Тема 2. Налоговая система России и зарубежных стран
1. Понятие и особенности построения налоговой системы в России 2. Возникновение и развитие налогообложения в России 3. Особенности построения налоговой системы в промышленно развитых и развивающихся государствах
Понятие и особенности построения налоговой системы В России Налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Налоговая система РФ включает: - систему налогов и сборов РФ; - систему налоговых правоотношений; - систему участников налоговых правоотношений; - нормативно-правовую базу сферы налогообложения. Налоговая система призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным отраслям хозяйствования. Значение и структура налоговой системы определяются социально-экономическим строем общества и государства. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Система налогов и сборов Российской Федерациипредставляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех видов налогов и сборов: 1) федеральные налоги и сборы; 2) региональные налоги; 3) местные налоги. Основное отличие этих видов налогов и сборов друг от друга заключается в территории, на которой эти налоговые платежи вводятся и взимаются. По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей страны. Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта РФ, например, законом области, края или республики, и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. В свою очередь, перечень видов федеральных, региональных и местных налогов является закрытым, произвольному расширению ненадлежащим лицом (например, законодательным собранием какой-либо области или края) не подлежит и содержится в статьях 13, 14 и 15 части первой НК РФ. В 2007 г. на территории РФ действуют 14 налогов и сборов. Налоговые правоотношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права. Налоговые отношения содержат одновременно два элемента: экономический и правовой. Экономический элемент - то, по поводу чего и во имя чего действуют эти отношения (денежные ресурсы). Юридический элемент - это строго определенная правовая форма таких налоговых правоотношений. При отсутствии в отношениях какого-либо из указанных элементов они перестают быть налоговыми отношениями. В экономической и в юридической науке любые отношения рассматриваются как общественно-экономические, имеющие определенную структуру и состав. При этом под составом каждого конкретного налогового отношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. Структуру налоговых правоотношений образуют следующие три элемента: - субъекты отношения - это его участники (стороны); - содержание отношения - это субъективные права и обязанности субъектов; - объект отношения - это то, по поводу чего или ради чего субъекты правоотношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь (разнообразные материальные и нематериальные блага). Налогоплательщики и плательщики сборов (наравне с налоговыми органами) являются центральными фигурами в структуре субъектов налоговых отношений. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица (обладающие предпринимательским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Деление налогоплательщиков (плательщиков сборов) на группы показано на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Физические лица подразделяются на два вида: налоговые резиденты РФ; налоговые нерезиденты РФ. Физическими лицами - налоговыми резидентами России в соответствии со ст. 207 НК РФ признаются физические лица, которые находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение Физические лица - нерезиденты – это лица, находящиеся на территории нашей страны менее 183 дней. Поэтому по общему правилу требования по уплате налогов могут быть предъявлены к нерезидентам РФ лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории. В свою очередь, под выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов) организациями понимаются: - российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; - иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Такие зарубежные корпоративные юридические образования уплачивают налоги в РФ, если они осуществляют свою деятельность в РФ через свои постоянные представительства. К субъектам налоговых правоотношений относятся также налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответственный бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Введение института налогового агента было обусловлено необходимостью упрощения и в то же время повышения эффективности налогообложения, во-первых, доходов, выплачиваемых работодателями физическим лицам, во-вторых, доходов иностранных лиц. Другими важными субъектами налоговых отношений являются налоговые органы. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В случаях прямо предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговое законодательство – совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |