Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психики, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
Мышление как особый психологический процесс имеет ряд специфических признаков: - обобщенность познания. Знание единичного не дает основания для предвидения. Чтобы предвидеть, нужно обобщать отдельные факты, исходя из этих обобщений, делать выводы. - опосредованность отражения действительности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы выносим суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной информации, которую мы получаем с помощью, например, термометра, других приборов и др. Виды мышления можно рассматривать как последовательные ступени интеллектуального развития человека. Последовательные ступени интеллектуального развития - наглядно-действенное, наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление. Развитие мышления происходит постепенно. Родился ребенок. Растет. Поначалу мышление его в большой степени определяется развитием манипулирования различными предметами. Сначала он манипулирует предметами, которые для него не имеют смысла, потом эти действия целенаправленно направляются на предметы и действия приобретают осмысленный характер. 1. Это наглядно-действенное мышление – генетически наиболее ранняя форма мышления, его суть заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать у ребенка в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. 2.Наглядно-образное мышление – это второй вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Наглядно-образное мышление – опирается на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. 3. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей 4. Теоретическое мышление (его разновидности: понятийное и образное мышление) – это познание законов, правил. 5.Понятийное мышление– это такое мышление, в котором используются определенные понятия.При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми с помощью специальных методов и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений. 6. Основная задача практического мышления (наглядно-образное и наглядно-действенное) – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Также различают интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). 7. Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
Операции мышления.
Основными операциями или логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных. Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.
Качества мышления.
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах: - широта мышления – способность охватывать весь вопрос в целом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Она проявляется в кругозоре человека и в способности рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями; - глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, умении видеть вопрос, проблему. - противоположное качество - поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного; - самостоятельность мышления – характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других; - гибкость мысли – выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки; - быстрота ума – это умение человека быстро принимать правильное решение; - торопливость ума – человек не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения; - критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли.
8.Воображение. Понятие. Виды воображения.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (896)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |