Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 4. Развитие МСУ в России



2015-12-04 435 Обсуждений (0)
Лекция 4. Развитие МСУ в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Этапы Территориальное устройство Реформа, акты Органы власти Компетенция
Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петра I Уезды, волости Зе́мская рефо́рма Ивана IV 1555 год – указ об отмена системы кормления (Наместник - должностное лицо на Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное самоуправление. Волостель — представитель великокняжеской (царской) власти на местах (как правило, в волостях и станах). Сначала в волостях - губная изба — помещение присутствия губного старосты в уездном городе, в котором сосредоточивалось все губное управление. В компетенцию губных органов в сер. XVI в. входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVII в. – также по убийству, поджогу и др. Регистрировали приезжих.
Глава избы – губной староста
десятские лучшие люди (потом целовальники)
выборы носили всесословный характер
Затем земская изба — выборный орган местного самоуправления в России. Полицейские, финансовые, экономические, судебная власть
Глава избы – земский староста
земский дьячок целовальники,
выбирались городскими и волостными тяглыми людьми на 1—2 года.
  В 17 веке Система приказно-воеводского управления Сначала воевода (назначаемый царем) осуществлял контроль за губными и земскими учреждениями, затем начальник губных изб. В отношении земских изб – начальник полицейской деятельности.  
Развитие местного самоуправления в годы правления Петра I. Губернии, провинции Указ Петра I от 18 декабря 1708 года 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Губернии делились на провинции В 1699 году создана Бурмистерская палата — центральное финансовое учреждение и выборный орган посадского (городского) населения. Палате подчинялись земские избы, губные избы были упразднены.  
Глава избы –бурмистр. В 20 гг. 17 века изба заменяется магистратом. Сбор податей, полиция, суд, народное образование. Суд был независим от администрации
Во главе провинций – воеводы (затем коменданты)  
В 30-е г. от многого пришлось отказаться. Вернулись к прежней системе уездного деления. К 1727 г. Россия подразделялась на 14 губерний, 47 провинций и 250 уездов. Единственным органом управления и юстиции в губернии остался губернатор, в провинциях и уездах - воевода.
Реформа местного самоуправления во второй половине ХVIII века. Реформы Екатерины II Губернии «Учреждение для управления губерний Российской империи» Во главе губернии - губернатор
Губернское правление Вице-губернатор Предводитель дворянства
Приказ общественного призрения (выборный орган) - ведал управлением школами, мед.учрежде-ниями Казенная палата губернское дворянское собрание (решение локальных общественных вопросов)
Уездный предводитель дворянства Капитан-исправник
Нижний земский суд
Уезды «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи», принятая Екатериной II в 1785 г. Магистраты (в городах) – судебная функция Общая городская дума – представительный орган, Состоял из выборных из 6 разрядов городских обывателей на 3 года Уездное дворянское собрание
    Шестигласная дума – исполнительный орган
Верхняя расправа
Нижняя расправа – суд над крестьянами
Местное самоуправление в России в годы правления Александра II: земская и городская реформы. Губернии Положение 1864 года о губернских и уездных земских учреждениях Губернское земское собрание – состояло из гласных, избираемыми земскими собраниями из своего состава   Губернская земская управа – исполнение решений собрания (6 человек, назначаемых собранием) Губернские и земские собрания не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. НО в пределах своих полномочий они были самостоятельны.
Уезды Уездное земское собрание – состояло из земских гласных (выборы по 3 куриям: уездные землевладельцы, городские избиратели и сельские общества). Причем у крестьян выборы - косвенные Земская управа – исполнение решений собрания (6 человек, назначаемых собранием) Ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
В полицейском отношении города были выделены из уездов. В городах полицейский орган – городничий. (до 1862 года). С 1870 года созданы органы городского самоуправления: городская дума и городская управа
  Распространение государственной теории МСУ.
Реформы Александра III   Положение 1890 г. о губернских и 1892 г. уездных земских учреждениях Губернатор (надзор за земским и городским самоуправлением)
Губернский предводитель дворянства Губернская земская управа – исполнение решений собрания. Избиралась собранием.  
Губернское земское собрание - уездные предводители дворянства; - председатели уездных земских управ (c 1899 года); - начальники губернских Управлений земледелия и государственных имуществ, управляющие Удельными округами (там, где они были); - депутат от духовного ведомства (если епархиальное начальство сочтет полезным его назначить); - представитель министерства торговли и промышленности (там, где существуют казенные горные или соляные промыслы); - инспектор сельского хозяйства (по приглашению председателя, с совещательным голосом).     Председатель (дворянин или лицо с высшим образованием) 2 члена
Губернское по земским и городским делам Присутствие (губернатора, губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора Окружного суда, председателя губернской Земской управы, непременного члена (название особенной должности), городского головы губернского города, представителя губернского Земского собрания, представителя городской Думы губернского города).   Основной задачей - обсуждение правильности и законности постановлений земских учреждений. Также присутствие рассматривало жалобы на составление списков избирателей и могло, по представлению губернатора, принимать решение об отмене выборов в земские учреждения (при нарушениях законной процедуры). По представлению губернатора, присутствие отменяло постановления земских собраний.
Уездное земское собрание (сессия 10 дней) - выборные гласные (раздельно выбранные крестьянами, цензовыми собственниками — дворянами, цензовыми собственниками — недворянами) – выборы двухступенчатые; - представители ведомств земледелия и землеустройства, удельного ведомства (если в уезде имелись государственные или удельные земли); - депутат от духовного ведомства (если епархиальное начальство сочтет полезным его назначить); - городской голова; - инспектор сельского хозяйства (по приглашению председателя, с совещательным голосом).   Земская управа Председатели уездных управ и члены управ назначались губернатором. Являлись госслужащими.
Компетенция: · Сбор губернских и уездных земских повинностей и заведование собственными капиталами; · Попечение о развитии народного образования и установленное законами участие в заведовании содержимыми за счет земства учебными учреждениями; · Содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений, бечевников, а также пристаней вне поселений; · Заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями, попечение о призрении (то есть комплексной социальной помощи) бедных, неизлечимых больных и умалишенных; · Заведование взаимным земским страхованием имуществ; · Оказание продовольственной помощи населению; · Участие в санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-полицейских мероприятиях; · Предупреждение и тушение пожаров; · Устройство и содержание земской почты; · Воспособление местному земледелию, торговле и промышленности.
Земские учреждения финансировались за счет земских сборов, обособленных от государственных налогов и собираемых самими земствами, на основании «Устава о земских повинностях» 1899 года Изменения по отношению к Положению 1864 года: 1. Разделение съезда цензовых избирателей на два отделения (дворянское и недворянское), причем дворянское отделение выбирало большинство гласных в 30 губерниях; этим изменением земства были практически поставлены под контроль дворян-землевладельцев (число дворян среди гласных увеличилось от 42 % до 57 %, число крестьян уменьшилось от 38 % до 30 %); 2. Уменьшение количества выборных гласных земских собраний (количество гласных в уездных собраниях сократилось на 23 %, в губернских — на 31 %); 3. В состав земских собраний были введены многочисленные члены по должности от правительства, прежде всего предводители дворянства, что ещё более увеличило влияние дворянства на земские собрания
В городах – городской голова (председатель городской думы) и городская управа.
На уровне волости (20 тыс.чел.) (состояла из сельских обществ) Волость - волостной сход, волостное правление (волостной старшина, сельские старосты) , волостной старшина, волостной писарь. Надзор осуществлял – земский начальник Сельские общества - органы крестьянского самоуправления – сельский сход (хозяйственные дела) и сельский староста (избирался на сходе)
Организация местной власти в советский период С 1917 года до середины 1918 года идея местной автономии
Области, губернии, уезды (районы), города, волости Конституции РСФСР 1918 года Принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и исполкомы – часть централизованного госаппарата управления.   Задачи местных Советов определялись следующим образом: - проведение в жизнь всех постановлений высших органов совет­ской власти; - принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении; - разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; - объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
Областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов (избирались непосредственно населением) Городские и сельские – косвенными выборами
- с октября 1917 года до принятии Конституции СССР 1936 г. и Конституци РСФСР 1937 г.;   Конституция СССР 1936 года и Конституция РСФСР 1937 г. Система съездов упразднена. Везде Местные Советы (избирались сроком на 2 года). Сессия длилась один день. Исполкомы (председатель, заместитель, секретарь и члены) Особенности: 1) партийное руководство ими; 2) императивный мандата депутатов; 3) демократический централизм
- с 1936-1937 гг. до конца 1980 гг.;   Конституция СССР 1977 года Исполкомысозывали Сессии Совета (общее собрание депутатов) не реже 4 раз в год (для областных, краевых и городских Советов городов, имеющих районное деление); для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых Советов — не реже 6 раз в год. На сессиях решались вопросы, отнесённые законом к полномочиям данного Совета.
Конец 1980-х гг. Созданы Президиумы местных Советов (осуществляли функции ранее принадлежавшие исполкомам – подготовка сессий Советов, учеба депутатов и др.) В итоге: конфликты между Президиумами и Исполкомами.  
- до принятии Конституции РФ 1993 г.   9 апреля 1990 г. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения (со­веты и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Первичным территориальным уровнем местного само управления признавался сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни (исходя из мест­ных особенностей). Ввел понятие «коммунальная собственность».
    Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» Местный Совет опре­делялся как орган власти, а местная администрация - как орган управления. Закон предусматривал разграничение функций между предста­вительными и исполнительными органами.
                           

 



2015-12-04 435 Обсуждений (0)
Лекция 4. Развитие МСУ в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 4. Развитие МСУ в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)