Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


вопрос. ОВ: понятия структура и форма выражений и основные виды



2015-12-04 487 Обсуждений (0)
вопрос. ОВ: понятия структура и форма выражений и основные виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2: абсолютные и относительные величины.

1 вопрос. АВ: понятия, структура и виды.

2 вопрос. ОВ: понятия структура и форма выражений и основные виды.

3 вопрос. Методика оформления расчетов по АВ и ОВ

4 вопрос. Основные требования написания текста экономических видов.

1вопрос.с таких величин начинается обработка первичных данных

Любая АВ находится в виде одного арифметического действия – суммирования. Отсюда такие величины по способу расчета относят к первичным или экстенсивным признакам.

Любая АВ отражает следующие блоки информации:

1- Значение количественного признака у 1 единицы объекта ( рост студента, пропуски 1 студента, вес вагона)

2- Накопленное значение количественного признака у нескольких единиц объекта. ( пропуски у студентов в группе за 1 месяц, фонд з/п работников компании, выручка от продажи билетов со всех касс на Ж/Д вокзале)

3- Состав объекта по единицам. ( число студентов в группе, кол-во касс на Ж/Д вокзале, численность работников компании, численность жителей на конкретной территории).

АВ по степени охвата единиц может быть:

А) индивидуальная ( включает 1 блок информации)

Б) сводная ( включает 2 и 3 блок информации)

Структура АВ:

Элементы АВ
I. основание II. призначная часть
Конкретная цифра ( число), которая отражает 1 из 3 блоков произведенной информации. Оно детализирует ( уточняет) основание ( I ) по следующим критериям: -единицам измерения ( в чем? ) -качественная сторона ( о ком?, о чем?) -принадлежность к объекту ( чей?) -территориальная (где?) -временная ( когда?)

 

Таким образом употребление АВ полностью совпадает с правилами любого статистического показателя.

АВ можно рассчитывать на любых этапах статистической работы, а именно:

I- статистическое наблюдение (СН)

II- статистическая группировка (СГ)

III- статистическая сводка (СС)

Виды АВ по по единицам измерения:

1- натуральное

2- условно-натуральное

3- денежные или стоимостные

4- трудовые

натуральные- широко применяются в человеческой практике, разных видов экономической деятельности. Относят следующие меры:

· меры веса (Т, Ц, КГ, Г)

· НФЕ (неделимые физ. Ед.) (ШТ, пары, комплекты)

· Меры расстояния (КМ, М, ДМ, СМ, ММ)

· Факторы времени

· Меры объема

Основным достоинством таких измерителей является наличие прямой связи с физ. Образом объема(размера)

Основным недостатком таких измерителей является невозможность обобщения( суммирования) данных выражений. В разных единицах измерения, Т.К в этом случае стает проблема несопоставленности информации.

Условно натуральные- является подвидом натуральных измерителей

Имеет узко отраслевое применение

В некоторых отраслях экономики используют эталоны для расчета разнородной продукции в один общий измеритель

Примеры эталонов:

- в пищ. Пром-ти – условная банка (УБ)

- в машиностроении – лошадиные силы (ЛС)

В нефтеперераб. Пром-ти – условное топливо (УТ)

 

Денежные или стоимостные- широко во всех сферах экономики в условиях рыночного хозяйства.

Имеют непрерывную форму подачи, а именно: млн. руб. – тыс. руб. – руб. – коп.

Достоинством таких измерителей является то, что их можно обобщать (суммировать) по различным данным, при наличие ценового фактора.

Недостаток утрачивается представление о физическом образе объема.

При анализе динамики стоимостных показателей возможны 2 метода оценки:

А) динамика стоимостных показателей в действующих (реальных) ценах (ДЦ)

Б) динамика стоимостных показателей времени сопоставимых ценах (СЦ)

--А) В этом случае изменение стоимостного показателя находятся под влиянием 2 факторов:

· Физ. Масса ( натур. Объем)

· Уровень цен ( тарифов)

--Б) в этом случае динамику ( изменению) стоимостного показателя определяет только один фактор:

Физическая масс (Q)

Реальную оценку деят-ти различных компаний на практике нужно давать только по направлению (Б) Т,К. в этом случае отсутствует искажающие влияние ценового фактора.

Трудовые-применяют в статистике и экономике труда

Используют для измерения:

А) объемов деят-ти в трудозатратах

Б) для оценки использования фонда раб. Времени.

Покажем варианты применения таких измерителей в различных ситуациях.

 

 

Учет рабочего времени для…
Одного работника Коллектива в целом
-в часах -в днях - неделях -в месяцах -в годах -отработанного человеко-часах -отработанные человеко-дни -отработанные человеко-недели Отработанные человеко-месяцах Отработанные человеко-годах

 

вопрос. ОВ: понятия структура и форма выражений и основные виды.

При обработке данных в дополнение к АВ добавляют ОВ

Они позволяют углубить и детализировать любое исследование

Находят отношения 2-х АВ, а именно:

ОВ=

Форма выражения ОВ:

База сравнения
Название формы Коэффициент процент Промилле  
Условное обозначение   --- % ‰о

Примечание:

А) при обработке первичных данных чаще всего применяют 2 первые формы

Б) оставшееся 2 применяют в статистике населения и трудовых ресурсов , при нахождении спец. Показателей:

-рождаемости

-смертности

-естественный прирост

-миграция

-брачности

-разводимости

 

При обработке данных применяются следующие величины ОВ

1- ОВ прогноза

2- ОВ степени выполнения плана

3- ОВ динамики ( темп измерения)

4- ОВ структуры (доля, удельный вес)

5- ОВ координации ( соотношения)

6- ОВ сравнения

7- ОВ интенсивности

Порядок построения каждого элемента отразим в таблице 1

 

 

Таблица 1 – Основные виды относительных величин: порядок расчета, экономический смысл, пример и выводы.

Название ОВ, порядок расчета, экономический смысл, варианты значения, и примечания. Формула, пример и выводы по расчетам.
а б
1. ОВ прогноза Находят отношения прогнозного значения показателя на отчетный период к фактическому его ззначению за базисный( прошлый) период. Расчет показывает (РП) : сколько % составляет прогнозное значение показателя на отчетный период к фактическому его значению за прошлый. Варианты значений( ВЗ): 1) =100à не планируется менять значение показателя; 2) >100à планируется повысить значение показателя. 3) <100à планируется снизить значение показателя Примечание. По другому данный вид ОВ называют <планирование от достигнутого уровня> ОВп= *100 0,0 Где Хп- прогнозное (плановое значение) показателя. Хф – фактическое (реальное) значение показателя. (1) - Отчетный ( текущий ) период. (0) - Базисный ( прошлый) период. Пример: по компании «Маяк» имеются следующие данные: 1. план численности работников на октябрь [Чп (1)]-50 чел. 2. Фактическая численность работников за октябрь [Чф (0)]-45 чел. ОВп= *100 = *100=111,1% +11,1% ∆Ч= Чп(1) – Чф(0) = 50-45= +5 чел. 1) В фирме «Маяк» план численности работников на октябрь по отношению к фактическому значению данного показателя за прошлый месяц составила 111,1%. 2) В данной компании в октябре планируется повысить численность работников по отношению к прошлому месяцу на 11,1% и в абсолютном на +5 чел. 3) Обоснование планов: · Планируется повышение объектов деятельности; · Ожидается повышение спроса на данный вид товаров и услуг; · Планируется повышение фонда рабочего времени по дням недели и сменному режиму · Ожидается открытие новых филиалов данной компании    
2. ОВ степени выполнения плана Находят отношение фактического отношения показателя к его прогнозному значению за 1 отрезок времени отчетного периода. РП: сколько % состовляет фактическое значение показателя к его прогнозу за отчетный период ВЗ: 1) >100. План полностью выполнен, он качественен. 2) >100. План перевыполнен, он некачественен. По размеру заниженный. 3) <100. План невыполненный. Он некачественный и по размеру завышенный. Примечание: по размеру данного вида УВ можно судить о качестве планирования на предприятии   *% ВП *100   Пример: план численности работников на октябрь [Чп (1)]- 50 чел. Факт. Численность работников за Октябрь [Чф (1)]-48 чел. %ВП= *100 = *100 = 96,6% 100-96=-4 ∆Ч = Чф (1) – Чп (1) = 48-50=-2 чел. Вывод: 1) В компании «Маяк» фактическая численность работников за октябрь по отношению к прогнозному значению данного показателя на этот месяц составила 96,6%; 2) В Октябре в данной компании план численности работников не был выполнен: · В относительной форме на -4% и в абсолютной на -2 человека. 3) Причины невыполнения плана: · План некачественный по размеру несколько завышенный; · Не выполнен план по V деятельности; · Произошло падение спроса на товары и услуги данной компании; · Не выполнен план по открытию новых филиалов данной компании; · Не выполнен план по фонду рабочего времени ( по дням недели и сменному режиму).  
3. ОВ динамики. (темп измерения) Находят отношения фактического отношения показателя за отчетный период к фактическому его значению за базисный ( прошлый) период. РП: сколько % составляет фактическое значение показателя за отчетный период к фактическому его значению за базисный период. ВЗ: =100. Отсутствие динамики- отсутствует развитие- этап стабилизации; >100. Положительная динамика. <100. Отрицательная динамика. Этап снижения. Примечание: не всегда положительная динамика заслуживает позитивной экономической оценки- отрицательная негативной. Для окончательной формулировки нужно понизить экономический смысл анализируемого показателя. ОВд= *100   1 факт. Численность работников за сентябрь [Чф (0)]-45 чел. 2 факт. Численность работников за октябрь [Чф (1)]-48 чел. ОВд= (Чф(1))/(Чф (0))*100= 48/45*100=106,7% +6,7% ∆Ч = Чф(1) – Чф (0)= 48-45=+3 чел. В фирме «Маяк» факт. Численность работников за октябрь по отношению к факт. Значению данного показателя за сентябрь составил 106,7% В анализируемом периоде наблюдается положительная динамика развития данного показателя: произошел рост численности в относительной форме на на 6,7% и в абсолютной на 3 человека. Данная динамика заслуживает позитивной экономической оценки лишь в тех случаях если в анализируемом периоде отмечается рост эффективности деятельности компании по системе показателей. Причины положительной динамики: Повышение V деятельности в данном периоде; Произошел рост на товары и услуги предоставляемые данной компанией; Имело место открытие новых филиалов фирмы. Произошел рост фонда рабочего времени. И Т.Д.    
4. ОВ структуры ( доля, удельный вес) Данный вид ОВ рассчитывают только для сложных экономических показателей, в которых применяют внутренние части по конкретному признаку Находят отношение части сложного экономического показателя к общему его значению. РП: сколько % составляет часть сложного показателя к общему его значению Примечания: расчетов выполняют столько, сколько частей выделяют в составе сложного показателя. По таким видам ОВ всегда выполняют проверку ∑ доли =100 Данный вид ОВ рекомендуется рассчитывать за 2 периода ( базисная и отчетная структура). В данном случае можно проводить количественную оценку структурных сдвигов в составе сложного экономического показателя (как разница долей по датам)   Пусть имеет место следующий вид сложного показателя. А=В+С+Н доля частиВ= *100 Д частиС= *100 Д частиН= *100 Проверка: Дв + Дс + Дн=100,00 Покажем методику грамотного оформления анализа структуры сложного показателя. 1 . факт. Численность работников за октябрь всего [Чф (0)]=48 чел. 2 . в том числе работников с высшим образованием [Чф (в)] = 18 чел. 3 . работников со средним образованием [2-1]. [Чф (с)] =30. 4 . структура численности работников по образовательному уровню в том числе: 4.1 . доля работников с высшим образованием [2:1]*100% Д[в] (1) = *100=37.50% В фирме маяк в фактической численности работников за октябрь доля работников с высшим составила меньшую часть, а именно 37,50%. 4.2 доля работников со средним образованием [3:1]*100 для специалистов со средним образованием Д[с] (1)= *100=62,50 В фирме «Маяк» в фактической численности работников за октябрь доля работников со средним образованием составила большую часть, а именно 62,50%   Пусть подобные расчеты были выполнены за прошлый месяц с получением след. Конечных значений Д[в] (0) =35,00% Д[с] (0) =65,00% =100% В указанных случаях логично можно провести количественную оценку структурных сдвигов в составе работников по образовательному уровню за 2 месяца: ∆Д[в]= Д[в](1)-Д[в](0)= 37,50-35,00=+2,50 % ∆Д[c]=Д[c](1)-Д[1](0)=65,50-65,50=-2,50 % Это означит, что за 2 месяца в составе работников в компании произошел следующий структурный сдвиг: Д[в] выросла на +2,50% и на это же значение снизилось пропорция персонала со сред. Образованием. Полученные структурные сдвиги заслуживают позитивной оценки только в тех случаях, когда в указанном периоде повысилась эффективность деятельности компании по системе показателей.  
5. ОВ координации ( соотношения) Данный вид ОВ рассчитывается также для сложных экономических показателей. Однако в данном случае общие значение показателя в расчетах участия не принимает. Находят отношения большей части сложного показателя к меньшей его части РП: во сколько раз большая часть сложного показателя превышает меньшую его часть. Если в коэф. Форме расчеты получились на уровне 1…целой, то их переводят в % форму. Сколько % составляет большая часть сложного показателя к меньшей его части. Сколько единиц большей части сложного показателя на каждую единицу меньшей его части Примечание: данный вид ОВ является логическимпродолжением анализа структуры сложного экономического показателя и оформляется по строке №5   А = В+С+Н ОВк= = 0,000 ОВк= В<Н => ОВк= В>Н => ОВк = Чф (1) =48 чел. Чф [в] (1) =18 чел. Чф [с] (1) = 30 чел. =1,667 ОВк= ∆Ч= Чф [c] (1)-Чф [в] (1) = 30-18=+12 чел. Вывод: 1) В фирме «Маяк» в факт. Численность работников за ноябрь. Лица со средним образованием превышали работников с высшим в 1,7 или на 12 человек. 2) 1,667*100= 166,7% +66,7% · В данном месяце в фирме фактическая численность работников со средним образованием составила к персоналу с высшим 166,7%. · Или в отчетном месяце превышение указанных категорий работников по образовательному уровню было на 66,7 % или на 12 человек. 3) !!!! в отчетном месяце в фирме «Маяк» на 10 человек работников с высшим образованием пришлось специалистов со средним в 17 человек.   Примечание: ФЗП -> На одну тысячу рублей расходов на содержание работников с высшим образованием пришлось затрат на специалистов со средним в размере 1,667 тыс. руб.    
6. ОВ сравнения. Данный вид ОВ расчитывается при организации сравнительного экономического анализа(СЭА) деятельности двух типических объектов( из одной сферы) по общему списку показателей за 1 отрезок времени Находят отношение показателей большего объекта аналогичному показателю меньшему объекту за один отрезок времени РП: во сколько раз показатель большего объекта превышает аналогичный показатель меньшего объекта Если в коэф. форме то их переводят в % форму: сколько % сист. Показатель больше объекта и аналогичному показателю меньшего объекта за отчетный период. Сколько единиц показателей большего объекта приходится на каждую единицу показателя меньшего объекта. ОВс= 0,000 «А» > «Б»   1 факт. Численность работников за октябрь фирмы «Маяк»[ Чф(1) «М»] = 48 чел. Факт. Численность фирмы «Надежда» [Чф (1) «Н»]=60 чел. ОВс = (Чф (1)"Н")/(Чф (1)"М") = 60/481,250 ∆Ч= Чф (1) «Н» - Чф (1) «М»= 60-48=12 чел. Вывод: 1) Фактическая численность работников за октябрь фирмы «Н» превысила соответствующий показатель компании «М» в 1,3 раза или на 12 человек. 2) 1,250*100=125,0% или на 25% · В отчетном месяце фактическая численность работников компании «Н» по отношению данному показателю «М» составила 125% · Или в октябре в октябре по анализируемым компаниям превышение фактической численности работников было на 25 % или на 12 человек. 3) На 10 человек работников компании «М» пришлось 13 человек компании «Н».    
7. ОВ интенсивности   ОВи По 1 объекту За 1 дату   Покажем методику формирования расчетных показателей по ОВ интенсивности.
               

 



2015-12-04 487 Обсуждений (0)
вопрос. ОВ: понятия структура и форма выражений и основные виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: вопрос. ОВ: понятия структура и форма выражений и основные виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)