Этапы
| Территориальное устройство
| Реформа, акты
| Органы власти
| Компетенция
|
Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петра I
| Уезды, волости
| Зе́мская рефо́рма Ивана IV 1555 год – указ об отмена системы кормления (Наместник - должностное лицо на Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное самоуправление. Волостель — представитель великокняжеской (царской) власти на местах (как правило, в волостях и станах).
| Сначала в волостях - губная изба — помещение присутствия губного старосты в уездном городе, в котором сосредоточивалось все губное управление.
| В компетенцию губных органов в сер. XVI в. входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVII в. – также по убийству, поджогу и др.
Регистрировали приезжих.
|
Глава избы – губной староста
|
десятские
| лучшие люди (потом целовальники)
|
выборы носили всесословный характер
|
Затем земская изба — выборный орган местного самоуправления в России.
| Полицейские, финансовые, экономические, судебная власть
|
Глава избы – земский староста
|
земский дьячок
| целовальники,
|
выбирались городскими и волостными тяглыми людьми на 1—2 года.
|
| В 17 веке
| Система приказно-воеводского управления Сначала воевода (назначаемый царем) осуществлял контроль за губными и земскими учреждениями, затем начальник губных изб. В отношении земских изб – начальник полицейской деятельности.
|
|
Развитие местного самоуправления в годы правления Петра I.
| Губернии, провинции
| Указ Петра I от 18 декабря 1708 года 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.
Губернии делились на провинции
| В 1699 году создана Бурмистерская палата — центральное финансовое учреждение и выборный орган посадского (городского) населения. Палате подчинялись земские избы, губные избы были упразднены.
|
|
Глава избы –бурмистр.
В 20 гг. 17 века изба заменяется магистратом.
| Сбор податей, полиция, суд, народное образование. Суд был независим от администрации
|
Во главе провинций – воеводы (затем коменданты)
|
|
В 30-е г. от многого пришлось отказаться. Вернулись к прежней системе уездного деления. К 1727 г. Россия подразделялась на 14 губерний, 47 провинций и 250 уездов. Единственным органом управления и юстиции в губернии остался губернатор, в провинциях и уездах - воевода.
|
Реформа местного самоуправления во второй половине ХVIII века. Реформы Екатерины II
| Губернии
| «Учреждение для управления губерний Российской империи»
| Во главе губернии - губернатор
|
Губернское правление
| Вице-губернатор
| Предводитель дворянства
|
Приказ общественного призрения
(выборный орган)
- ведал управлением школами, мед.учрежде-ниями
| Казенная палата
| губернское дворянское собрание
(решение локальных общественных вопросов)
|
Уездный предводитель дворянства
| Капитан-исправник
|
Нижний земский суд
|
Уезды
| «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи», принятая Екатериной II в 1785 г.
| Магистраты (в городах) – судебная функция
| Общая городская дума – представительный орган,
Состоял из выборных из 6 разрядов городских обывателей на 3 года
| Уездное дворянское собрание
|
|
| Шестигласная дума – исполнительный орган
|
Верхняя расправа
|
Нижняя расправа – суд над крестьянами
|
Местное самоуправление в России в годы правления Александра II: земская и городская реформы.
| Губернии
| Положение 1864 года о губернских и уездных земских учреждениях
| Губернское земское собрание – состояло из гласных, избираемыми земскими собраниями из своего состава
| Губернская земская управа – исполнение решений собрания
(6 человек, назначаемых собранием)
| Губернские и земские собрания не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
НО в пределах своих полномочий они были самостоятельны.
|
Уезды
| Уездное земское собрание – состояло из земских гласных (выборы по 3 куриям: уездные землевладельцы, городские избиратели и сельские общества). Причем у крестьян выборы - косвенные
| Земская управа – исполнение решений собрания
(6 человек, назначаемых собранием)
| Ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
|
В полицейском отношении города были выделены из уездов. В городах полицейский орган – городничий.
(до 1862 года).
| С 1870 года созданы органы городского самоуправления: городская дума и городская управа
|
| Распространение государственной теории МСУ.
|
Реформы Александра III
|
| Положение 1890 г. о губернских и 1892 г. уездных земских учреждениях
| Губернатор
(надзор за земским и городским самоуправлением)
|
Губернский предводитель дворянства
| Губернская земская управа – исполнение решений собрания. Избиралась собранием.
|
Губернское земское собрание
- уездные предводители дворянства;
- председатели уездных земских управ (c 1899 года);
- начальники губернских Управлений земледелия и государственных имуществ, управляющие Удельными округами (там, где они были);
- депутат от духовного ведомства (если епархиальное начальство сочтет полезным его назначить);
- представитель министерства торговли и промышленности (там, где существуют казенные горные или соляные промыслы);
- инспектор сельского хозяйства (по приглашению председателя, с совещательным голосом).
| Председатель
(дворянин или лицо с высшим образованием)
| 2 члена
|
Губернское по земским и городским делам Присутствие
(губернатора, губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора Окружного суда, председателя губернской Земской управы, непременного члена (название особенной должности), городского головы губернского города, представителя губернского Земского собрания, представителя городской Думы губернского города).
Основной задачей - обсуждение правильности и законности постановлений земских учреждений. Также присутствие рассматривало жалобы на составление списков избирателей и могло, по представлению губернатора, принимать решение об отмене выборов в земские учреждения (при нарушениях законной процедуры). По представлению губернатора, присутствие отменяло постановления земских собраний.
|
Уездное земское собрание
(сессия 10 дней)
- выборные гласные (раздельно выбранные крестьянами, цензовыми собственниками — дворянами, цензовыми собственниками — недворянами) – выборы двухступенчатые;
- представители ведомств земледелия и землеустройства, удельного ведомства (если в уезде имелись государственные или удельные земли);
- депутат от духовного ведомства (если епархиальное начальство сочтет полезным его назначить);
- городской голова;
- инспектор сельского хозяйства (по приглашению председателя, с совещательным голосом).
| Земская управа
Председатели уездных управ и члены управ назначались губернатором. Являлись госслужащими.
|
Компетенция:
· Сбор губернских и уездных земских повинностей и заведование собственными капиталами;
· Попечение о развитии народного образования и установленное законами участие в заведовании содержимыми за счет земства учебными учреждениями;
· Содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений, бечевников, а также пристаней вне поселений;
· Заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями, попечение о призрении (то есть комплексной социальной помощи) бедных, неизлечимых больных и умалишенных;
· Заведование взаимным земским страхованием имуществ;
· Оказание продовольственной помощи населению;
· Участие в санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-полицейских мероприятиях;
· Предупреждение и тушение пожаров;
· Устройство и содержание земской почты;
· Воспособление местному земледелию, торговле и промышленности.
|
Земские учреждения финансировались за счет земских сборов, обособленных от государственных налогов и собираемых самими земствами, на основании «Устава о земских повинностях» 1899 года
Изменения по отношению к Положению 1864 года:
1. Разделение съезда цензовых избирателей на два отделения (дворянское и недворянское), причем дворянское отделение выбирало большинство гласных в 30 губерниях; этим изменением земства были практически поставлены под контроль дворян-землевладельцев (число дворян среди гласных увеличилось от 42 % до 57 %, число крестьян уменьшилось от 38 % до 30 %);
2. Уменьшение количества выборных гласных земских собраний (количество гласных в уездных собраниях сократилось на 23 %, в губернских — на 31 %);
3. В состав земских собраний были введены многочисленные члены по должности от правительства, прежде всего предводители дворянства, что ещё более увеличило влияние дворянства на земские собрания
|
В городах – городской голова (председатель городской думы) и городская управа.
|
На уровне волости (20 тыс.чел.) (состояла из сельских обществ)
Волость - волостной сход, волостное правление (волостной старшина, сельские старосты) , волостной старшина, волостной писарь. Надзор осуществлял – земский начальник
Сельские общества - органы крестьянского самоуправления – сельский сход (хозяйственные дела) и сельский староста (избирался на сходе)
|
Организация местной власти в советский период
| С 1917 года до середины 1918 года идея местной автономии
|
Области, губернии, уезды (районы), города, волости
| Конституции РСФСР 1918 года
| Принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и исполкомы – часть централизованного госаппарата управления.
| Задачи местных Советов определялись следующим образом:
- проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти;
- принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении;
- разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
- объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
|
Областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов (избирались непосредственно населением)
| Городские и сельские – косвенными выборами
|
- с октября 1917 года до принятии Конституции СССР 1936 г. и Конституци РСФСР 1937 г.;
|
| Конституция СССР 1936 года и Конституция РСФСР 1937 г.
| Система съездов упразднена. Везде Местные Советы (избирались сроком на 2 года).
Сессия длилась один день.
| Исполкомы (председатель, заместитель, секретарь и члены)
| Особенности:
1) партийное руководство ими;
2) императивный мандата депутатов;
3) демократический централизм
|
- с 1936-1937 гг. до конца 1980 гг.;
|
| Конституция СССР 1977 года
| Исполкомысозывали Сессии Совета (общее собрание депутатов) не реже 4 раз в год (для областных, краевых и городских Советов городов, имеющих районное деление); для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых Советов — не реже 6 раз в год.
| На сессиях решались вопросы, отнесённые законом к полномочиям данного Совета.
|
Конец 1980-х гг.
| Созданы Президиумы местных Советов (осуществляли функции ранее принадлежавшие исполкомам – подготовка сессий Советов, учеба депутатов и др.)
В итоге: конфликты между Президиумами и Исполкомами.
|
|
- до принятии Конституции РФ 1993 г.
|
| 9 апреля 1990 г. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
| Местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Первичным территориальным уровнем местного само управления признавался сельсовет, поселок (район), город (район в городе).
| Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни (исходя из местных особенностей).
Ввел понятие «коммунальная собственность».
|
|
| Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР»
| Местный Совет определялся как орган власти, а местная администрация - как орган управления.
| Закон предусматривал разграничение функций между представительными и исполнительными органами.
|
| | | | | | | | | | | | | |