Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы борьбы с инфляцией



2015-12-04 538 Обсуждений (0)
Методы борьбы с инфляцией 0.00 из 5.00 0 оценок




Инфляция.

 

Инфляция – это постоянный рост общего уровня цен на товары и услуги, при котором падает покупательная сила денежной единицы.

Инфляция может быть измерена с помощью специальных относительных показателей роста цен, так называемых индексов цен. Наиболее всеобъемлющую информацию даёт такой индекс, если рассчитать его применительно ко всему объёму произведённых страною за год товаров и услуг. Такой индекс называется дефлятором, поскольку он как бы очищает, «деинфлирует» объёмные показатели экономического роста от влияния инфляции.

 

Инфляция может порождаться различными факторами:

Инфляция спроса – это результат увеличения совокупного спроса, из– за которого кривая совокупного спроса сдвигается вправо с одновременным повышением уровня всех цен.

В такой ситуации экономика будет работать как бы выше уровня полного использования всех производственных ресурсов. Но поскольку реально это невозможно, то мы здесь сталкиваемся с ситуацией кратковременного завышения оценки обществом товаров и услуг, произведённых из имеющихся ресурсов.

Возникновение инфляции спроса.

 

Инфляция предложения – это результат кратковременного снижения совокупного предложения, которое ведёт к сдвигу влево кривой предложения и повышения уровня цен из-за усилившегося дефицита многих товаров.

В этой ситуации объём товаров и услуг оказывается ниже уровня, возможного при полном использовании имеющихся у страны производственных ресурсов.

Таким образом, возникает избыточная безработица, снижаются зарплаты и цены на другие факторы производства, оказавшиеся в избытке из-за сокращения производственного спроса, т.е. экономика, начинает работать ниже уровня, возможного при полном использовании имеющихся у неё ресурсов.

При инфляции предложения возможно сокращение издержек производства, а значит, становится выгодным наращивать предложение, и оно начинает расти. Инфляция предложения приобретает особенно неприятные формы в тех случаях, когда предложение изменяется особенно резко (неурожаи, внезапный взлёт цен на сырьё…) – такие события называются шоками предложения, и они способны чрезвычайно обострить инфляцию.

При инфляции происходит снижение покупательной способности денег вообще. Следовательно, происходит снижение ценности всех видов богатств, имеющих денежную форму. В частности, обесцениваются сбережения.

Инфляция ведёт к перераспределению доходов и богатства между группами населения.

Это происходит потому, что при инфляции всегда проигрывают те, кто получает кредиты. Причина проста - за срок возврата кредита деньги обесцениваются настолько, что даже самый высокий процент за кредит оказывается неспособным компенсировать падение покупательной способности одолженных денег. А поскольку среди получающих кредиты абсолютное большинство составляют те, кому меньше 45 лет, получается, что за счёт использования кредитов они реально перераспределяют в свою пользу то состояние, которое в доинфляционный период накопило старшее поколение. Но самый большой выигрыш от инфляции получает правительство. Ведь оно - самый большой в стране должник, а инфляция обесценивает долги. В то же время правительство всегда имеет возможность под прикрытием инфляции покрыть свои расходы за счёт выпуска необеспеченных денег.

Инфляция отрицательно влияет на экономический рост государства, и на рациональность использования им своих ресурсов. При высокой инфляции резко сокращаются инвестиции в производство.

Причины постоянного роста цен:

Основная такая причина- нарушение нормального соотношения между количеством денег, которое в данный момент обращается в экономике, и массой товаров и услуг, имеющихся на рынке. Это соотношение задаётся так называемым уравнением обмена:

M x V= P x Q

Где М – масса денег; V – скорость обращения денег (то есть число, показывающее, сколько раз в среднем за год денежная единица расходовалась на покупку товаров); Р – цены всех продаваемых в стране товаров (уровень цен или совокупная цена); Q – количество товаров и услуг, продаваемых в стране.

Можно записать эту формулу в ином виде:

P= M x V

Q

Это показывает, что уровень цен прямо зависит от величины денежной массы и скорости обращения денег.

Если денежная масса увеличивается слишком быстро в сравнении с ростом товарной массы, то деньги как бы теряют своё «товарное наполнение» и становятся менее ценными, чем прежде.

Последствия инфляции во многом зависят от того, является она ожидаемой или неожиданной.

 

Методы борьбы с инфляцией.

Инфляция очень чувствительна к резкому сокращению темпа роста денежной массы, когда в стране возникает относительный «денежный голод».

Такая «терапия» используется обычно при стойкой инфляции, которая успела создать в стране стабильные инфляционные ожидания. Начинается резкое снижение темпов роста денежной массы. Цель таких действий – заморозить совокупный спрос. Таким образом, можно добиться, что бы уровень цен был ниже инфляционных ожиданий, но и реальное производство снизится, а значит, возникнет избыточная безработица (обычная плата за успехи в борьбе с инфляцией).

В результате производители и покупатели убедятся в том, что уровень цен ниже, чем они ожидали. Они перестроят свои инфляционные ожидания на более низкий уровень. Уровень цен понизится, а производство вернётся к полной занятости. Результат очевиден – стойкая инфляция сбита.

Во что обходится обществу «денежная диета»? Потеря той части реально возможного прироста благосостояния страны, которая была утеряна из – за временного спада во время антиинфляционного лечения и увеличения временной избыточной безработицы.

Другой метод – индексирование. Это процесс автоматической перестройки цен и зарплаты, когда зарплата автоматически повышается вслед за повышением цен. Такой метод якобы позволяет защитить всех граждан от отрицательных последствий инфляции.

Теоретически абсолютно непригоден. На практике, чем шире его применение, тем больше ускоряет он инфляцию вплоть до момента, когда она переходит в гиперинфляцию.

Гиперинфляция – это с особенно высокими темпами рота цен (обычно более 50% в месяц), при которой становятся невыгодными любое производство и даже многообразная торговая деятельность, а люди озабочены лишь тем, как побыстрее избавиться от денег, обменяв их на любые товары.

Неизбежным следствием инфляции становится подрыв денежного обращения и массовый переход к натуральному обмену.

Ещё один метод борьбы с инфляцией называют обычно «регулируемой политикой доходов». Он предполагает установление правительством совокупности норм и правил, удерживающих рост зарплаты, цен и инфляционных ожиданий. Довольно часто эта политика приносила нужные результаты, если одновременно осуществлялись: контроль за ценами и зарплатой, торможение спроса (сжатие денежной массы), психологическое воздействие на население.

Из этих мер наиболее сильной является прямой правительственный контроль за ценами и зарплатой. Но он даёт кратковременный эффект. В долговременном плане он подрывает структуру системы цен, нарушая реальность их соотношений. Значит, она несёт в себе угрозу эффективному распределению ограниченных ресурсов общества.

Неплохим методом удержания умеренной инфляции является соблюдение правила постоянного темпа роста денежной массы. Это правило предполагает проведение такой политики центрального банка страны, в основе которой – установление твёрдого постоянного ежегодного темпа увеличения денежной массы. Такой темп должен быть примерно равен долгосрочному темпу роста общего объёма производства товаров и услуг. Реализовать подобный метод крайне сложно из – за постоянного давления на центральны банк и правительство со стороны фирм.

Ещё один метод – градуализм.



2015-12-04 538 Обсуждений (0)
Методы борьбы с инфляцией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы борьбы с инфляцией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)