Я вижу во сне, как на волке верхом еду я по тропинке лесной (Я.Полонский)
СХЕМА АНАЛИЗА СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству. 2. Тип сложноподчиненного предложения по структуре: а) нерасчлененной структуры (присловное); б) расчлененной структуры (присоставное, детерминантное); в) контамированной струтктуры. Для предложения нерасчлененной структуры указать подгруппу: 1) собственно присловные предложения (присубстантивно-атрибутивные, изъяснительно-объектные, прикомпаративно-объектные; 2) приместоименные предложения (местоименно-соотносительные). 3. Основные средства связи главного предложения и придаточной части: а) подчинительный союз; - тип по структуре (простой/сложный); для сложного союза указать, расчлененный он или нерасчлененный; - тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный/двухместный, или двойной); - семантический тип (семантический/асемантический); для семантического союза указать, дифференцирующего или недифференцирующего он типа; - стилевая характеристика союза (стилистичсески нейтральный/принадлежащий к определенному стилю: книжный/разговорный); б) союзное слово: - частеречная принадлежность; - грамматическая форма; - синтаксическая функция; - для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного; в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры); - частеречная принадлежность; - тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая); - семантика (для изъяснительно-объектных сложноподчиненных предложений). 4. Коррелят: а) обязательность/факультативность/невозможность; б) функция коррелята (для предложений нерасчлененной структуры); в) подвижность/неподвижность (для предложений расчлененной структуры). 5. Дополнительные средства связи: а) позиция придаточной части: - препозиция/постпозиция/интерпозиция; - фиксированность/нефиксированность позиции; - гибкость/негибкость структуры; б) парадигма (свободная/несвободная). 6. Синтаксическое (грамматическое) значение придаточной части. 7. Структурно-семантический тип и подтип сложноподчиненного предложения. 8. Фразеологизированная (несвободная)/свободная модель. 9. Коммуникативная структура предложения: а) (коммукативно) членимое/нечленимое; б) актуальное членение предложения. 10. Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное. 11. Тип предложения по эмоциональной окрашенности (восклицательное/невосклицательное). 12. Структурная схема сложноподчиненного предложения (линейная). 13. Пунктуационный анализ при условии, если: а) в предложении есть трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из двух допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.
ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА СПП Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна (Н.Гоголь) 1. Предложение сложноподчиненное, двучленное. 2. Нерасчлененной структуры, собственно присловное (придаточная часть распространяет опорное слово комната в главной части). 3. Придаточная часть присоединяется к главному союзным словом которую, выраженным относительным местоимением. Форма ж.р., ед.ч. определяется формой распространяемого существительного, форма вин.п. – синтаксической функцией союзного слова в придаточной части; в предложении союзное слово является обстоятельством места. Союзное слово который отличается наименьшей семантической специализированностью и соотносится с разными группами опорных существительных. Опорное слово – существительное комната, придаточная часть реализует его категориальную валентность. 4. Коррелят (та) отсутствует, но факультативен; возможность его употребления обусловлена необходимостью выделения обозначаемого предмета из ряда однородных. 5. а) Придаточная часть находится в фиксированной постпозиции по отношению к определяемому слову; структура негибкая; б) парадигма свободная (не мотивирует синтаксического значения предложения). 6. Синтаксическое значение – атрибутивное (определительное). 7. Сложноподчиненное предложение с присубстантивно-атрибутивным придаточным, подтип собственно-выделительный. 8. Модель свободная (нефразеологизированная). 9. Предложение коммуникативно членимое. Придаточное, распространяя опорное существительное, входит в состав темы, рема – была совершенно темна. 10. Предложение повествовательное. 11. Невосклицательное. 12. [±к + сущ. комната], (с.с. которую).
Я вижу во сне, как на волке верхом еду я по тропинке лесной (Я.Полонский). 1. Предложение сложноподчиненное, двучленное. 2. Нерасчлененной структуры (придаточная часть распространяет одно изъясняемое слово вижу в главной части); собственно присловное. 3. Придаточная часть присоединяется простым одноместным асемантическим союзом как (стилистически нейтральным), который сигнализирует об оценке говорящим объекта как достоверного и динамического. Опорное слово – глагол восприятия вижу, требующий объектного распространения. Придаточная часть реализует его лексическую валентность. 4. Коррелят отсутствует (опорное слово – сильноуправляемый глагол). 5. а) Придаточная часть находится в нефиксированной постпозиции по отношению к опорному слову. Структура гибкая; б) парадигма свободная (не мотивирует синтаксического значения подлежащего). 6. Синтаксическое значение – объектное (внутреннего объекта). 7. Сложноподчиненное предложение с изъяснительно-объектным придаточным союзного подтипа: внутренний объект характеризуется как реальный, достоверный и динамичный. 8. Модель свободная (нефразеологизированная). 9. Предложение коммуникативно членимое. Главная часть – тема, придаточное – рема. 10. Предложение повествовательное. 11. Невосклицательное. 12. [гл. вижу – к], (с.как).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1581)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |