Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. нововведения в организации, их роль в ее развитии



2015-12-04 287 Обсуждений (0)
Глава 5. нововведения в организации, их роль в ее развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




Постоянное развитие организации возможно лишь в системе адекватных и современных изменений. Готовясь к ним, руководитель должен взвесить все за и против, управленческие риски, чтобы потом не получить существенных ухудшений в деятельности организации. Осознавая, что и с какой целью подлежит преобразованию, управленец обязан спрогнозировать пути внедрения нововведений.

Виды изменений:

1) изменения в целях и задачах деятельности (ассортимент продукции, набор оказываемых услуг, новые рынки, клиенты и поставщики);

2) изменения в применяемых технологиях (оборудование, орудия труда, материалы, технологический процесс);

3) изменения в организационных структурах и управленческих процессах (внутренняя организация, трудовые процессы, процедуры принятия решений, информационные системы);

4) изменения в организационной структуре (ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства);

5) изменения в людях (руководство и персонал, их компетентность, отношения, мотивация, поведение, эффективность в работе);

6) изменения в эффективности работы организации (финансовые, экономические, социальные показатели, выполнение компанией миссии, задач, использование новых возможностей);

7) изменения в престиже и репутации организации в деловых кругах и в обществе.

 

Рынок инновационной продукции

Научно-техническая продукция – это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

 

Субъекты инновационного рынка – это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

Объекты инновационного рынка – это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

―в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т. д.);

―в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

―в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии «технологический обмен» или «передача (трансферт) технологий». В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства (систему соответствующих навыков и знаний), так и финансовые, материальнотехнические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а также систему социально-экономических последствий (прежде всего экологических).

 

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

―он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);

―он является неэластичным вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

―он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности. Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:

―потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность;

―поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;

―в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;

―трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.

Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить

―осознанные запросы потенциальных потребителей. Технологическая неопределенность обусловлена следующими, труднопрогнозируемыми условиями, влияющими на положение и поведение производителя:

―нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва установленных и согласованных сроков ее поставок;

―отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;

―проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;

―сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.

Разработка и внедрение нового продукта.

В общем плане инновации – это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

 

Различают следующие виды инноваций:

1. По степени радикальности (новизны):

―базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

―улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного

―развития научно-технического цикла;

―псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

 

2. По характеру применения:

―продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;

―технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

―социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

―комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

―рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

3. По стимулу появления (источнику):

―инновации, вызванные развитием науки и техники;

―инновации, вызванные потребностями производства;

―инновации, вызванные потребностями рынка.

4. По роли в воспроизводственном процессе:

―инновации потребительские;

―инновации инвестиционные.

5. По масштабу:

―инновации сложные (синтетические);

―инновации простые.

Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг), следствием чего является укрепление их позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары, продукцию, услуги.

 

Инновационный цикл

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный цикл. В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла продукта и тем более вида услуг. В методологии комплексной системы управления под качеством продукции понимаются четыре стадии жизненного цикла продукта: исследование и разработка; изготовление; обращение и реализация; эксплуатация и потребление.

В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

―маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований;

―разработка продукции;

―материально-техническое снабжение;

―подготовка и разработка производственных процессов;

―производство;

―контроль, проведение испытаний и обследований;

―упаковка и хранение;

―реализация и распределение продукции: монтаж и эксплуатация;

―техническая помощь и обслуживание: утилизация продукции после использования.

Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.

 

Рынок новшеств (новации).

 

Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

 

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.

Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:

―фундаментальные научные исследования – экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;

―прикладные научные исследования – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.

Научно-техническая деятельность имеет целью получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.



2015-12-04 287 Обсуждений (0)
Глава 5. нововведения в организации, их роль в ее развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. нововведения в организации, их роль в ее развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)