Аналитический обзор статей, посвященных инфляции в период с 2006 по 2009 гг
Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции – обесценение денег. В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.[1] В период с 2006 по 2009 год вопросы изучения инфляции являлись актуальными, так как темпы ее роста повышались с 2006 по 2008 гг. В кризисный 2008 год уровень инфляции составил 13,3%.[2] В связи с этим наибольшее количество статей, посвященных теме инфляции, сосредоточено в выпусках журнала «Вопросы экономики» 2008 года.[3] В 2009 году уровень инфляции снизился до 8,1%[4], поэтому в номерах данного журнала 2009 года[5] нет статей посвященных инфляции, они скорее затрагивают данную тему. Свое внимание авторы акцентируют на причинах и последствиях финансового кризиса, а также на антиинфляционной политике России. Рассмотрим данные статьи в хронологическом порядке. Из 6 найденных статей по одной статье приходится на 2006 и 2007 гг., 4 статьи - на 2008г. Статья, опубликованная в 2006 году В.Ольшевским, посвящена сравнительному анализу теорий инфляций в отечественной экономической науке ХХ в. с привлечением различных исторических документов. В его работе показана связь этих теорий с усложнением понимания инфляции как феномена экономической жизни.[6] Что касается статьи 2007 года, то в ней анализируется инфляция в России и во всем мире, рассматриваются негативные последствия инфляции для экономики, а также необходимость достижения ценовой стабильности. Кроме того, автор статьи А.Кудрин уделяет внимание анализу факторов влияющих на инфляцию. По итогам анализа он приходит к выводу о «необходимости комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7 - 10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения».[7] В 2008 году было выявлено 4 статьи, посвященных теме инфляции. В своей статье А. Улюкаев, С. Дробышевский, П. Трунин, подробно описывают режим таргетирования[8], успешно используемый многими странами, а также условия его применения в России.[9] Г. Фетисов проанализировал механизм изменения цен в условиях «голландской болезни» на основе модели централизованно управляемой открытой экономики – чистого экспортера сырья. Также предложены рекомендации по использованию немонетарных методов борьбы с инфляцией в России.[10] А. Поршаков, А. Пономаренко изучили взаимосвязь денежного предложения и инфляции в экономике России на основе современной методологии в области экономико-статистического моделирования инфляционных процессов. Также авторы статьи рассматривают роль денег как в мировой, так и в российской экономике.[11] Л.Евстигнеева и Р.Евстигнеев в своей статье «Инфляция в новом измерении» авторы анализируют инфляцию с помощью экономической синергетики. Тем самым, определяя ее как форму реализации структурно-институционального динамического потенциала экономики.[12] Рассмотрим линии совпадения в статьях. В статье А. Кудрина «Инфляция: российские и мировые тенденции» и статье А. Улюкаева, С. Дробышевского, П. Трунина «Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ» рассматривается понятие «таргентирование». А. Кудрин приходит к выводу, что режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией.[13] А авторы второй статьи сообщают, что в настоящее время в России начинают формироваться условия, необходимые для успешного перехода к инфляционному таргетированию.[14] Следующая линия совпадения – понятие «кривая Филлипса» рассматривается в статье А.Кудрина[15] и статье А. Поршакова, А. Пономаренко «Проблема идентификации и моделирования взаимосвязи монетарного фактора и инфляции в российской экономике». В обеих статьях авторы приходят к выводу о том, что классическая кривая стала объектом критики как с теоретической, так и с практической точки зрения и в настоящее время ее не используют, так как связи между инфляцией и безработицей существуют лишь в краткосрочном периоде. Так как «в долгосрочной перспективе ожидаемая ошибка экономических агентов при формировании инфляционных ожиданий стремится к нулю, в результате чего безработица автоматически оказывается на естественном уровне».[16] В статье Г. Фетисов. «Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни» и статье А.Кудрина «Инфляция: российские и мировые тенденции» упоминается о понятиях монетарных и немонетарных факторов инфляции. Причем автор первой статьи отмечает, что «борьба с инфляцией монетарными методами малопродуктивна».[17] Таким образом, за исследуемый период были выявлены селующие линии сравнения: кривая Филлипса, режим таргетирования инфляции, монетарные и немонетарные факторы, влияющие на инфляцию. Следует отметить, что в статье А.Кудрина встречаются все три рассмотренных понятия.
[1] Библиотека научной и студенческой информации – [Электронный ресурс]. – М., URL: http://bibliofond.ru/ [2] FundsHub.ru: информационно-аналитический портал – [Электронный ресурс]. – М., URL: http://www.fundshub.ru/finances/benchmarks/6396.php [3] Вопросы экономики – 2008. [4] FundsHub.ru: информационно-аналитический портал – [Электронный ресурс]. – М., URL: http://www.fundshub.ru/finances/benchmarks/6396.php [5] Вопросы экономики – 2009. [6] Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // Вопросы экономики – 2006. – № 1. [7] Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики – 2007. – №10. [8] Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. [9] Улюкаев А., Дробышевский С., Трунин П. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ // Вопросы экономики – 2008. - №1. [10] Г. Фетисов. «Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни» // Вопросы экономики – 2008. - №3. [11] А. Поршаков, А. Пономаренко. «Проблема идентификации и моделирования взаимосвязи монетарного фактора и инфляции в российской экономике» // Вопросы экономики – 2008. - №7 [12] Л.Евстигнеева, Р.Евстигнеев. «Инфляция в новом измерении» // Вопросы экономики – 2008. - №7 [13] Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики – 2007. – №10. [14] Улюкаев А., Дробышевский С., Трунин П. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ // Вопросы экономики – 2008. - №1.
[15] Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики – 2007. – №10. [16] А. Поршаков, А. Пономаренко. «Проблема идентификации и моделирования взаимосвязи монетарного фактора и инфляции в российской экономике» // Вопросы экономики – 2008. - №7. [17] Г. Фетисов. «Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни» // Вопросы экономики – 2008. - №3.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |