Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проблемы урока



2015-12-04 366 Обсуждений (0)
Основные проблемы урока 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Правильный выбор методов форм органи. обучения и соответствующее им содержания, кот.позволяют реализовать триединую дидактическую цель урока.

2.Оценка познавательно деяте-ти учащихся в соответствии с требованиями программы и особенностями содержания предмета.

3.Организация коммуникации на уроке.

Эффективность и результативность урока.7

 

8. Активные методы обучения. Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию уч. процесса и создающего спец. средствами условия, мотивирующие обучающихся к самост., инициативному и твор-му освоению уч. материала в процессе позна-ой деяте-ти. Признаки методов: Проблемности. Осн. задача состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, выхода из кот. он сам ищет, при с помощью преподавателя и с участием других слушателей. Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Взаимообучения. Стержневой момент - коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Индивидуализации. (учет. Индивид. способностей и возможностей обучающегося. Непосредственности, самосто-ти взаимодействия обучающихся с уч. инфой. Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллек-ной, как самост., так и регламентируемой уч/позна-ной деяте-ти. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: Профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ- формf воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем. На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности, 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов; 4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ- развивает способность к анализу нерафинирован­ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.МОЗГОВОЙ ШТУРМ. (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель — 8.организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем. Его использ. в учеб/процессе позволяет решить следующие задачи: 1) творческое усвоение школьниками учебного материала; 2) связь теоретических знаний с практикой; 3) активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; 4) формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; 5) формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.. Кабинет истории и обществознания. Учитель преподает отдельный предмет, а так как совр/учебный процесс настолько усложняется, идет пополнение учебными пособиями, картографическими и другими формами наглядности, накопление учебной, методической литературы, то все это привело к созданию специализированных кабинетов, оборудованных для изучения отдельных дисциплин, в том числе и по истории. В соответствии с документами по аттестации кабинета в нем должны быть представлены: 1.Учебно-методическая литература: учебники, книги для чтения, хрестоматии, профессиональные журналы, газеты и т.д. В школьной библиотеке выделен отдел по истории и заведена картотека, которая может быть продублирована для кабинета истории для ориентации внеклассного чтения по истории, подготовки докладов и сообщений, организации работы на уроках. 2.Дидактический раздаточный материал. Это могут быть карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные материалы и т.д. 3.Плоскостные наглядные пособия: репродукции картин, карты, схемы, аппликации. 4.Объемные наглядные пособия: модели, макеты. 5.ТСО, диотека, фонотека. Школьная мебель должна быть представлена тремя группами В,Г,Д с учетом роста учащихся. Площадь кабинета не менее 60 м2. Уровень окон — 80 см от пола. Свет должен падать с левой стороны, влажность воздуха 40-60 %. Температура воздуха Ц. Оборудование кабинета может быть представлено тремя частями: спец.мебелью и приспособлениями, технической аппаратурой и наглядностью, учебными пособиями. Кабинет должен содержать и атрибуты государственности России (текст гимна, герб, изображение флага). Оснащение кабинета — это дело не только администрации, но и эстетический вкус, и профессионализм учителя, т.к. от него зависит подготовленность кабинета к учебному процессу. Кабинет может носить в учебном процессе основную вспомогательную роль.

9.Методика и технология изуч. Темы.Самостоятельная работа - это работа, кот. выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели. Классификация сам/работ по характеру познавательной деятельности (И.И. Малкин выделяет: 1. Работы репродуктивного типа: а) воспроизводящие; б) тренировочные; в) обзорные; г) проверочные. 2. Работы познавательно-поискового типа: а) подготовительные; б) констатирующие; в) экспериментально-поисковые; г) логически-поисковые. 3. Работы творческого типа: а) художественно-образные; б) научно-творческие; в) конструктивно-творческие. 4. Работы познавательно-практического типа: а) учебно-практические; б) общественно-практические. Другие виды самостоятельной работы: Работы репродуктивного типа: а) Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. в) Обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. Работы познавательно-поискового типа: а) Подготовительные работы. При их выполнении учащиеся, пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Деятельность учителя по разработке новой темы. Выделим в подготовке к урокам этапы: 1. предварительная общая подготовка по ведущим темам программы, по вопросам педагогики и психологии; 2. составление тематического плана, специальная разработка отдельной темы или подтемы (за 2-3 недели до изучения темы); 3. непосредственное составление плана данного урока. При составлении плана предварительно устанавливается: 1. что должны получить школьники, изучив тему, какими навыками овладеть 4. где и при каких обстоятельствах пользоваться полученными знаниями (правильно оценивать исторические события, понимать художественные произведения и т.д.). 9.Поставив себе цель, учитель распр. тему по урокам, точно указав конкретную тему урока, объем материала. Затем по каждой теме продумывает вопросы для изучения. После этого учитель указывает, что нужно повторить до изучения новой темы, что увязать с другими предметами,.Оценка общей учебной нагрузки: Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении коли-ных и кач. показателях умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деяте-ти нек. органов и систем. У школьников утомление, как правило, развивается в результате нерациональной организации учебного процесса и чрезмерной учебной нагрузки. Очень часто в школах встречаются такие нарушения организации учебного процесса как: 1. увеличение учебных часов в недельном расписании; 2. проведение отдельных предметов вне сетки расписаний; 3. сокращение времени перемен за счет увеличения продолжительности уроков. Рациональное расписание уроков способствует не только снижению утомления, поддержанию работоспособности на высоком уровне, но и успешности обучения без выраженных отклонений в состоянии здоровья. Расписание занятий обычно составляют на полгода и не меняют на протяжении этого периода (необходимость - за это время у учащихся формируется устойчивый динамический стереотип учебной деятельности, а это, как известно, способствует эффективности обучения и овладения знаниям.) Особое внимание следует уделять чередованию предметов в зависимости от степени их трудности и сложности их усвоения Обязательно должны иметь место 15-ти и 20-ти минутные перемены, используемые детьми для приема пищи и активного отдыха. Особое место в процессе учебного дня должно отводится физическому воспитанию и двигательной активности школьников. В течение учебной недели, помимо прочих элементов двигательной активности (утренняя гимнастика, прогулка, занятия в секциях), обязательным является проведение не менее двух уроков физической культуры.

 

10. Характеристика программ по истории в федеральном и региональном компонентах. Фед. компонент – основная часть гос. стандарта общего образования, обязательная для всех госу., муниципальных и негосударственных образо-ных учреждений РФ, реализующих основные образ-ные программы общего образо-ния и имеющих гос. аккредитацию. Однако следует учесть, что за счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края» (обязательное изучении) но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения. На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент ФБУП включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. История входит обязательных для изучения на базовом уровне (помимо истории – это русский язык, литература, иностранный язык, математика, физическая культура, а также интегрированные учебные предметы обществознание (включая экономику и право) и естествознание). Учебное время, отведенное в этом случае на изучение истории, составляет 140 часов (т.е. из расчета 2 часа в неделю). Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов (т.е. из расчета 4 часа в неделю). Кроме того, историческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения. Для 10-11 классов региональный (национально-региональный) компонент предусматривается в объеме 140 часов за два учебных года, а компонент образовательного учреждения – в объеме не менее 280 часов за два учебных года. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные 10.предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если это совокупное время 10.оказывается меньше 2100 часов, то образованный резерв может быть использован для формирования элективных курсов. Федеральный компонент содержит три стандарта по истории: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. Каждый из стандартов включает: 1. цели; 2. обязательный минимум содержания основных 3. образовательных программ; 4. требования к уровню подготовки выпускников. Цели изучения исориентированы на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Структура целей изучения истории включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представленные цели равноценны. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание исторического образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по XI класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Исторические курсы в V-ХI классах: 27.07.2007 закон об обр-ии: переход на федеральный компонент гос стандарта- в каком классе какие курсы и в каком количестве изучаются

5 кл история древнего мира 68часов

6 кл история ср веков и история России (до к.15 в.) 35+35 (68 часов)

7 кл нов история (15-18 вв.) и России (15-18 вв.) (35+35)

8 кл 19 век 68 часов (35+35)

9 кл Новейш история 35 часов, Россия 70 часов

10 кл на базовом уровне Всеобщ история 1ч/нед, Россия 1ч/нед, Обществознание 2ч/нед

11 кл=10 кл в гуманит кл Всемирная 1ч/нед, Россия 3ч, Общество в 10 2ч/нед, в 11 кл – 3ч

Нац-рег компонент в нашем регионе – Родная история (Иткин) в 4 кл. но у щкол нет на это 10.часов 7 кл – 1 час краеведения

8-9 кл вопросы по истории края входят в содержание программы

C 1.09.2007 в законе об образовании 2 10изменения: вводится ЕГЭ (обязат. с 2009), обязательное 11 лет образование, профильный класс: 10 кл Россия 3ч, Всеобщая 1 ч, Общество 2 ч 11 кл: Росся 3 ч, Всеобщая 2 ч, Общество 3 ч

Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. Что входит: -учебные пособия (учебники, хрестоматии, книги для чтения), -методические издания (книги, статьи, метод. рекомендации, сборники заданий), -наглядные средства обучения (портреты, визуально-звуковые-фильмы, слайды). Характеристика школьного учебника. Функции школьного учебника: 1. информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся); 2. систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его); 3. обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний); 4. воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории). Учебники и пособия по обществознанию:

7 класс: 1. Обществознание. Учебник для 7 класса. Боголюбов Л.Н. и др. - 2. Учебник по обществознанию 7 класс, 9 класс. Авторы: Кравченко А.И., Певцова Е.А. - 2012 год. 8 класс: 1. Обществознание. Учебник для 8 класса. Боголюбов Л.Н. и др. - М.: 2010. 2. Обществознание. 9 класс. Учебник. Боголюбов Л.Н., Матеев А.И.,Жильцова Е. И. - М.: 2012. 10-11 класс: 1. Человек и общество. Обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. Структурные компоненты учебника: Пакет основной: 1. повествовательный; 2.описательный; 3.объяснительный; 4.проблемно-обобщающий. Дополнительный: 1. документы; 2.отрывки художественной литературы; 3.биографические справки. Пояснительный: 1.определение терминов; 2. подписи к иллюстрациям; 3. пояснения в скобках. Методический: 1. вопросы и задания; 2. выделения в тексте; 3. пункты параграфов; 4. инструктивно-методические материалы. Иллюстрации: фотографии, репродукции, схемы, таблицы. Аппарат ориентировки: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература.

 

 

11. Характеристика учебно-методического комплекса по истории (программы, учебники и другое методическое обеспечение)

УМК - это совокупность: а) учебных пособий: учебников, хрестоматий, книг для чтения; б) методических изданий: книг, статей, рекомендаций, сборников заданий; в) наглядных средств обучения: печатных, объемных, экранно-звуковых; г) научной, научно-популярной и художественной литературы, - определяющая содержание и методику изучения конкретных курсов. В целях сохр. единого образования каждый год утверждается перечень учебников и пособий, рекоменд. Минобразованием Отл. особенностью перечня учебников является:он состоит из двух частей. В 1.Вкл.учебники, обеспеч. реализацию Обязательного мин. Обр. для основной школы +Учебники и пособия для старших классов. Во вторую: учебники разн. лет издания, кот. полностью не обеспеч. реализацию обязательного минимума содержания, и учебники повышенного уровня. В учебниках по отечественной и всеобщей истории наметились сущ. позитивные изменения: 1. вместо преобл. ранее односторонних, «черно-белых» оценок исторических событий, явлений, личностей даются различные оценки и подходы. 2. определилось стремление к объективности, к взвешенным и всесторонним оценкам. 3. больше внимания стало уделяться духовной жизни общества и человека, традициям, культуре. 4. наметилось преодоление схематичного толкования истории как сугубо поступательного (прогрессивного) процесса. Но осталось изолированное рассм. Отеч. истории, вне контекста всемирной истории. Новые учебники до сих пор рассчитаны в основном на передачу знаний, а не на развитие учащегося, его творческую деятельность, слабо формируют мотивационную сферу, независимый стиль мышления, общеучебные умения. Отмечен недостаточный воспитательный потенциал учебников. В старших классах всеобщая история изучается фрагментарно. Совр. учебник истории должен отвечать ряду треб.: 1. информативность, 2. способность увлечь учащихся, 3. развивающий характер изложения и предлагаемых заданий, 4. объективность 5. соответствие современному уровню научных знаний (с учетом познавательных возможностей учеников данного возраста). Нов. учебники благодаря высокой информативной насыщенности избавляют учителя от необходимости проговаривать на занятиях все нужные сведения. Основу урока теперь может составить изучение текста (самостоятельное или 11.под руководством учителя) и обсуждение прочитанного, что избавляет школьников от механической работы и, несомненно, способствует активизации их познавательной деятельности. Первоначал. проверка усвоения текста проводится с помощью исторического диктанта, включающего важнейшие даты, имена и понятия. Диктант, как правило, не должен занимать более 7-10 минут. Т. о.(материал учебника, прежде всего, обращен к образному восприятию, воображению, мышлению и памяти учащихся).С к. 80-х годов все большее распростр. Получ. Раб.тетради.. Эти тетради оказывают помощь в орг. индивидуально дифференцированной и контролируемой деяте- ти учащихся на всех этапах урока и домашних занятий. Во-вторых, раб. тетради, созданные по опр. курсу истории или историческому периоду (Кириллов В. От СССР к России. М., 1996 и т.д.), используются в качестве самостоятельных учебно-методических пособий для учителей и учащихся. В третью группу, особую, входят рабочие тетради, альтернативные учебникам истории (Троицкий Ю. «Имя и родословная», «Киевская Русь», «Московское царство», «Россия в Новое время», «Первобытность. Древний Восток-1», «Древний Восток-2» и др.). Эти тетради выполнены в русле авторской технологии ист.обр. и полностью заменяют учебник главный принцип - работа с подлинными текстами изучаемой эпохи, где под текстом понимаются не только письменные свидетельства прошлого о прошлом, но и остатки жилищ.Составной частью УМК по истории с середины 80-х годов стали сборники познавательных заданий. Они предлагались для организации самостоятельной работы учащихся под руководством и контролем учителя. Сборники познавательных заданий по истории, изданные в 90-е годы, ставят цель - пробудить в ребятах желание задуматься над смыслом и назначением истории, приобщить их к труду ученых, осмыслить личностное отношение к историческому факту и явлению.

Компьютерные программы по истории - это новое направление УМК имеющее большой потенциал для развития, например компьютерная обучающая программа «Мир древних греков». Ее цель - показать в обобщенном виде систему представлений древних греков о мире, богах, посмертной жизни; систематизировать знания школьников и стимулировать их интерес к истор. познанию.

12. Методы обучения истории: словесные, наглядные, практические и их характеристика.

Функции и классификации словесных методов (монологическая и диалогическая формы). Проблемы устного сообщения исторического материала.

В обучении истории устное слово учителя играет ведущую роль. С его помощью учащимся сообщаются исторические знания и осуществляется руководство познавательной деятельностью. Функции словесных методов: 1). Информационная – воссоздание целостных картин прошлого и современности; 2). Логическая функция – позволяет делать выводы, оценки, понять закономерности исторического процесса; 3). Воспитывающая. Классификация словесных методов (разработана А. А. Вагиным). Повествованиев преподавании истории выступает в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях.Рассказ– это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии. Описание изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера исторических явлений (условия жизни людей, их занятия, быт) Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого.Аналитическое описание часто приближается к объяснению. Диалогическим устным методом обучения является Беседа. (активное, сам. участие школьников в обсуждении, осмыслении ист.материала, служит углублению и расширению исторических знаний).

Объяснение– объясняет сущность и значение сложных явлений, понятий, закономерностей)Образность и конкретность (необходимы для точности и яркости формируемых у учащихся исторических представлений, понятий),

Недостатки словесного метода: 1) Принудительно по темпу восприятия; 2) Необратимость устного изложения; 3) Нерасчлененность материала; (нужно иметь чёткий план).

Наглядное обучение – формирование представл. на основе непосред. восприятия изучаемых явлений с помощью их изображений, создаются зрительные образы исторического прошлого, обеспечивает более глубокое усвоение материала. Наглядное обучение развивает наблюдательность, воображение, память, речь, интерес. Наглядность: Предметная– на основе восприятия предмета (в истории – памятники прошлого, вещи). Предметной наглядностью в изучении истории – 12.непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века. Изобразительная – использование фотографий, репродукций, кинофильмов, художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, на основании исторических данных) сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого. Условно-графическая – карты, схемы, планы, графики, диаграммы, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков.)

Функции: А) обучающая; Б) систематизирующая; В) информационная

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Практические методы обучения бывают следующими: Упражнения (наибольш.эффективность, упражнение- понимается организованное планомерное и повторяющееся выполнение действие, целью которого является овладение этими действия либо повышение их качества.) Лабораторный метод(в основе лежит самостоятельное проведение исследований и экспериментов учащимися. Чаще всего он применяется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Лабораторный метод может проводиться как индивидуально, так и в группах. Познавательные игры (созданные ситуации, которые полностью моделируют реальность. Главная задача учащихся, найти из такой ситуации выход. Познавательные игры способствуют стимулированию познавательного процесса )

 

 

 

 

 



2015-12-04 366 Обсуждений (0)
Основные проблемы урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проблемы урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)