на какое-либо круглое число (100, 1000, 10000, 100000 и т.д.), которое называется основанием. В результате полученные коэффициенты приобретают форму "процентов" (%), "промилли" (‰), "продецимилли" ( ), "просантимилли" ( ) и т.д. Чем реже встречается изучаемое явление, тем больше числовое основание следует избрать с тем, чтобы не было коэффициентов меньше единицы, которыми неудобно пользоваться.

Различают следующие виды относительных величин, чаще всего применяемых в медицинской статистике:

1. интенсивные показатели;

2. экстенсивные показатели;

3. показатели соотношения;

4. показатели наглядности.

Интенсивные показатели характеризуют частоту (интенсивность, уровень, распространенность) явления в среде, в которой оно происходит и с которой непосредственно органически связано.

В демографической и санитарной медицинской статистике в качестве среды часто рассматривается население и при расчете к нему относят то или иное явление, например, число заболеваний за год, число рождений за год, число смертей за год и т.д. При вычислении показателя младенческой смертности средой является количество новорожденных и к нему относят число умерших детей в возрасте до 1 года.

Коэффициенты интенсивности рассчитываются на основание - 100, 1000, 10000, 100000 и т.д. в зависимости от распространенности явления.

Техника вычисления интенсивных коэффициентов выглядит следующим образом:

 

Средняя - это величина, которая одним числовым значением дает представление обо всей статистической совокупности. Средние величины следует вычислять только на качественно однородном материале. Так, например, при характеристике физического развития новорожденных в исследуемую группу должны быть отобраны младенцы одного пола. Во-вторых, при определении средних величин должно быть достаточное число наблюдений в выборочной совокупности.

Различают несколько видов средних величин: средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, мода, медиана и др.

Из этих характеристик в медицинской статистике наиболее часто пользуются средними арифметическими величинами. Средние арифметические величины, в свою очередь, в зависимости от метода расчета делятся на:

· среднюю арифметическую простую,

· среднюю арифметическую взвешенную,

· среднюю арифметическую способом моментов,

· среднюю арифметическую в сгруппированном (интервальном) ряду.

Для расчета средней арифметической величины, прежде всего числовые значения (варианты) располагают в возрастающем или, напротив, в убывающем порядке, т.е. составляют вариационный ряд.

Кроме средней арифметической величины в медицинской статистике пользуются модой и медианой.

Модой в вариационном ряду называется варианта, которая среди других встре



2015-12-04 333 Обсуждений (0)
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)