Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития философской мысли Беларуси



2015-12-04 317 Обсуждений (0)
Особенности развития философской мысли Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

XVI в. – начали распространятся идеи гуманизма   XVI в. – начали распространятся идеи гуманизма
Франциск Скорина (первый крупный представитель общественной мысли Беларуси)  
попытка утвердить права человеческого разума, показать его значение и силу  
подчеркивает роль разума и значение «мудрости» в жизни человека  
тянулся к свету знаний, стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношение между человеком и природой  
основной девиз – все для науки и блага простых («посполитых») людей  
начав с критики духовенства постепенно пришел к отрицанию ряда догматов христианской церкви, в том числе догмата о бессмертии души  
Сымон Будный (продолжатель традиций Скорины во вт. пол. XVI в.)  

 


Вениамин Будный (белорусский гуманист)  
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

в 1559г. издал сочинения «Апоффегмата, т.е. ясных и нравоучительных речей книги четыре», в котором изложены учения древних философов  
С. Петрицкий, А. Бурский, Я. Ионстон, Л. Вольцоген (польские мыслители, оказавшие положительное влияние на развитие прогрессивной мысли Беларуси XVII в.)    
проповедывали материализм, прикрытый оболочкой пантеизма, открыто отстаи-вали идеи сенсуализма и выступали против теории врожденных идей Декарта  

 


основная проблема гносеологии
20. Проблема познания в философии. Субъект и объект познания: проблема взаимосвязи.

АГНОСТИКИ (так или иначе отрицающие познаваемость мира)    
философы в решении вопроса о познаваемости мира
вопрос о соотношениях объекта познания (окружающего мира) и субъекта познавательной деятельности (человека)    
ГНОСТИКИ (признающие истинность человеческих знаний)    

 

 


Юм ограничивался восприятиями как чем-то данным и утверждал, что выйти за их пределы невозможно; он сомневается в объективности существования мира.
ФОРМЫ АГНОСТИЦИЗМА

ЮМИЗМ

Кант признавал существование реального мира, но утверждал, что его принципиально нельзя познать


КАНТИАНСТВО

отрицает объективное предметное содержание ощущений и утверждает непознаваемость мира


ИДЕАЛИЗМ И.МЮЛЛЕРА

обосновывает свои исходные положения ссылкой на интуицию, которую он понимает как внезапное внутреннее озарение, вызванное причинами, непостижимыми разумом

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

 

теоретическое опровержение агностицизма заключается в разработке

ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

 

в основе лежит признание внешнего мира и его отражение в человеческом сознании

 


ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

 

пр-п «объективности рассмотрения» познаваемого предмета
пр-п адекватности (схожес-ти) образов и прообразов в процессе познания
введение практики в самую основу теории познания

 

Чувственное и рациональное в познавательном процессе

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ (активное чувственное познание, осуществляемое с помощью органов чувств)  
восприятие
МЫШЛЕНИЕ (высшая функция человеческого мозга, состоящая в опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон)    
умозаключение
ЧУВСТВЕННОЕ
РАЦИОНАЛЬНОЕ
взаимосвязаны, одинаково необходимы  
в процессе познания не следует пренебрегать ни показаниями органов чувств, ни доводами разума  
СЕНСУАЛИЗМ (решающая роль чувств в познании)  
РАЦИОНАЛИЗМ (решающая роль разума в познании)  
сенсуалисты утверждали, что в разуме нет ничего такого, что не пришло бы предварительно через чувства; это верно, т.к. разум непосредственно с внешним миром не связан и все знания о мире получает через органы чувств
рационалисты считали, что чувства дают «тем-ное» знание, а «светлое», глубокое знание спосо-бен давать разум; но, подчеркивая роль разума в познании мира, рац-ты не могли объяснить твор-ческие способности разума и происхождение за-конов мышления; они выдвинули учение о «врожденных идеях»  
Дж. Локк; Дидро, Гольбах, Гельвиций; Беркли, Юм
Декарт, Лейбниц, Кант
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
путь познания человеком действительности таков: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»
суждение
понятие
представление
ощущение

 

 


Природа и общество

влияет на


ПРИРОДА ДАЕТ СРЕДСТВА К СУЩЕСТВОВАНИЮ. Она дает материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей с/х и промышленности, воздух – для дыхания и горения, а также природные пути сообщения, строительные материалы;  
ПРИРОДА ОБЩЕСТВО

ПРИРОДА ВЛИЯЕТ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА И СПЕ-ЦИАЛИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ. Напр., не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта – выращиванием хлопка;    
ПРИРОДА МОЖЕТ УНИЧТОЖАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Такие естественные явления, как засухи, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, способны затормозить развитие общества;    
влияет на
ПРИРОДА ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. Напр., с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы.  
ПРИРОДА УСКОРЯЕТ И ЗАМЕДЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться;    

 

 


ОБЩЕСТВО РАСШИРЯЕТ ОБЪЕМ И ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру;
ОБЩЕСТВО ПРИРОДУ

 

ОБЩЕСТВО ИЗУЧАЕТ И ОСВАИВАЕТ ПРИРОДУ «ВГЛУБЬ». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой – в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы;
ОБЩЕСТВО ВЛИЯЕТ НА СТРУКТУРУ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. Под влиянием производственной деятельности человека не только существенно меняется ландшафт, но происходят также изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и биологических круговоротах, а также сам характер этих круговоротов;
ОБЩЕСТВО НАПРАВЛЯЕТ СВОИ УСИЛИЯ НА ВОССОЗДАНИЕ ПРИРОДЫ. Это вызвано так называемыми социально-экологическими проблемами, к которым относятся: проблема достаточности природных ресурсов; проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды; проблема роста народонаселения планеты.
ОБЩЕСТВО УСИЛИВАЕТ ИНТЕНСИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ путем: а)увеличения объема использования природных ресурсов (увеличивается добыча полезных ископаемых, расширяются посевные площади); б)вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников естественные свойства вечной мерзлоты);

 

 




2015-12-04 317 Обсуждений (0)
Особенности развития философской мысли Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития философской мысли Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)