Тематическая структура курса
Содержание Стр.
1. Пояснительная записка 3 2. Содержание Государственного образовательного стандарта 4 3. Тематическая структура курса 5 4. Предлагаемые темы семинаров 6 5. Темы докладов на семинарских занятиях 10 6. Темы для самостоятельного изучения 10 7. Вопросы для самопроверки по содержанию курса 11 8. Аттестационная работа 13 9. Глоссарий 24 10. Вопросы к экзамену (зачету) 37 11. Перечень рекомендованной литературы 40 12. Тесты. Демонстрационный вариант 41 Пояснительная записка Курс «Концепции современного естествознания» входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин. Программа курса предусматривает знакомство студентов - гуманитариев с некоторыми наиболее важными концепциями и проблемами современного естествознания, усвоение, пусть даже в общем виде, естественнонаучных методов исследования и формирование на этой основе целостного представления о мире, что поможет им лучше овладеть собственной профессией. Цели курса Дисциплина включена в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования в рамках многоуровневой системы с целью ознакомления студентов-гуманитариев с неотъемлемым компонентом культуры - естествознанием, а также с целью формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задачи курса Ознакомить студентов со структурой современного естествознания, наиболее общими положениями современных естественных наук, фундаментальными законами неживой природы в их современном понимании. Место курса в системе профессионального образования Данная дисциплина представляет собой результат синтеза знаний традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения материалов курса студент должен ЗНАТЬ: - задачи и возможности современного научного метода; - основные принципы научного познания; - содержание и мировоззренческое значение основных фундаментальных законов природы, составляющих каркас современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей различных дисциплин; - физическую картину мира как основу целостности и многообразия природы. - основные концепции в области физики, астрономии, химии, биологии, экологии и других естественных наук. ПОНИМАТЬ: - природу разъединения гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры и необходимость их воссоединения на основе целостного взгляда на мир; - дополнительность научного метода по отношению к художественному методу освоения действительности; - сущность и принципы моделирования природных явлений; - принципы преемственности и неразрывности в развитии естествознания; - связь проблем взаимоотношений общества и природы с основными концепциями и законами естествознания. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания; - о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, к человеку и обществу. УМЕТЬ: - обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания - применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами. Содержание Государственного образовательного стандарта Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы; реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли: особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени: самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Тематическая структура курса
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |