Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА



2015-12-04 427 Обсуждений (0)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопросы к практическому психологу

Эти вопросы можно задать самому себе или своим коллегам. В них заключается основное содержание книги.

I

1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы диагностировать и скорректировать личность?

2. Связываете ли вы успех в своей работе с усовершенствованием методов психодиагностики и психокоррекции?

3. Считаете ли вы, что от прогресса в развитии технологии психодиагностики и психокоррекции зависит возможность психологического проникновения во внутренний мир личности?

4. Думаете ли вы, что психолог должен руководствоваться, в первую очередь, объективными показателями?

5. Складывается ли у вас цельный образ личности из совокупности объективных показателей?

6. Какова роль вашего внутреннего опыта и интуиции в постановке диагноза и коррекции личности?

II

1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь человеку самоактуализироваться?

2. Относитесь ли вы к своему клиенту как к равноправному собеседнику?

3. Разделяете ли вы принцип "безусловного принятия" собеседника?

4. Способны ли вы к такому принятию любого человека (в том числе лжеца, негодяя, преступника и т.п.)?

5. Высказываете ли вы в общении с клиентами свои нравственные оценки их поступков?

6. Разделяете ли вы идею "относительности" добра и зла?

7. Считаете ли вы, что все возможности человека должны актуализироваться?

8. Не вступает ли ваш клиент в панибратские отношения с вами?

9. Сопереживаете ли вы всему тому, что выслушиваете?

10. Испытываете ли вы чувство усталости и душевного истощения в общении с клиентами?

11. Говорит ли ваш опыт о возможности вполне понять человека путем вчувствования в его внутренний мир?

12. Забываете ли вы себя в общении с собеседником?

13. Знакомо ли вам чувство открытия за внешним обликом человека совсем иного Лица: Лика, очищенного от всего случайного и затемняющего эстетически целостный образ?

14. Если "да", проявляется ли это Лицо в процессе вашего общения с человеком?

15. Отвечают ли вашему уму и сердцу понятия наличное "Я" и духовное "Я"?

III

1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь пробуждению в человеке его "духовного Я"?

2. Различаете ли вы во внутренней речи собеседника голоса наличного "Я" и духовного "Я"?

3. Если "да", поддерживаете ли в общении голос духовного "Я" собеседника?

4. Помогаете ли вы человеку, находящемуся в конфликте со своим духовным "Я", осознать этот конфликт?

5. Стараетесь ли вы поддержать голос совести человека, если его душевный дискомфорт связан с нравственным нарушением?

6. Высказываете ли вы свою нравственную оценку поступков собеседника?

7. Если "да", какими критериями вы руководствуетесь?

8. В ситуации такой нравственной оценки не нарушается ли ваш контакт с собеседником?

9. Не распространяется ли оценка поступков человека на ваше отношение к его личности?

10. Не является ли такого рода оценивание "навязыванием" человеку вашей точки зрения?

11. Часто ли вы слышите от консультируемых радостный возглас: "Я и сам так чувствую (думаю и т.п.)"?

12. Различаете ли вы "моральный" и "нравственный" уровни оценивания поступков?

13. Сохраняете ли вы свою позицию в диалоге?

14. При осознании собеседником нравственной альтернативы не мешаете ли вы его свободе выбора?

15. Испытываете ли вы чувство сопереживания собеседнику?

16. Если "да", относится ли оно преимущественно к наличному "Я" или к духовному "Я" собеседника?

17. Сопереживая состояниям наличного "Я" человека, не "увязаете" ли вы в них?

18. Способны ли вы "отстраиваться" от негативных душевных состояний собеседника, смотреть на них "со стороны"?

19. В ситуациях эмоциональных "взрывов" протеста, недовольства, обвинений со стороны консультируемого удается ли вам сохранить душевное спокойствие и расположение к нему?

20. Если вам удается сохранить позицию объективности и беспристрастности, не нарушает ли это ваш контакт с консультируемым?

21. Не вырабатываются ли у вас определенные стереотипы в работе, "классификации" случаев, готовые фразы и афоризмы?

22. Предпочитаете ли вы творческий процесс, "экспромт" проторенным путям?

23. Стремитесь ли вы подвести собеседника к найденному вами решению его проблемы?

24. Является ли для вас процесс консультирования драмой с неизвестной развязкой?

25. Часто ли ваши собеседники приходят к разрешению жизненных проблем самостоятельно?

26. Часто ли такие самостоятельные решения бывают неожиданными для вас?

27. Возникает ли у вас чувство превосходства над своими собеседниками?

28. Обогащает ли вас духовно общение с вашими собеседниками?

29. Меняется ли характер и стиль вашей речи от одного собеседника к другому?

30. Если "да", являются ли эти изменения преднамеренными или спонтанными?

31. Находите ли вы контакт с людьми различных мировоззрений и религиозных исповеданий?

32. Не возникает ли у вас соблазн скорее "продвинуть" собеседника в духовном плане, "просветить" его?

33. Внимательны ли вы к конкретному "запросу" консультируемого, пусть самому незначительному с вашей точки зрения?

34. Возникают ли у вас личностные взаимоотношения с консультируемым (симпатии, привязанности, дружбы и т.д.)?

35. Характерны ли для вашей деятельности проблемы "переноса"?

36. Если "да", как вы разрешаете эти проблемы?

37. Что более характерно для вас: эмоциональный контакт с собеседником или контакт в плане сознания и сотворчества?

38. Испытываете ли вы в процессе общения с консультируемым творческий подъем, воодушевление?

39. В конце рабочего дня (сеанса) вы чувствуете усталость или бодрость?

40. Уверены ли вы в том, что нашли свое призвание в работе практического психолога?1

Каждую из трех частей этого опросника можно условно обозначить так: I - "технологизм"; II - "гуманистическая ориентация"; III - "диалогическая ориентация". Основная часть вопросов каждой группы, переведенная в утвердительную форму, выражает характерные черты данной ориентации. Но несколько вопросов I и II групп носят переходный характер, открывающий возможность осознания проблем, неразрешимых в рамках данной ориентации и требующих перехода к иным принципам. "Ключом" к развертыванию диалога по этим проблемам и является эта книга.

Последняя, наиболее развернутая группа вопросов носит откровенно "наводящий" характер. По существу это вопросительная форма выражения основных принципов диалогического общения. Психологическое консультирование выступает здесь в роли наипростейшей составляющей различных областей практической психологии.

Этот вопросник служит введением в диалог, он - не диагностический, а диалогический, поэтому вопросник принципиально не формализуется. Вопросы можно варьировать, число умножать или сокращать в зависимости от условий и целей, для которых он используется.

Способы использования вопросника также можно варьировать. Допустимо задавать вопросы устно, чтобы видеть реакции собеседника. Письменное заполнение вопросника иногда предваряет беседу консультанта, уже ознакомившегося с ответами. Разрешается усложнять вопросник, вводя показатели степени утвердительных и отрицательных ответов (от "безусловно нет" до "безусловно да"). Кроме того, можно ввести два ряда ответов: "желаемое" и "действительное" и т.д.

Одна из задач диалогического вопросника - подготовка практического психолога "проблемно-диалогическим" методом как для индивидуальной работы, так и для групповой. Оптимальная цель такой подготовки - передача опыта диалогического общения в практике диалога.

Можно ответить на эти вопросы до и после прочтения книги, а потом еще через некоторое время. Сравнение ответов покажет, есть ли продвижение в диалоге.

Культура есть среда, растящая и питающая личность;
но если личность в этой среде голодает и задыхается,
то не свидетельствует ли такое положение вещей о
каком-то коренном "не так" культурной жизни?
П. А. Флоренский



2015-12-04 427 Обсуждений (0)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)