ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА
Вопросы к практическому психологу Эти вопросы можно задать самому себе или своим коллегам. В них заключается основное содержание книги. I 1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы диагностировать и скорректировать личность? 2. Связываете ли вы успех в своей работе с усовершенствованием методов психодиагностики и психокоррекции? 3. Считаете ли вы, что от прогресса в развитии технологии психодиагностики и психокоррекции зависит возможность психологического проникновения во внутренний мир личности? 4. Думаете ли вы, что психолог должен руководствоваться, в первую очередь, объективными показателями? 5. Складывается ли у вас цельный образ личности из совокупности объективных показателей? 6. Какова роль вашего внутреннего опыта и интуиции в постановке диагноза и коррекции личности? II 1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь человеку самоактуализироваться? 2. Относитесь ли вы к своему клиенту как к равноправному собеседнику? 3. Разделяете ли вы принцип "безусловного принятия" собеседника? 4. Способны ли вы к такому принятию любого человека (в том числе лжеца, негодяя, преступника и т.п.)? 5. Высказываете ли вы в общении с клиентами свои нравственные оценки их поступков? 6. Разделяете ли вы идею "относительности" добра и зла? 7. Считаете ли вы, что все возможности человека должны актуализироваться? 8. Не вступает ли ваш клиент в панибратские отношения с вами? 9. Сопереживаете ли вы всему тому, что выслушиваете? 10. Испытываете ли вы чувство усталости и душевного истощения в общении с клиентами? 11. Говорит ли ваш опыт о возможности вполне понять человека путем вчувствования в его внутренний мир? 12. Забываете ли вы себя в общении с собеседником? 13. Знакомо ли вам чувство открытия за внешним обликом человека совсем иного Лица: Лика, очищенного от всего случайного и затемняющего эстетически целостный образ? 14. Если "да", проявляется ли это Лицо в процессе вашего общения с человеком? 15. Отвечают ли вашему уму и сердцу понятия наличное "Я" и духовное "Я"? III 1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь пробуждению в человеке его "духовного Я"? 2. Различаете ли вы во внутренней речи собеседника голоса наличного "Я" и духовного "Я"? 3. Если "да", поддерживаете ли в общении голос духовного "Я" собеседника? 4. Помогаете ли вы человеку, находящемуся в конфликте со своим духовным "Я", осознать этот конфликт? 5. Стараетесь ли вы поддержать голос совести человека, если его душевный дискомфорт связан с нравственным нарушением? 6. Высказываете ли вы свою нравственную оценку поступков собеседника? 7. Если "да", какими критериями вы руководствуетесь? 8. В ситуации такой нравственной оценки не нарушается ли ваш контакт с собеседником? 9. Не распространяется ли оценка поступков человека на ваше отношение к его личности? 10. Не является ли такого рода оценивание "навязыванием" человеку вашей точки зрения? 11. Часто ли вы слышите от консультируемых радостный возглас: "Я и сам так чувствую (думаю и т.п.)"? 12. Различаете ли вы "моральный" и "нравственный" уровни оценивания поступков? 13. Сохраняете ли вы свою позицию в диалоге? 14. При осознании собеседником нравственной альтернативы не мешаете ли вы его свободе выбора? 15. Испытываете ли вы чувство сопереживания собеседнику? 16. Если "да", относится ли оно преимущественно к наличному "Я" или к духовному "Я" собеседника? 17. Сопереживая состояниям наличного "Я" человека, не "увязаете" ли вы в них? 18. Способны ли вы "отстраиваться" от негативных душевных состояний собеседника, смотреть на них "со стороны"? 19. В ситуациях эмоциональных "взрывов" протеста, недовольства, обвинений со стороны консультируемого удается ли вам сохранить душевное спокойствие и расположение к нему? 20. Если вам удается сохранить позицию объективности и беспристрастности, не нарушает ли это ваш контакт с консультируемым? 21. Не вырабатываются ли у вас определенные стереотипы в работе, "классификации" случаев, готовые фразы и афоризмы? 22. Предпочитаете ли вы творческий процесс, "экспромт" проторенным путям? 23. Стремитесь ли вы подвести собеседника к найденному вами решению его проблемы? 24. Является ли для вас процесс консультирования драмой с неизвестной развязкой? 25. Часто ли ваши собеседники приходят к разрешению жизненных проблем самостоятельно? 26. Часто ли такие самостоятельные решения бывают неожиданными для вас? 27. Возникает ли у вас чувство превосходства над своими собеседниками? 28. Обогащает ли вас духовно общение с вашими собеседниками? 29. Меняется ли характер и стиль вашей речи от одного собеседника к другому? 30. Если "да", являются ли эти изменения преднамеренными или спонтанными? 31. Находите ли вы контакт с людьми различных мировоззрений и религиозных исповеданий? 32. Не возникает ли у вас соблазн скорее "продвинуть" собеседника в духовном плане, "просветить" его? 33. Внимательны ли вы к конкретному "запросу" консультируемого, пусть самому незначительному с вашей точки зрения? 34. Возникают ли у вас личностные взаимоотношения с консультируемым (симпатии, привязанности, дружбы и т.д.)? 35. Характерны ли для вашей деятельности проблемы "переноса"? 36. Если "да", как вы разрешаете эти проблемы? 37. Что более характерно для вас: эмоциональный контакт с собеседником или контакт в плане сознания и сотворчества? 38. Испытываете ли вы в процессе общения с консультируемым творческий подъем, воодушевление? 39. В конце рабочего дня (сеанса) вы чувствуете усталость или бодрость? 40. Уверены ли вы в том, что нашли свое призвание в работе практического психолога?1 Каждую из трех частей этого опросника можно условно обозначить так: I - "технологизм"; II - "гуманистическая ориентация"; III - "диалогическая ориентация". Основная часть вопросов каждой группы, переведенная в утвердительную форму, выражает характерные черты данной ориентации. Но несколько вопросов I и II групп носят переходный характер, открывающий возможность осознания проблем, неразрешимых в рамках данной ориентации и требующих перехода к иным принципам. "Ключом" к развертыванию диалога по этим проблемам и является эта книга. Последняя, наиболее развернутая группа вопросов носит откровенно "наводящий" характер. По существу это вопросительная форма выражения основных принципов диалогического общения. Психологическое консультирование выступает здесь в роли наипростейшей составляющей различных областей практической психологии. Этот вопросник служит введением в диалог, он - не диагностический, а диалогический, поэтому вопросник принципиально не формализуется. Вопросы можно варьировать, число умножать или сокращать в зависимости от условий и целей, для которых он используется. Способы использования вопросника также можно варьировать. Допустимо задавать вопросы устно, чтобы видеть реакции собеседника. Письменное заполнение вопросника иногда предваряет беседу консультанта, уже ознакомившегося с ответами. Разрешается усложнять вопросник, вводя показатели степени утвердительных и отрицательных ответов (от "безусловно нет" до "безусловно да"). Кроме того, можно ввести два ряда ответов: "желаемое" и "действительное" и т.д. Одна из задач диалогического вопросника - подготовка практического психолога "проблемно-диалогическим" методом как для индивидуальной работы, так и для групповой. Оптимальная цель такой подготовки - передача опыта диалогического общения в практике диалога. Можно ответить на эти вопросы до и после прочтения книги, а потом еще через некоторое время. Сравнение ответов покажет, есть ли продвижение в диалоге. Культура есть среда, растящая и питающая личность;
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |