Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет19. Инфляция, совокупный спрос и предложение



2015-12-04 1428 Обсуждений (0)
Билет19. Инфляция, совокупный спрос и предложение 0.00 из 5.00 0 оценок




1.инфляция. Сущность, причины и виды инфляции.

Инфляция-кризисн сост ден. системы. Термин И-я (от лат «вздутие») применит к ден. обращению появился в сер 19 века и связан с огромн выпуском бумажн денег в годы гражд войны в США 1861-1865 гг. Длит. время под инфл понимали обесценив денег и рост товарн цен. Совр И-я связана не только с падением покуп способн денег в рез-те роста цен, но и с общим неблагоприят сост-м эк-го разв нац-й эк-ки. Она обусловл противоерчиями процесса произ-ва денежн обраще,кредита и финансов. Инфляция – это макроэкономич.явления, при кот.наблюдается общий рост цен с одной стороны и обесценивание денег с другой. В рез-те инфляции образуется переполнение каналов обращения излишней ден. массой. В НЭ масса товаров перестает соответствовать ден. массе и в этих условиях деньги перестают выполнять свои ф-ии. Показатели– ИПЦ (цены РК в тек.пер./цены РК базов.пер.наиб. успешного)*100% - изменение вр.уровня цен. ИОЦ – подобно ИПЦ он отражает изм-ние цен на сырье, рес-сы, инвестиционные рес-сы. И-Д ВВП – соотн.номинального и реального ВВП.

Причины:

-Несовершенная конкуренция, форм монополизма, к-ый воздействует на образование рын.цены в 1ю очередь в эк.интересах монополиста.

-Адаптационные инфл.ожидания. Формируются при снижении покупат.способности денег и одновременном росте цен. Это процесс самовоспроизводства инфляции. Все эк.субъекты привыкают к повышению цен и, стараясь защитить свои доходы, приобретают товары впрок, созд.ситуация, когда уменьш.кол-во товаров и увел.колв-во денежной массы в масштабе НЭ.

-Импортируемая инфляция. Основана на разнице курса нац.валюты и иностр.валюты по к-ой приобретаются импорт. товары.

-Инфляционно опасные инвестиции. В ВПК, при этом наблюдается рост доходов у работников этой отрасли при неадекватном увел-нии товаров потребит. назначения. Аналогичные последствия м. вызвать и непроизводительное потребление нац. дохода (н-р, на осуществление «проектов века»).

-Отсутствие должного контроля за ден. массой и неоправданная эмиссия бум. денег.Это неизбежно приводит к появлению на рынке ден. массы, не обеспеченной товарами. В рез-те цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляц. процесса.

-Диспропорциональность- несбалансированность гос. расходов и доходов, к-ая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счёт займов в ЦБ, т.е. неконтролируемой ден. эмиссии, что неизбежно приводит к росту массы денег в обращении.

На глубину и уровень И влияют след факторы:1.внутр факторы:-неден. (наличие диспропорций в нар хоз-ве,циклич разв-е эк-ки, монополизация произ-ва, увелич кредитн средств обращ-я, несбалансированн И-й,гос-монополист ценообраз-е,эктраординарные обстоят-ва соц-эк и природн хар-ра;,-денежн(монетарн) (кризис гос-х финансов,что выр-ся в дефиците бюджета,росте гос-го долга,доп эмиссия денег.2.внешн факторы.1)миров структурн кризисы (сырьев, топливн, энергетич, валютн),валютн политика направленная на экспорт И в др страны.; нелегал экспорт золота и валюты. Т.обр,И-многофакторн процесс,проявлен диспропорциональности в эк-ке,к-е обусловлено нарушением закона денежн обращ-я.

Формы проявл И:1)рост цен на товары и услуги,причем неравномерн,что приводит к обесценив денег.2)понижен курса нац денежн единицы по отнош к иностр,.3.Увелич цены золота-выраженной ден. единицы.

Типы инфляции:

Открытаяинфляция проявл. в продолжительном росте цен. Ее воспроизводят адаптационные ожидания, инфляция спроса и издержек. Это постоянное повышение цен.

Подавленная- при стабильных ценах наблюдается хронический дефицит товаров и ухудшение их кач-ва. Расширяется черный рынок. Хаар-на для централизованно-планируемых эк-ик.

Виды:По росту цен

§ Нормальная – до 10% в год и все эк.процесссы протекают нормлаьно

§ Умеренная(ползучая) – до 20% в год. Деньги выполняют св.им ф-ии. Отсутствует риск подписания договоров.

§ Галопиру­ющая – цены растут в сотнях % в год. Деньги постепенно начинают материализоваться. Сделки между пр-ми закл.с учетом роста цен. Все эк.процессы затрудняются.

§ Гиперинфляция – цены растут до тысячи % ежегодно. Это колоссальный разрыв между ценами и величиной з/п. Деньги не выполняют всои ф-ии. Во всей НЭ действует натуральный обмен и полностью ликвидируется управление экономикой.

§ Супергиперинфляция – цены растут на 50% ежемесячно и эта сит.повт.3 мес.подряд.

§ Стагфляция – рост инфляции и б/р

По сбалансированности:

Сбалансированная – цены в разных отраслях растут приблизительно в одинаковых пропорциях.

Несбалансированная – цены в разных отраслях постоянно изменяются в разных пропорциях.

По прогнозированию:

Ожидаемая(прогнозируемая)

Неожиданная (непрогнозируемая, внезапный рост цен).

Антиинфляционная политика гос-ва.

Антиинфл. политика - комплекс мер по гос.регулированию эк-ки, направленных на борьбу с инфляцией.
Задачи антиинфл.пол-ки à сделать инфляцию управляемой. При этом выделяют:

1-Антиинфл. стратегию – предполагает исп-ие мер долгоср. хар-ра. Они включают:

- механизм гашения адаптивных инфляц-ых ожиданий, т.е. нужно изменить психологию покупателей посредством: а) укрепления механизма рынка (стимулирование малого бизнеса); б) завоевание доверия населения ч/з проведение твердой антиинф. пол-ки правит-вом, пользующимся доверием населения в сочетании с эффектом объявления.

В случае успеха, потребление сократится, а сбережения увеличатся, что поведет за собой сокращение совок-ого спроса и роста сбережения.

- долгосрочная ден. пол-ка д/основываться на введении жестких лимитов ежегодного прироста денежной массы: ÙMS = ÙY + ÙP.

Т.е. ден. пол-ка д/б долгосрочной и жесткой независимой от состояния гос.бюджета (~для этого банк д/быть независимым от правит-ва).

- сокращение бюджетного дефицита, т.к. при любом способе его финансирования неизбежно усиление инфляции.

Задача состоит не в увеличении налогов, а в сокращении доходов в т.ч. приватизации тех видов деят-ти, к-ые м/б. переданы рынку.

- сведение к минимуму воздействия на нац-ую эк-ку со стороны внешних антиинфл.источников. Поэтому следует укреплять курс нац. валюты.

2-антиинфляц-ую тактику – предполагает исп-ие мер единовременного или чрезвычайного хар-ра. Задачей явл. либо сокращение спроса, либо увеличение предложения за счет:

- повышения степени товарности эк-ки ч/з стимулирование малого бизнеса, приватизацию, расширения импорта;

- повышения норм и сбережений и снижения степени их ликвидности путем повышения ставки %-та по вкладам, установление повышенных % по срочным вкладам, помещение сбережений в недвижимость.

2 пути: 1. Дефляционная политика - направлена на сокращение бюдж. дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание ден. эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в опред.пределах в соответствии с темпом роста ВНП.
2.Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожит. минимума или стоимостью стандартной потребител. корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений м. устанавливаться пределы повышения цен или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ:

- стабилизация и стимулирование производства,

- совершенствование налоговой системы,

- создание рыночной инфраструктуры,

- повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, регулированию курса национальной валюты, проведение определенных мер по регулированию цен и расходов, достижение политической стабильности, структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Россия: н/предпринять шаги по разрешению денежного кризиса –это снижение ставки рефинансирования и доходности гос-ых казначейский обязательств.

- Разработать эффективную и регулируемую гос-вом инвестиц-ой пол-ки, особое место в к-ой д/принадлежать привлечению иностр. и репатриации российских капиталов.

- Н/провести реформу налоговой системы с акцентом на регулирующую ф-цию налогов. Гос-во в доходной части бюджета д/ориентироваться на такую налоговую пол-ку, к-ая опиралась бы не на ставки налогов, а на массу прибыли, н на дополнит-ые виды налогов, а на рост пр-ва товаров, прибылей и доходов населения. Н/обратить внимание на НДС (24,7% поступлений в бюджет). При падении пр-ва он только усугубляет инфляцию, т.к. прямым образом влияет на увеличение цен.

- Совершенствовать платежно-расчетного механизма, включая исп-ие кредитных карточек и выплату з/п ч/з банкоматы в целях сокращения потребности в наличных деньгах.

- Ограничить инфляцию издержек ч/з заключение межотраслевых соглашений по ценам, к-ые позволят обуздать аппетиты естественных монополистов и тем самым предотвратить рост издержек по технологич-им цепочкам. пРиэтом следует исключить пол-ку ценовой дискриминации по отношению к потребителям, не участвующим в данных соглашениях.

- Борьба с теневой эк-кой, коррупцией в органах власти и организованной преступностья. Издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции – н/инвестицировать работу по разработке эффективного законодат-ва, регулирующего все сферы рыночной эк-ки в нашей стране (пр.всего финансового, фондового и валютного рынков).

- Н/принять меры по нейтрализации внешних факторов инфляции. Увеличение вкладов россиян в иностр. валюту ведет к доп. росту ден. массы в обращении и ослабляет инвестиционный потенциал отеч-ой эк-ки.

2.совокупный спрос и предложение. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на них.

Совокупный спрос (АD)- реальный объем нац. произв-ва, к-ый потребители (част.лица, предприниматели и гос-во) готовы купить при различных возможных уровнях цен./Или сумма потребностей в обществе, выраженная в ден. форме и представленная на рынке.

AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию эк-ки: AD=C+I+GP+X, где C–совокупный спрос индивидуумов и домохоз-в;I–инвестиции, или спрос на капит. оборудование со стороны предпринимателей; GP-госзакупки,или спрос на товары и услуги состороны гос-ва; X-разность м/д спросом иностранцев на отеч. товары.

Чем ниже уровень цен, тем больший объем нац-го продукта м/купить потребители, а рост уровня цен вызывает сокращение совок. спроса. На тесноту и вид связи м/д объемом и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкон. эффектов:

1.эффект %ной ставки – уровень цен обуславливает кол-во денег,необ. Дом.хоз.,Чем ниже уровень цен,тем меньше денег нужно хоз-ву-люди сберегают-приобретают активы,приносящие %-% ставка ниже.Более низкие% ставки стимул. Инвестиции.Т.о. более низкий уровень цен ведет к снижению% ставки и увеличению расходов на инв.товары-способствует росту спроса в целом.

2.эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) – при снижении уровня цен,люди покупают большее кол-во товаров и услуг.

3.Эффект импортных закупок.Рост цен внутри страны-покупают больше импортн.-сокращается экспорт и сниж спрос.

На уровень совокупного спроса оказ-ют влияние неценовые факторы (детерминанты):

1.личное потребление: благосостояние, налоги, цен. дефиц. ожидания.,задолжности потребителей.

2.инвестиционные расходы: %ставка,ожидание прибыли от инвест,налоги,введение новых технологий..

3.госрасходы: увеличение гос.расходов, провед. гос. программ.

4.экспорт нац доход в заруб.странах,обменные курсы валют.

Совокупное предложение (AS) проявляется как стоимость произведенной эк-кой страны товаров и услуг, к-ые планируется реализовать в данном периоде. AS зависит от размера затрат, изменений на каждом факторном рынке,изменений в технологиях и производительности кажд фактора. Он отражает связь м/д объемом совок. выпуска(Y) и общем уровнем цен(Р) в эк-ке. Эта связь выражается кривой совокупного спроса. Она показывает кол-во товаров и услуг, к-ые потребители готовы приобрести, при каждом возможном уровне цен.

1)Кейнсианский(гориз)Эк.кризис.Факт уровень нац.произ-ва меньше потенц.Если увеличить степень занятости,то это никак не отраз. на ценах.

2)Промежуточный.Увеличение объема производства сопров. Ростом уровня цен.(неравн.эк.развития)

3)Классич.:(верти)Эк-ка достигла полного исп-я ресурсов.Любое повыш цен не приведет к росту произв.

 

В структуре совокупного спроса выделяют:

1 спрос на потреб.товары и услуги (С)

2 спрос на инвистиц. товары (I)

3 спрос на товары и услуги со стороны гос-ва (G)

4 спрос на чистый экспорт или внешнеэк. расходы (NX)

Движение вдоль кривой АD отражает изменение Y в зависимости от динамики общего ур-ня цен (Р). Отрицательный наклон кривой можно объяснить из ур-ния Фишера. Т.е чем выше ур-нь цен, тем меньше реальных денег в эк-ке, т.е. тем меньше кол-во товаров и услуг можно приобрести. Кроме этого эта зависимость объясняется изменением каждого элемента совокупного спроса от изменения цен, что характеризуется следующими эффектами:

1)Эффект % ставки. Повышение ур-ня цен ведет к росту % ставки, сокращению спроса на заемные ср-ва (инвестиции)→сокращение АD.

2)Эффект богатства или эф. реальных кассовых остатков. Повышение ур-ня цен→уменьшению покупательной способности накопленных активов и след-но к сокращению накопленных активов и → к сокращению реального бог-ва.

3)Эффект импортных закупок. Рост цен ведет к относит. удешевлению импорта и удорожанию экспорта. Доля импорта возрастает, а доля экспорта сокращается. Поэтому сокращается объем чистого экспорта и →сокращ. Y

К неценовым факторам влияющим на У относятся любые, котор. Воздействуют на С, I, G, NX. Например:

1 изменение благосостояния потребителей, их ожидания, налоги-влияют на C

2 изм. %ставки, субсидии, льготные налоги инвесторам-влияют на I

3 изм. жалования чиновников, реализация гос. программ, расходы на оборону-влияют на G

4 изм. Валютных курсов в условии торговли на внешних рынках и т.д. влияют на NX

Факторы:1.Цены на ресурсы(земельные, трудовые, капитальные), повышение к-ых увеличивает издержки пр-ва и в рез-те понижает совокупное предложение. 2.измен. в производит.. Оказывает влияние рост производительности. Увеличение производ. Понижает стоимость ед. продукта. Рост производительности понижает сов. Предложение, и наоборот.3.Изменение правовых норм, увеличение ставок налогообложения-уменьшает совок. предл. А различные льготы действуют наоборот.

 



2015-12-04 1428 Обсуждений (0)
Билет19. Инфляция, совокупный спрос и предложение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет19. Инфляция, совокупный спрос и предложение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)