Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коллективистский и индивидуалистический типы корпоративных культур



2015-12-04 537 Обсуждений (0)
Коллективистский и индивидуалистический типы корпоративных культур 0.00 из 5.00 0 оценок




Социология управления

Исследование аспекта «индивидуализм – коллективизм» в контексте различия культур было впервые предпринято голландцем Гиртом Хофстедом по заданию корпорации IBM. По Хофстеду культуры (в т.ч., и корпоративные) следует изучать путем сравнения по пяти так называемым «культурных измерениям»:

Измерение «Индивидуализм–коллективизм» отражает отношение человека к сообществу и к себе подобным. В индивидуалистических сообществах людьми движет главным образом личный интерес и интересы ближайших членов семьи. Поэтому индивидуалистические сообщества более ориентированы на уважение прав человека и высокую ценность человеческой жизни. В фирмах индивидуалистического типа ценится рационализм, логика и когнитивная последовательность.

В коллективистских же сообществах каждый индивидуум склонен соблюдать интересы своей группы (семьи, клана) и не иметь мнений или убеждений, отличных от принятых в группе. В обмен на эту лояльность группа должна защищать своих членов, когда им что-то угрожает. Ответственность при этом разделяется между членами группы, каждый из которых подотчетен коллективу. Коллективистский климат в большинстве фирм(но не во всех!) обычно означает ожидание сотрудниками помощи и защиты со стороны начальника, дефицит лично ответственных сотрудников, низкую мобильность рабочей силы, консервативность, сдержанное отношение к чужим, привычка следовать эмоциям постоянные откладывания давно назревших изменений в расчете «на авось».

Кстати, согласно Хофстеду, богатые страны богаты именно потому, что имеют индивидуалистическую культуру, стимулирующую через активность и энергию отдельных людей развитие общества в целом. Распространению индивидуалистических культур способствуют экономическая самодостаточность, образование, миграции, социальная мобильность и урбанизация.

При ответе на вопрос: «Кто я?» представители коллективистских культур склонны отвечать в терминах социальной принадлежности («я — сын, я – китаец, я – болельщик»), а в индивидуалистических — в терминах личностных особенностей («я — творческий человек, я – лидер»). Статистика показывает, что в коллективистских культурах доля ответов, указывающих прежде всего на социализацию личности, составляет 30-60%, а в индивидуалистических – всего 15-20%.

Для участников индивидуалистических культур, в общем-то, не характерна существенная разница в оценке членов группы «своих», в которую входит индивид, и членов группы, внешней по отношению к индивиду. Они примерно одинаково (одинаково вежливо или одинаково невежливо) относятся и к своим, и к чужакам. У коллективистов же здесь обычно наблюдается политика двойных стандартов. Например, у них честность и забота о членах своего клана вполне может сочетаться жесткой эксплуатацией и обманом людей из внешнего мира.

«Индивидуалисты» склонны формировать свои дружеские отношения, исходя из взаимных симпатий, интересов, признания личностной идентичности (но число значимых и доверенных друзей, с которыми можно «отвести душу», при этом небольшое). В индивидуалистических культурах вполне допускается плюрализм — а иногда даже приветствуется конфронтация точек зрения внутри группы ради повышения ее развития и повышения ее конкурентоспособности – здесь человек может быть под свою собственную ответственность членом самых разнообразных сообществ (в т.ч., и с противоречивыми влияниями, между которыми он сам выбирает себе приоритеты).

А участники коллективистских культур предпочитают поддерживать многочисленные привязанности, которые сформировались в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников по группе. Но в целом для «коллективиста» число таких сообществ, членом которых он является, обычно оказывается меньшим, чем у «индивидуалиста». Члены индивидуалистических культур склонны ощущать себя в группе отдельными, независимыми, автономными личностями.

«Коллективисты» склонны «не выносить сор из избы», но такая апелляция к внешнему общественному мнению вполне допустима для «индивидуалистов». В случае конфликта влияния различных групп люди из коллективистских культур предпочитают сохранять отношения по вертикали, а из индивидуалистических — по горизонтали. Уверенность в себе для «коллективиста» означает: «Я не являюсь обузой для своей группы», а для «индивидуалиста»: «Я могу делать то, что мне надо».

В коллективистских культурах успех человека чаще объясняется помощью других людей, богатству и т.д., а в индивидуалистических культурах успех приписывается способностям личности. Неудача, в свою очередь, в коллективистских культурах трактуется как следствие лени, а в индивидуалистических — как результат неудачных обстоятельств./p>

Коллективисты чувствуют себя дискомфортно в ситуации соперничества. Они нацелены на долговременные отношения и не стремятся делать бизнес с первой встречи, предпочитая установить сначала добрые межличностные отношения. Индивидуалисты в случае видения интересных перспектив более склонны к быстрому началу нового партнерства, а соревновательность они воспринимают как условие жизни.

В ситуациях неравного статуса коллективисты чувствуют себя вполне комфортно. Для них нормально как самому показывать уважение вышестоящему лицу, так и чувствовать себя «большим начальником» при общении с подчиненными. Коллективист воспринимает многочисленность сопровождения участника встречи как высокий статус персоны – так что индивидуалист, придя на встречу без свиты или команды, рискует оказаться в глазах коллективиста «социально незначимой персоной». А «индивидуалисты» не любят начальственного поведения и предпочитают горизонтальные, равные отношения.

Взаимодействие в коллективистской культуре традиционно осуществляется на основе подарков и оказания услуг – поэтому эти общества «в среднем» более подвержены коррупции. Коллективисты в среднем более лояльно относятся к нелегальным доходам и уклонению от уплаты налогов, поскольку считают отношения личности с группой более важными, чем отношения личности с государством. Триандис пишет: «Во многих коллективистских культурах служащие (в том числе и государственные) ждут от заказчика, помимо оплаты услуги, особой благодарности для себя лично. Индивидуалисты рассматривают это как взятку, но в коллективистских культурах, где личный доход скуден, а все распределяется между всеми, это воспринимается совершенно нормально».

Лучший способ заставить коллективиста изменить свою точку или поведение — это убедить авторитетных для него людей в том, что предложение соответствует целям группы. В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», а в индивидуалистических культурах — наоборот, стремится переломить ситуацию в «свою пользу».

В коллективистских культурах людям предпочитают знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуалистических культурах — наоборот, индивид больше склонен знать (и говорить) о себе, чем о других. Людям из коллективистских культур поведение участников индивидуалистических культур обычно представляется эгоистическим и нескромным (уж слишком часто индивидуалисты руководствуются принципом: «Сам себя не похвалишь, никто не похвалит»).

 



2015-12-04 537 Обсуждений (0)
Коллективистский и индивидуалистический типы корпоративных культур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коллективистский и индивидуалистический типы корпоративных культур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)