Стимулирование качества. Методы контроля качества
Стимулирование качества Стимулирование качества – это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции. Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Внешняя мотивация может действовать только кратковременно и периодически как побуждающее или вспомогательное средство. Реальную пользу для системы качества может принести только создание внутренней мотивации на предприятии. В менеджменте применяются по крайней мере 8 способов вознаграждения: 1. деньги. 2. одобрение. 3. действие. 4. вознаграждение свободным временем 5. взаимопонимание и проявление интереса к работику. 6. продвижение по служебной лестнице и личный рост. 7. предоставление самостоятельности и любимой работы. 8. призы. Методы контроля качества Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Контролю подвергаются: - поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия; - производимые заготовки, детали, сборочные единицы; - оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции. Основные задачи технического контроля заключаются в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ, выявлении и предупреждении брака, проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий. Методы контроля качества можно разбить на две группы: 1. Самопроверка или самоконтроль – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки. 2. Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса. Организация технического контроля заключается в: проектировании и осуществлении процесса контроля качества; определении организационных форм контроля; выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции; разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов. При контроле качества продукции используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушаюшие. Разрушающие методы: испытания на растяжение и сжатие; испытания на удар; испытания при повторно-переменных нагрузках; испытания твердости. Виды технического контроля: 1. по назначению: Входной (продукции от поставщиков); производственный; инспекционный (контроль контроля). 2. По стадиям технологического процесса: операционный (в процессе изготовления); приемочный (готовой продукции). 3. По методам контроля: технический осмотр (визуальный); измерительный; регистрационный; статистический. 4. По полноте охвата контролем производственного процесса: сплошной; выборочный; летучий; непрерывный; периодический. 5. По механизации контрольных операций: ручной; механизированный; полуавтоматический; автоматический 6. По влиянию на ход обработки: пассивный контроль (с остановкой процесса обработки и после обработки); активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра); активный контроль с автоматической подналадкой оборудования. 7. По влиянию на возможность последующего использования: разрушающий; неразрушающий. К неразрушающим методам принадлежат: магнитные (магнитографические методы); акустические (ультразвуковая дефектоскопия); радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма- лучей). 3Системы защиты качества продукции. Достичь высокого качества можно разными способами. Универсальный механизм эффективной работы предприятия в рыночных условиях — система менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001—2000, включающий работу в следующих сферах · Политика в области качества. · Менеджмент качества. · Системная поддержка. · Ориентация на потребителя. Политика в области качества Целью политики в области качества является достижение и поддержание качества выпускаемой продукции на уровне, превышающем уровень качества аналогичной продукции. Выпускаемая продукция должна отвечать установленным и ожидаемым требованиям потребителей и общества в целом и соответствовать условиям и возможностям ее реализации по ценам, которые позволяют получить максимальную прибыль. Поставленные цели достигаются за счет: · эффективных механизмов управления материально-техническим снабжением; · использования новых прогрессивных технологий и материалов при производстве; · постоянного совершенствования системы менеджмента качества. Менеджмент качества Модель системы менеджмента качества основывается на процессном подходе и предполагает постоянное совершенствование системы менеджмента качества. На основании регулярного анализа системы менеджмента качества и всех связанных с ней вопросов незамедлительно выделяются необходимые ресурсы и разрешаются возникающие проблемы. Тем самым руководство обеспечивает поддержку развития и постоянного улучшения системы менеджмента качества. Руководство предприятия берет на себя обязанность и несет ответственность за профессиональный рост работников завода, улучшение условий труда, развития инициативы, а также обеспечение предприятия материальными и финансовыми ресурсами. Обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества и постоянное ее совершенствование являются делом чести каждого работника завода. Данная политика в области качества известна каждому работнику предприятия и является основой для осуществления всех видов деятельности и совершенствования каждого из установленных процессов создания продукции. Системная поддержка На предприятии постоянно происходит контроль, измерение и анализ всех процессов. На всех стадиях производства установлен строгий внутризаводской контроль качества — от входного контроля сырья, материалов до выпуска готовой продукции. Отдел качества отслеживает и корректирует внедренные процессы системы менеджмента качества на основе регулярных внутренних проверок, повышая тем самым их эффективность, а также анализирует и совершенствует вместе с персоналом предприятия работоспособность системы. Метрологическая служба обеспечивает функциональную пригодность и требуемую точность средств контроля и средств измерительной техники, используемых на всех этапах производства. Ориентация на потребителя Система менеджмента качества распространяется на все подразделения завода, выполняющие закрепленные за каждым из них функции в системе менеджмента качества, а также на предприятиях, которые по договору с данным предприятием выполняют функции: · маркетинга; · разработки новых видов продукции на основании изучения потребительского спроса; · закупки сырья, материалов и комплектующих; · хранения и доставки сырья, материалов и готовой продукции к месту назначения; · реализации готовой продукции.
11.4 Сертификация продукции и систем качества. По определению, данному в Руководстве № 2 Международной организации по сертификации «Стандартизация и смежные виды деятельности – общий словарь», подтверждением соответствия является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются. Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции – система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура. Центральный орган системы сертификации – орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции. Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции. Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее – испытательная лаборатория). Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Сертификация направлена на достижение следующих целей: - создание условий для деятельности предприятия, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации; - защита отечественного рынка и интересов потребителей от поступления зарубежной продукции низкого качества; - содействие потребителям в компетентном выборе продукции; - содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции; - защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); - подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями. Нормативную сферу государственной сертификации можно представить в виде совокупности сферических уровней (см. рис.). Сертификация продукции включает: 1. подачу заявки на сертификацию; 2. принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации; 3. отбор, идентификацию образцов и их испытания; 4. оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации); 5. анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее – сертификат); 6. выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия; 7. осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации); 8. корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия; 9. информацию о результатах сертификации.
11.5 Система стандартизации качества. Международные стандарты. Стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции. По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг. Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к любой продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации. Механизм действий стандартизации состоит из четырех этапов: 1. Отбор объекта стандартизации (систематические, повторяющиеся объекты); 2. Моделирование объекта стандартизации (абстрактная модель реального объекта); 3. Оптимизация модели (оптимальная модель стандартизируемого объекта); 4. Стандартизация модели (разработка нормативного документа на базе унифицированной модели). Органы и службы стандартизации – организации, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Службы стандартизации – специально создаваемые организации (научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации) для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления. Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Государственные стандарты Российской Федерации включают: 1. обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии; 2. обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; 3. обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции. Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами. В настоящее время широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты: · МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»; · МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; · МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; · МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»; · МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»; · МС 8402 терминологический стандарт. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3760)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |