Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена также Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», однако сам перечень налогов был несколько иным. В переходный период, пока не принята и не введена в действие специальная часть НК РФ, перечень налогов определяется в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ». С принятием специальной части НК РФ перечень налогов будет регламентироваться Кодексом. Классификация налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ приводится в табл. 2.2. Как можно видеть, перечни налогов существенно различаются и Налоговый кодекс РФ значительно сократил число налогов. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов. Список налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального Собрания России, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем .
Таблица 2.2. Классификация налогов Российской Федерации
Однако так было не всегда. В 1994-1996 гг. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 от 22.12.93 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, в том числе органы местного самоуправления, имели право вводить на своей территории любые налоги сверх установленного перечня. Такое на первый взгляд демократическое право породило огромную волну произвола и дискриминации налогоплательщиков со стороны субфедеральных и местных структур. Поэтому в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень был «закрыт». Следует отметить, что НК РФ сократил права органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере налогообложения. Норма, записанная в Законе РФ «Об основах налоговой системы РФ» и предоставлявшая органам национально-государственных и административно-территориальных образований право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты, утратила силу с 01.01.1999 со вступлением в действие первой части Налогового кодекса РФ. После вступления в силу указанного акта были внесены изменения в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (см. Закон РФ от 31.3.99 № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"»), вследствие чего исчезло право предоставления дополнительных льгот. В проекте специальной части НК РФ, глава 23 «Налог на доход организаций», также отсутствует возможность для органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы. Указанное обстоятельство является отрицательным фактом, ограничивающим возможности влияния региональных и местных органов власти на процессы экономического развития территорий и проведения эффективной экономической политики. В отношении исполнительных органов власти НК РФ регламентирует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Таким образом, перечисленные выше органы издают акты нормативного характера только для своих подразделений, но они не имеют обязательной силы для налогоплательщиков и плательщиков сборов. В то же время налогоплательщики могут использовать необязательные для них документы в своей деятельности справочно. В мае 2000 г. Правительство РФ представило на рассмотрение в Федеральное собрание пакет поправок в Налоговый кодекс РФ, где предлагается унифицировать содержащиеся в различных статьях части первой Кодекса положения, уточнить используемые отдельные понятия и институты, определить новые понятия, а также устранить имеющиеся в тексте неточности. Кроме того, изменяются положения Кодекса, регулирующие: • исполнение обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов. В частности, предлагается признать обязанность налогоплательщика по уплате налога исполненной со дня списания банком соответствующих денежных средств со счета налогоплательщика; • представление налоговой декларации и внесения в нее изменений, а также порядок исправления ошибок, допущенных при исчислении налоговой базы организациями и индивидуальными предпринимателями. Предлагается предусмотреть, что в случае, если налогоплательщик самостоятельно исправил обнаруженные им ошибки в представленной в налоговый орган декларации и до подачи соответствующего заявления в налоговый орган принял все возможные меры для обеспечения уплаты налога, сдав платежное поручение в банк на перечисление налога в бюджет, указанное обстоятельство может быть признано смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения даже при отсутствии на счетах налогоплательщика в банках денежных средств, достаточных для уплаты налога; • проведение зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов. При этом предлагается возложить обязанность по принятию решения о возврате излишне уплаченных и зачисленных в бюджет сумм налогов на налоговые органы, а обязанность по возврату средств из федерального бюджета – на органы федерального казначейства, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – на соответствующие финансовые органы по представлению налоговых органов; • порядок предоставления налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов. В частности, в целях обеспечения обоснованности принятия решения уполномоченным органом о предоставлении налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита предлагается возложить обязанность на Минэкономики* России представлять налогоплательщикам заключения об эффективности инвестиционного проекта и целесообразности предоставления инвестиционного налогового кредита; • размер пени и порядок уплаты банками пени в случаях несвоевременного исполнения ими поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Предлагается распространить на банки порядок начисления и уплаты пени, применяемый в настоящее время в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов. Процентную ставку пени предлагается принять равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, уменьшив ее для банков в два раза по сравнению с действующей для них процентной ставкой. При этом предусматривается введение штрафа за совершение банками указанного нарушения законодательства о налогах и сборах в размере 60 % от неперечисленной банками суммы налога или сбора; • срок давности привлечения организаций к ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах. Предлагается указанный срок увеличить с трех до пяти лет; • систему ответственности за совершение налоговых правонарушений. В частности, предлагается установить, что штраф за нарушение организацией правил учета и составления отчетности может применяться только в том случае, если нарушение указанных правил повлекло занижение налоговой базы и неуплату налога. * В настоящее время – Министерство экономического развития и торговли.
Следует отметить, что частые изменения в налоговом законодательстве существенно затрудняют осуществление хозяйственной деятельности, а кроме того, снижают ценность самого Налогового кодекса – основополагающего налогового акта страны. Стабильная налоговая система должна стать основным направлением государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации.
Контрольные вопросы
1. Назовите уровни нормативного регулирования налогообложения в РФ. 2. Является ли МНС РФ органом валютного контроля? 3. Когда считается исполненной обязанность налогоплательщика по уплате налога? 4. Могут ли органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливать налоги вне перечня, содержащегося в федеральном законодательстве? 5. На основании каких документов вводятся в действие региональные и местные налоги? Список литературы
1. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Зарипов В. М. Комментарий изменений и дополнений к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А. В. Брызгалина. М.: «Аналитика-пресс»,1999, – 232 с. 2. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ (с комментариями). Сборник нормативно-методических материалов. Вып. 4. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1999. -144 с. 3. Глинкин А. А. Понятие «реализация» товаров (работ, услуг) в свете Налогового кодекса РФ/ Консультант. № 7.1999. С. 39-42. 4. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части I (по главам) //Нормативные акты для бухгалтера. № 15.1999. С. 8-92. 5. Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах в РФ». 6. Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». 7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ. 8. Закон РФ от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». 9. Закон РФ от 30.03.99 № 51-ФЗ «О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». 10. Закон РФ от 09.07.99 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». 11. Закон РФ от 09.07.99 № 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"». 12. Закон РФ от 02.01.00 № 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1058)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |