РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Психология управления»
по специальности 050706 – Педагогика и психология
Институт педагогики и психологии
Комсомольск-на-Амуре
Рабочая программа дисциплины составлена на основании ГОС ВПО специальности 050706 – Педагогика и психология, рекомендаций УМО вузов России и учебного плана ФГОУ ВПО «АмГПГУ»
Составитель учебной программы
к.пс.н., доцент Махова И.Ю.
Учебная программа утверждена на заседании кафедры психологии развития
Протокол №
Заведующий кафедрой
«_____» __________________ 2007 г. Шмакова В.А.
Одобрена научно-методическим советом по специальности 050706 – Педагогика и психология Института педагогики и психологии
«_____» __________________ 2007 г.
Председатель научно-методического
совета по специальности 05070 – Педагогика и психология
Института педагогики и психологии _____________________
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«_____» __________________ 2007 г. Трифонова Г.М.
Директор Института педагогики и психологии Чулкова Н.Ю.
«_____» __________________ 2007 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи изучения дисциплины
Цели:
1. Знакомство с историей, теориями управления и изучение психологии управленческой деятельности, субъекта и объекта управления
2. Овладение методами и приемами психологического изучения личности и деятельности руководителя и управляемой подсистемы.
Задачи:
- студент должен знать основные понятия психологии управления, основные теоретические подходы к управлению в истории менеджмента, психологические основы реализации основных управленческих функций
- студент должен уметь давать психологическую оценку качества принятых управленческих решений, реализации основных управленческих функций; изучать и давать психологическую характеристику субъекта управления, психологического климата организации
- студент должен приобрести навыки психологического исследования и интерпретации управляемой и управляющей подсистем организации, а также использования полученных данных в оптимизации функционирования организации; навыки консультирования и коммуникативного тренинга руководителей.
Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
Дисциплина «Психология управления» является курсом по выбору, направленным на овладение знаниями и навыками психологического консультирования в области экономики и управления (дисциплина специализации). Во время изучения данной дисциплины студенты знакомятся с проблемами, существующими в практике управления, овладевают теориями и основными понятиями в области психологии управления, а также методами психологического исследования личности и деятельности руководителя. В процессе практических занятий студенты получают навыки исследования руководителя как субъекта управления, изучения психологических сторон реализации основных управленческих функций; навыки анализа результатов этих исследований.
-
Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам для специальности 050706 - Педагогика и психология
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семинары (практические)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
Контрольные работы
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
Курсовая работа
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
Вид итогового контроля
| зач
|
|
|
|
| зач
|
|
|
|
|
|
Содержание разделов дисциплины для специальности 050706 - Педагогика и психология
3.1. Лекционные занятия. Наименование тем, их содержание, объем в часах
№ п/п
| Раздел, тема учебного курса, содержание лекции
| Количество часов
|
| Раздел 1..Основы психологии управления
|
|
1.1
| Основные понятия, предмет, методы и история развития психологии управления
Менеджмент, менеджер. Психология менеджмента. Объект и предмет психологии менеджмента. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Принципы эффективного управления. Законы управления. Психологические критерии эффективности управления. Управляющая и управляемая подсистемы. Структура управленческой психологии.
Методы исследования в психологии управления. Общепсихологические и специальные методы исследования деятельности руководителя и персонала. Микроанализ. Эмпирический анализ. Подход с позиции психологической теории деятельности. Ролевой подход к анализу деятельности руководителя и персонала. Дименсиональный подход. Нормативный подход. Функциональный анализ деятельности.
Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект. Теории европейского менеджмента. Модели американского и японского менеджмента. Практика американского менеджмента.
Организационные системы как объект психологии управления. Основные принципы построения организаций. Иерархические и адхократические организационные структуры. Формализованность организации.
|
|
| Раздел 2. Психология деятельности руководителя
|
|
2.1
| Психология выработки и принятия управленческих решений
Понятие управленческого решения. Виды решений и их место в управлении. Запрограммированные, высокоструктурированные решения. Незапрограммированные, слабоструктурированные решения. Макроэкономические и микроэкономические решения. Стратегические, тактические и оперативные решения. Индивидуальные и коллегиальные решения. Интуитивные и сознательно принятые решения.
Общая схема выработки и принятия управленческих решений. Модели принятия управленческих решений. Воздействие психологических факторов на выделение проблем, требующих решения.
Мотивы и предпочтения лиц, принимающих управленческие решения. Выработка и принятие коллегиальных управленческих решений.
|
|
2.2
| Психология отдельных видов и функций управления
Понятие функций управления. Планирование и целеполагание. Психологические факторы целеполагания и планирования. Организация как функция управления. Действие психологических факторов в организации. Мотивация персонала. Психологические теории мотивации персонала. Контроль как функция управления. Психологические аспекты управления качеством. СУК (TQM). Виды и модели контроля. Психология обратной связи в управлении.
|
|
| Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения
|
|
3.1
| Психологическая характеристика субъекта управления
Социальная перцепция и деятельность руководителя. Свойства практического мышления руководителя. Индивидуальная управленческая концепция руководителя. Состав и структура управленческих способностей. Особенности эмоционально-волевой регуляции состояний в деятельности руководителя. Проблема психического выгорания у менеджеров и его преодоления. Стили руководства и управления.
|
|
3.2
| Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия.
Лидерство, влияние, власть. Типы власти. Сущность и структура власти, ее институты и инструменты. Закономерности и принципы функционирования системы власти. Психологические свойства и психология управленческого поведения субъектов власти. Психология отношений и противоречия властвования.
Классификация методов управленческого воздействия. Феномен реактивного сопротивления личности в ответ на воздействие извне.
Социально-психологический климат организации, его диагностика. Психологический климат организации и проблема «корпоративного духа».
Подбор и расстановка кадров. Деятельность психолога в сфере управленческого консультирования.
|
|
3.2. Практические (семинарские) занятия. Наименование тем, их содержание, объем в часах
№ п/п
| Раздел лекционного курса, тема, содержание практического занятия
| Объем часов
| Контроль за усвоением программы курса
|
1.
| Раздел 1. Основы психологии управления.
№1. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект.
|
| Протоколы анализа этапов становления научного менеджмента и современных моделей менеджмента, выводы.
|
| Раздел 2. Психология деятельности руководителя
№2. Психология выработки и принятия управленческих решений
|
| 1. Протокол ответов.
2. Выводы о нормах временного предпочтения для вознаграждений и наказаний.
3. Сводные результаты тестирования с выводами по группе
|
| 2.2. Психология отдельных видов и функций управления
№3. Психология отдельных видов и функций управления
|
| 1. Формулирование целей по системе SMART
2. Приемы повышения мотивации персонала организации
|
| Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения
№4. Психологическая характеристика субъекта управления
|
| 1. Протоколы исследований, выводы
2. Рекомендации руководителю
|
| 3.2. Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия.
№5 Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия
|
| 1. Протоколы исследований, выводы
2. Анализ результатов тестирования
|
| 3.3. Психология и этика делового общения
№ 6Психология и этика делового общения
|
| 1. Приемы формирования коммуникативной компетентности
2. Программа коммуникативного тренинга
|
| Обсуждение рефератов по проблеме: «Особенности предпринимательства и психологии управления в России
| -
| 1.Представление реферата
2.Результаты тестирования
|
Самостоятельная работа студентов
Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения
| Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
| Сроки выполнения заданий студентами
| Перечень контрольных точек, работ, тестов, отчетов
| Сроки проведения контроля
|
| Раздел 1. Основы психологии управления.
| Протоколы анализа этапов становления научного менеджмента и современных моделей менеджмента, выводы.
| К пр. зан. №1
|
|
|
| Управленческая мысль в России
| Представление реферата
| К зачету
|
|
|
| Раздел 2. Психология деятельности руководителя
|
|
|
2.1
| Психология выработки и принятия управленческих решений
| Протокол ответов.
Выводы о нормах временного предпочтения для вознаграждений и наказаний.
Сводные результаты тестирования с выводами по группе
| К пр/з №2
|
|
|
2.2
| Психология отдельных видов и функций управления
| Формулирование целей по системе SMART
Приемы повышения мотивации персонала организации
| К пр/з №3
|
|
|
| Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения
|
3.1
| Психологическая характеристика субъекта управления
| Протоколы исследований, выводы
Рекомендации руководителю
| К пр/з №4
|
|
|
3.2
| Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия.
| Протоколы исследований, выводы
Анализ результатов тестирования
| К пр./з № 5
|
|
|
3.3
| Психология и этика делового общения.
| Приемы формирования коммуникативной компетентности
Программа коммуникативного тренинга
| К пр/з №6
|
|
|
5. Курсовой проект (работа), примерная тематика- не предусмотрен
6. Учебная практика и производственная (педагогическая) по дисциплине -не предусмотрена