Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть



2015-12-04 649 Обсуждений (0)
II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, вза-имодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.

Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществле-ния функций компетенции, полномочий).

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще; всего в области организации и функ-ционирования государственного управления;

2) формирует Правительство РФ;

3) предлагает для одобрения Государственной Думе Феде-рального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);

4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимо-действие органов государственной властиРФ;

5) вправе принимать или отклонять отставку Правитель-ства РФ;

6) определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на со-держание деятельности высшего органа исполнительной вла-сти в стране);

7) вправе приостанавливать дёйствие актов органов испол-нительной власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответ-ствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во вре-мени и контролируется по содержанию;

8) вправе использовать согласительные процедуры для раз-решения разногласии между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае не достижения согласо-ванного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с иници-ативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.

9) представляет Государственной Думе Федерального Собра-ния кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает: на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

11) представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

12) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

13) формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;

14) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

15) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;

16) назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительств РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах я в порядке, предусмотренных федераль-ным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное по-ложение:

Реализуя свои полномочия. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов я распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ -- краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов -- подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, ко-торая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчи-ненных Президенту РФ.

Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномоч-ном представителе Президента Российской Федерации в феде-ральном округе. В России образовано семь федеральных округов:

Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволж-ский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять феде-ральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты меж-ду органами региональной государственной власти и территори-альными органами федеральной исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. №1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содей-ствующим реализации полномочий главы государства по вопро-сам обеспечения согласованного функционирования не взаимо-действия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президен-том РФ, являются: обсуждение имеющих особое государствен-ное значение проблем, касающихся взаимоотношении Россий-ской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государ-ственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; Обсужде-ние вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их долж-ностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, ука-зов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоря-жений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кад-ровой политики в стране. Указы Президента РФ по своей юридической силе бывают нормативными(т. е. имеющими общеобязательный характер и содержащими предписания общего характера) и индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение).

Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие (пр. - указ о введении чрезвычайного положения). Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Индивидуальные указы — это ре­шения Президента РФ, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения го­сударственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов феде­ральной исполнительной власти (пр. - о назначении руководителя того или иного ми­нистерства или ведомства).

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны на всей территории РФ. Это озна­чает, что они не могут не исполняться или быть приоста­новлены либо отменены органами государственной власти или субъектов РФ или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. Данное требование Конституции (ст. 90) означает, что акты Президента РФ имеют прямое действие в отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряже­ния Президента РФ не должны противоречить Конститу­ции и федеральным законам.

Важным вопросом при реализации данного конститу­ционного полномочия Президента РФ является соотно­шение указов с принимаемыми федеральными законами. Этот вопрос был предметом специального рассмотрения Конституционным Судом РФ. Согласно Постановлению от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке консти­туционности пункта 2 Указа Президента Российской Фе­дерации от 3 октября 1994 г. № 1969 "О мерах по укрепле­нию единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администра­ции края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» не противоречит Кон­ституции РФ издание Президентом РФ указов, восполняю­щих пробелы в правовом регулировании по вопросам, тре­бующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным зако­нам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о вве­дении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверж­дению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после ука­за) правовые акты главы государства. Они обычно содержат конкретные поручения, зада­ния, предписания частного характера. Распоряжения — это решения по оперативным, организационным и кадровым во­просам, а также по вопросам работы Администрации Пре­зидента РФ.

В случае несогласия с нормативным актом Президента РФ палаты Федерально­го Собрания, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Правительство РФ, высшие судебные органы РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъек­тов РФ, управомоченные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), могут сделать запрос Конституционному Суду РФ о соответствии этого акта Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституцион­ными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ серьезной политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в официальных государственных изданиях.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.

и др.

 

2. Указы Президента РФ по своей юридической силе бываютнормативными (т. е. имеющими общеобязательный характер и содержащими предписания общего характера) и индивидуальными(т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение).

Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие (пр. - указ о введении чрезвычайного положения). Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Индивидуальные указы — это ре­шения Президента РФ, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения го­сударственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов феде­ральной исполнительной власти (пр. - о назначении руководителя того или иного ми­нистерства или ведомства).

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны на всей территории РФ. Это озна­чает, что они не могут не исполняться или быть приоста­новлены либо отменены органами государственной власти или субъектов РФ или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. Данное требование Конституции (ст. 90) означает, что акты Президента РФ имеют прямое действие в отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряже­ния Президента РФ не должны противоречить Конститу­ции и федеральным законам.

Важным вопросом при реализации данного конститу­ционного полномочия Президента РФ является соотно­шение указов с принимаемыми федеральными законами. Этот вопрос был предметом специального рассмотрения Конституционным Судом РФ. Согласно Постановлению от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке консти­туционности пункта 2 Указа Президента Российской Фе­дерации от 3 октября 1994 г. № 1969 "О мерах по укрепле­нию единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администра­ции края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» не противоречит Кон­ституции РФ издание Президентом РФ указов, восполняю­щих пробелы в пр авовом регулировании по вопросам, тре­бующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным зако­нам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о вве­дении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверж­дению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после ука­за) правовые акты главы государства. Они обычно содержат конкретные поручения, зада­ния, предписания частного характера. Распоряжения — это решения по оперативным, организационным и кадровым во­просам, а также по вопросам работы Администрации Пре­зидента РФ.

В случае несогласия с нормативным актом Президента РФ палаты Федерально­го Собрания, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Правительство РФ, высшие судебные органы РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъек­тов РФ, управомоченные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), могут сделать запрос Конституционному Суду РФ о соответствии этого акта Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституцион­ными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ серьезной политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в официальных государственных изданиях.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.

Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ. Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думы.

 



2015-12-04 649 Обсуждений (0)
II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)