Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематическая структура курса



2015-12-04 317 Обсуждений (0)
Тематическая структура курса 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Стр.

 

1. Пояснительная записка 3

2. Содержание Государственного образовательного

стандарта 4

3. Тематическая структура курса 5

4. Предлагаемые темы семинаров 6

5. Темы докладов на семинарских занятиях 10

6. Темы для самостоятельного изучения 10

7. Вопросы для самопроверки по содержанию курса 11

8. Аттестационная работа 13

9. Глоссарий 24

10. Вопросы к экзамену (зачету) 37

11. Перечень рекомендованной литературы 40

12. Тесты. Демонстрационный вариант 41

Пояснительная записка

Курс «Концепции современного естествознания» входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин. Программа курса предусматривает знакомство студентов - гуманитариев с некоторыми наиболее важными концепциями и проблемами современного естествознания, усвоение, пусть даже в общем виде, естественнонаучных методов исследования и формирование на этой основе целостного представления о мире, что поможет им лучше овладеть собственной профессией.

Цели курса

Дисциплина включена в цикл общих естественнонаучных дисцип­лин базового высшего образования в рамках многоуровневой системы с целью ознакомления студентов-гуманитариев с неотъемлемым компонен­том культуры - естествознанием, а также с целью формирования целост­ного взгляда на окружающий мир.

Задачи курса

Ознакомить студентов со структурой современного естествознания, наиболее общими положениями современных естественных наук, фунда­ментальными законами неживой природы в их современном понимании.

Место курса в системе профессионального образования

Данная дисциплина представляет собой результат синтеза знаний традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии на основе ком­плексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения материалов курса студент должен

ЗНАТЬ:

- задачи и возможности современного научного метода;

- основные принципы научного познания;

- содержание и мировоззренческое значение основных фундамен­тальных законов природы, составляющих каркас современного естество­знания, к которым сводится множество частных закономерностей различных дисциплин;

- физическую картину мира как основу целостности и многообра­зия природы.

- основные концепции в области физики, астрономии, химии, биологии, экологии и других естественных наук.

ПОНИМАТЬ:

- природу разъединения гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры и необходимость их воссоединения на основе цело­стного взгляда на мир;

- дополнительность научного метода по отношению к художест­венному методу освоения действительности;

- сущность и принципы моделирования природных явлений;

- принципы преемственности и неразрывности в развитии естест­вознания;

- связь проблем взаимоотношений общества и природы с основ­ными концепциями и законами естествознания.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания;

- о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, к человеку и обществу.

УМЕТЬ:

- обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания

- применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.

Содержание Государственного образовательного стандарта

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы; реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли: особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени: самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Тематическая структура курса

N ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС N за- да- ния Тема задания
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Научный метод
Естествознание и его роль в культуре
Этика научных исследований. Псевдонаука
Развитие представлений о материи
Развитие представлений о движении
Развитие представлений о взаимодействии
Пространство, время, симметрия Принципы симметрии, законы сохранения
Эволюция представлений о пространстве и времени
Специальная теория относительности
Общая теория относительности
Структурные уровни и системная организация материи Микро-, макро-, мегамиры
Взаимосвязь структурных уровней организации материи
Организация материи на химическом уровне
Особенности биологического уровня организации материи
Порядок и беспорядок в природе Динамические и статистические теории
Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей
Принцип возрастания энтропии
Закономерности самоорганизации
Эволюционное естествознание Космология
Происхождение жизни
Биологический эволюционизм
Генетика и эволюция
Биосфера и человек Экосистемы
Биосфера
Человек в биосфере
Глобальный экологический кризис


2015-12-04 317 Обсуждений (0)
Тематическая структура курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематическая структура курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)