Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статистическая величина



2015-12-04 750 Обсуждений (0)
Статистическая величина 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1

Статистика : понятия, методы, этапы работы и основные категории.

Вопрос:

Статистика как вид учета и как научная дисциплин

Основные научные категории статистики: «признак», «показатель» и «величина».

Вопрос.

Любой вид человеческой деятельности связан с учетом

Учет- учетом будем понимать процесс регистрации, фиксирования, накопления первичных данных по изучаемым объектам ( О ), явлениям ( Я ), процессам ( П )

В ходе организации учета происходит накопление соответствующей информации и если она максимально достоверна , то на этой основе принимаются соответствующие управленческие решения.

В современных условиях сложилась система учетов, состоящая из 3 взаимосвязанных видов:

Система учета
Оперативный учет ( I ) Бухгалтерский учет ( II ) Статистический учет( III )
Первичный учет. Вторичный учет.

 

( I )

Ставив своей целью простое накопление данных по изучаемым объектам, явлениям, процессам без дальнейшей обработки

Независимо от того, что данный вид учета не предполагает обработку данных исходная информация должна быть максимально достоверной или качественной. ТК на данном виде учета базируется I и II и принимается соответствующее управленческое решение.

 

( II )

Данный вид учета является начальной стадией организации любого исследования.

II. данный вид учета имеет имеет сплошной характер организации т.е. во всех предприятиях, организациях, учреждениях, различных видов деятельности независимо от форм собственности и масштабов деятельности.

Целью такого является выявить итоги хозяйственно-финансовой деятельности различных компаниях.

Для практического достижения поставленной цели необходимо иметь систему данных, а именно:

** Доходы от данного вида деятельности.

Источник доходов- тарифы на перевозку грузов, пассажиров, багажа, почты. Аренда за предоставление вагонов. различные сборы на станциях: за предварительную продажу билетов, комнату отдыха, грузчика.

*управленческая тактика в отношении данных показателей должна быть направлена на их рост:

- рост объема деятельности.

- рост тарифов, цен в условиях активного покупательского спроса на данный вид ( рост дохода клиента)

 

** затраты, расходы связанные с организацией конкретным видом деятельности

В целях учета и анализа затраты группируют по статьям:

1) Материальные

2) Оплаты труда

3) Амортизация

4) % за кредит

Управленческая тактика должна быть направлена на экономию или оптимизацию затрат. Сравнение доходов и расходов.

Доходы – расходы = +Д>Р- прибыль

-Д<Р- убыткиПути роста прибыли: рост объема деятельности и рост тарифов цен – факторы роста дохода

** Показатели типо «уровень»

Для выстраивания такого блока показаний необходимо понимание 2-х основных компонентов:

А- порядок расчета

В- экономический смысл полученных расчетов.

А-при нахождении таких показателей строят отношение доходов ( Д ), расходов ( Р ), прибыли ( П ), убытков(У) деятельности.

Уровень доходов Д= * 100

 

 

Расходов Р= *100

 

 

Прибыли П = *100

 

 

убытков У= *100

 

В- расчеты по приведенным формулам отражают размер Д,Р,П,У т.е на 100 денежных единиц ( выручки).

Уровень доходов = *100

Варианты выводов

1, на 100 коп. ( 1 рубль ) выручки ∑ доходов = 24 коп.

2, на 100 руб. выручки ∑доходов = 24 руб.

3, на 1000 руб. выручки ∑ доходов = 24 000 руб.

4, на 100 000 000 руб. выручки ∑ доходов = 24 000 000 руб.

 

( III )

· Является по стадии организации вторичным учетом т.к. он в своей основе базируется на данных первых двух.

· Целью данного учета является выявление тенденциии закономерностейв изучаемых объектах явления, процессах и их количественная оценка.

** Требования к данным

Для практического решения поставленной цели информация в статистике должна отвечать следующим критериям:

1)Массовость данных (много)

2)В динамике ( во времени) минимум 3 даты

3)Достоверность данных ( качественные) полученные данные полностью совпадают с реальными объективными значениями .

4)Полнота данных- присутствие первичных данных от всех частей сложного объекта.

5)Своевременность данных.

6)Сопоставить или сравнить данные. При сборе и обработке данных необходимо соблюдать 2 требования сравнимости:

А- информация должна быть в одних видах измерения

В- работая в одном виде измерений необходимо добиваться общего разряда.

*этапы статистической работы :

1) статистическое наблюдение- это процесс сбора первичных данных по изучению О С П с учетом вышеуказанных требований.

2) статистическая группировка- процесс распределения собранных данных на однородные группы по внутреннему составу. Является подготовительным этапом перед обработкой.

3) статистическая сводка- процесс обработки собранных и сгруппированных данных и первичных данных с использованием следующих статистических методов:

 

Методы:

1) Абсолютные и относительные величины.

2) Средние величины

3) Показатели вариации

4) Динамические ряды

5) Индексный метод

 

Вопрос № 2

любое статистическое исследование проводят по следующей логике:

(1) изучаемый объект à (2) единицы объекта à (3)признаки единицы объекта.

(1) объект представляет собой такие объекты соц. Экономической жизни, которые отвечают на следующие требования:

А) массовые

Б) однородные

В) изменяются во времени

Примеры объектов:

· Студенты, преподаватели, ж/д станции, города, грузы, товары.

(2)единицы объекта представляют собой составную часть объекта(1)или предел дробления объекта (1) когда еще сохраняются первоначальные свойства присущее всему объекту.

Пример:

Студент вуза à факультеты à направление подготовкиà профили à курсà группы(подгруппы) à студент= (2) !!!!

 

Единица объекта выступает носителями признаков.

 

(3) !!!признак- это черта или свойства чего-нибудь единиц измерения.

Единицы объектов имеют много признаков. Например :

Примеры признаков для
студент вагон
пол Грузоподъемность
курс Кол-во мест
факультет Номер вагона
Форма обучения Назначение вагона
Место жительства Самоходные, несамоходные
успеваемость По месту эксплуатации вагона
Пропуски По оснасти
Участие в спорте По ширине колеи вагона
Семейное положение Модель вагона
   

 

· В конкретных исследованиях выбирают из общего перечня признаков лишь такие, которые раскрывают поставленную цель.

· Для проведения всесторонних и детальных необходимо знание видов признаков.

Рассмотрим их классификацию по следующим направлениям:

Iпо связи с внутренним содержанием объекта

II по способу расчета

III по связи с факторами времени

IVпо форме выражения

Vпо отношению на объект

VIпо степени вариации ( изменчивости, колебренности )

 

Детализацию каждого направления отобразим схематично:

 

 

I По связи с внутренним содержанием объекта.
1,1 существенные 1,2 несущественные
· Они напрямую связаны с внутренним содержанием объекта · Они формируют программу статистического наблюдения. · Должны занимать основную часть в работе. 90% и > · Выступают группированным признаками при статистической группировки. · Выступает « фоном» для 1,1 · Дополняют 1,1 · Занимают меньшую часть в исследовании. До 10%
Внимание! Деление признаков по данному направлению имеет смысл если поставленацель исследования
Примеры 1 изучают студентов с целью установления факторов ситуации
· Качество д/з · Балл ЕГЭ · Пропуски · Фамилия · Курс · профиль
Примеры 2 трудоустройство выпускников на рынке труда
· · · · · · · · · ·
       

 

II по способу расчета
2,1 экстенсивные. Первичный признак. 2,2 интенсивные признаки. Вторичные признаки.
· Их рассчитываю в начале любого исследования · К ним относят следующие блоки информации: 1- Все абсолютные величины ∑ 2- Доля части признака в общей совокупности = * 100 3- Простые средние ( динамические средние) : · Их расчет не требует глубокого знания объекта и проф. Аналитических навыков.   · Позволяют более глубоко и детально исследовать объект. · Находит отношения разных признаков между собой, а именно · Они уже требуют глубокого знания объекта и проф. навыков.
Примеры 1
V перевезенных грузов , сумма доходов, сумма льготных билетов в продаже, средняя З/П Иванова. Отношение студентов на 1 преподавателя, уровень доходов, средняя З/П работников

 

 

III по связи с фактором времени
3,1 динамические 3,2 статические
· Значение признака меняется во времени · Они наиболее интересны для статистического учета Т.К решают ее основную цель · Требует непрерывного наблюдения за их размерами · Значение таких признаков не меняется, или меняется не существенно · Менее интересны для любых учетов · Возможны перерывы в сборе данных, в их обработке · !!!Если существенно меняются интервалы анализа, то он может перейти в разряд динамических.
Пример 1
Балл ЕГЭ , кол-во проданных билетов в кассе, знания человека, З/П, Название профиля подготовки, форма собственности.
Пример 2
   
3,3 Интервальные признак 3,4 Моментный признак
· Подается в накопленном виде за определенный отрезок времени · Их можно суммировать ( при этом получают значение признака в укрепленном виде или в развернутых интервалах) · Подаются в виде среза на дату ( начало или конец периода) · Напрямую суммировать нельзя ( в противном случае будет происходить многократный учет переходящей информации)
Примеры 1
Пропуски студентов за месяц, доходы компании за квартал, средние остатки сырья на складе за месяц. Численность студентов на конец лекции, остатки денег на карточке за 1 сентября.
         

 

 

IV по форме выражения
4,1 4,2 описательный ( атрибутивный)
· В первой подаче имеет цифровую, числовую оболочку · Уместно ставить вопрос «сколько?» · В основном на них ориентируются при любых исследованиях. · Делается по способу расчета ( СМ. II. ) · Первая подача оформляется в виде текста или слов · Не уместно употребление вопроса « сколько?» · Дополняет блок 4,1 · Не делятся по способу расчета · !!!на следующих этапах анализа можно получить количественную форму обработки, которая будет отражать: · число единиц в объекте, которые имеют данный описанный признак.
Пример 1
Кол-во блюд в кафе, средняя цена блюда, пропуски студентов, средняя З/П менеджера. Перечень блюд в кафе, исходное сырье(виды) , основа обучения, перечень должностей.
     

 

V по отношению на объект
5,1 прямые 5,2 косвенные
· относятся полностью на весь объект · при формулировки вопроса «чей?» ответ: «всего объекта» · относятся на внутренние части сложного процесса · при формулировки вопроса «чей признак?» ответ: « части (фрагменты) объекта».
Пример 1
Кол-во преподавателей, кол-во аудиторий в вузе Стипендия студента, доля преподавателей с ученой степенью. Средняя оптовая цена компьютера, доля отличников.
     

 

VI по степени вариации
6,1 непрерывный 6,2 дискретный 6,3 альтернативный
· принимает любое значение на числовой оси, даже дробное. · При организации расчетов также признаки округляют с различной точностью: (0,0) (0,00), (0,000) · Относят следующие измерения: А) денежные: млн. руб.à тыс. руб. àкоп. Б) Меры веса: ТàЦàКГàГàМГ В)меры расстояния км. àМ. à дм. à См. Г)меры времени: суткиà часы àминутыà секунды · Выражаются только в целых числах · При организации расчетов округления выполняет до целого числа: 7,5 à8; 7.2à7 · Относят следующие измерения: А) измерение человеческого фактора разного социального статуса( студенты, покупатели и т.д.) Б)неделимые физические величины (штуки, пары, бочки и т.д.) · имеет место при выборе одного из двух возможных значений: пример 1. Факт сдачи экзамена ( сдал- не сдал) факт получения стипендии (получил- не получил) наличие работы( есть-нет)  

 

Статистический показатель СП

· является 2 научной категорией после признака.

· СП = форма (оболочка) подачи признака.

· Любой СП всегда конкретен и определен ( в отличии от признака)

Показатель направления определенности:

1) Качественная( о ком? о чем?)

2) Количественная (сколько? )

3) Единицы измерения

4) Принадлежность к объекту (чей?)

5) Территориальная принадлежность (где?)

6) Временная ( когда?)

 

Статистическая величина

3-я научная категория статистики.

Она связана только колич. Стороной статистического показателя и снимает вопрос ( сколько?)

 

Любая стат. Величина может отражать следующие блоки информации:

1- Размер статистич. Признака у одной или нескольких единиц объекта

2- Состояние признаков между собой

3- Состав объекта по единицам

· Виды стат. Величины :

При обработке данных на этапе статистической сводки могут применяться разные виды СВ, рассмотрим их деление по следующим направлениям:

I- По построению

1,1- величина- абсолютная величина (∑)

1,2 Величина – относительная величина ( : )

1,3 величина - средняя величина ( : √ )

II- По уровню построения:

2,1 – величина --> микро уровня ( на уровне отдельных предприятий, организаций разных видов эк. Деят-ти)

2,2- величина – макроуровня ( на уровне фирм, компаний, и по отдельным территориальным еденицам)

Район-город-край (область) – округ- страна.

III- По связи с внутренним содержанием объекта

3,1-величина существенная

3,2-величина несущественная

IV- По способу расчета:

4,1- первичная ( экстенсивная )

4,2- вторичная ( интенсивная)

V- По связи с фактором времени:

5,1- динамическая величина

5,2- величина статическая

5,3- величина интервальная

5,4- моментальная



2015-12-04 750 Обсуждений (0)
Статистическая величина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статистическая величина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (750)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)