Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПАРАМЕТРЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА



2015-12-04 971 Обсуждений (0)
ПАРАМЕТРЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА 0.00 из 5.00 0 оценок




Пара-метры Функциональная локализация на­рушения Время поражения (хроногенность) Взаимоотноше­ния между первичным и вторичным дефектом Меж­функциональные взаимодействия в процессе аномального системогенеза
Характеристика Различают два основ­ных вида дефекта. 1. Частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиза, праксиса, речи. 2. Об­щий, связанный с нарушением регуляторных систем: - подкорковых (при нарушении наблюдаются снижение уровня бодрствова­ния, психической активности, патологии влечений, элементарные эмо­циональные расстройства); -корковых (возникают дефекты интеллектуальной деятельности: *целеполагания, *программирования, *контроля, *нарушения более сложных, специфичес­ких человеческих эмоциональных образований. Т.е. страдает аффективная или когнитивная регуляция деятельности В нормальном онтогенезе имеется определенная последователь­ность в формировании мозговых механизмов психической деятельнос­ти. Развитие отдельных корковых анализаторов не только обгоняет со­зревание лобных регуляторных систем, но и прямо влияет на их фор­мирование. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерар­хию. Дисфункция регуляторных систем, являющихся, "сверханализаторной системой", влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях более парциальны и не­редко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем. 1. Учитывается, когда возникло повреждение: дефект ранний (до 3-х лет) дефект поздний ( после 3-х лет). Чем раньше про­изошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития - ретардация (Л.С. Выготс­кий, 1956). Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем бо­лее характерны явления повреждения с распадом структуры психичес­кой функции. 2. Длительность воздействия вредоносного фактора на развивающийся мозг. Повреждаются чаще фун­кциональные системы с относительно коротким временным циклом раз­вития (анализаторы, а также функции, имеющие подкорковую лока­лизацию, формирование которых в онтогенезе завершается относитель­но рано). Корковые же функции, имеющие более длительный период раз­вития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаютсяв своем развитии. 3. Совпадает ли действие вредоносного фактора с сензитивным периодом. В сензитивный пери­од функция характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отноше­нию к вредности. Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить явления регресса — возврата функ­ции на более ранний возрастной уровень как временного, функциональ­ного, так и стойкого, связанного с повреждением функции (на­пример, к временной потере навыков ходьбы, опрятности и т. д.). Приме­ром стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вслед­ствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при РДА. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. Регрессу подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде, но и функции уже достаточно прочно закрепленные. Явления регресса следует дифференцировать от явлений распа­да,при котором происходит не снижение функции на более ранний воз­растной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Отставание в развитии никогда не носит равномерного характера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и обладают наибольшей неустойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с повреж­денной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки яв­ления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем фор­мировании психических функций. l. Первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (N слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.) ΙΙ Вторич­ные, возникающие опосредованно в процессе нарушенного социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкор­ковых). В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвес­тен (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а "основ­ной" дефект. Структура вторичного дефекта включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, опре­деляющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной —специфическое недоразви­тие (например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха). Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. В результате разные вредности могут в определенной мере приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возра­сте наиболее интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми явля­ются две функции: произвольная моторика и речь. Обе они нарушаются чаще всего при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от ос­новного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опос­редован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторовможет привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. Так, например, нарушение сенсорной стороны речи наряду со специфическими вторичными нарушениями обусловливает и задержку «психического развития, которая будет проявляться в замедлении ста­новления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д. Явления задержки психического развития могут наблюдаться в структурахнервно-психических расстройств и при патологии других систем: нарушеииях зрения, слуха, двигательной и эмоциональной сферы. В зависимости от места первичного дефекта направление вторич­ного недоразвития может быть "снизу вверх" или "сверху вниз".(на­правление "снизу вверх" — от элементарных функций к более сложным). 1. Явления временной независимости функциихарактерны для ран­них этапов онтогенеза. До двухлет­него возраста линии развития мышления и речи идут раздельно; позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). 2. Второй тип связей также наблюдается на ран­них этапах онтогенеза — ассоциативный (по принципу цепочки). При таком типе взаимодействия разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут обладать различной степенью сложности, однако сам тип такой организации указывает на малую дифференцированность пси­хических процессов. 3. Психические функции, построенные по третьему, иерархическому типу, формируются в процессе усложняющейся предметной деятельно­сти и общения. Иерархический, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластично­стью и устойчивостью. Это достигается выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также оп­ределенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых ре­шает свою "личную" задачу. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет возможности для дальнейшего усложнения в развитии. В условиях такой автономности нарушения в одном из звеньев при со­хранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке пси­хического процесса, а не к нарушению его целостности, как это имеет место при ассоциативном типе организаций межфункциональных свя­зей. В патологии же имеет место нарушение межфункциональных свя­зей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолирован­ная функция, лишенная воздействий со стороны других психических фун­кций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. При этом изо­лированной может оказаться не только поврежденная функция, но и со­хранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирую­щее воздействие со стороны нарушенной функции. Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникают их патологическая фиксация,трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации больше описаны в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. Так, "пик" страхов в норме ограничен сензитивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды. Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, что также замедляет развитие. Наиболее страдает развитие сложных иерархических координаций. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координации, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях. Среди основных проявлений нарушений межфункциональных связей можно выделить следующие: а) явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм (наиболее ха­рактерно для олигофрении и задержки психического развития). б) явления патологической акселерацииотдельных функций, на­пример, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влече­ния при преждевременном половом созревании церебрально-органичес­кого генеза; в) сочетание явлений патологической акселерации и ретардации пси­хических функций, например, сочетание раннего воз­никновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме.


2015-12-04 971 Обсуждений (0)
ПАРАМЕТРЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПАРАМЕТРЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)