Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды монополистической деятельности



2015-12-04 1552 Обсуждений (0)
Виды монополистической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям.

В зависимости от формы проявления выде­ляют:

- договорный

- внедоговорный вид монополистической деятель­ности

В основу классификации может быть положено количество участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляет­ся в виде действий (бездействия) занимающего доминирующее по­ложение хозяйствующего субъекта, результатом которых являют­ся или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Законом о защите конкуренции приводится не исчерпывающий перечень та­ких злоупотреблений, которые могут быть разделены на два вида:

а) действия (бездействие), в отношении которых установлен абсо­лютный запрет. К ним, в частности, относятся: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъ­ятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; экономически, технологически и иным обра­зом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; уста­новление финансовой организацией необоснованно высокой или нео­боснованно низкой цены финансовой услуги; нарушение установлен­ного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

б)действия (бездействие), которые могут быть признаны допус­тимыми, если такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответ­ствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), а также если их результатом явля­ется или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо по­вышение конкурентоспособности товаров российского производст­ва на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъек­тами в результате действий (бездействия).

К данной категории, в частности, относятся: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение про­изводства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекраще­ние производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нор­мативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполни­тельной власти или судебными актами; создание дискриминацион­ных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Коллективная монополистическая деятельностьв виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержа­нию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту ре­ализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически, технологически и иным образом не обос­нованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; сокращению или прекращению производства товаров, на ко­торые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства; созда­нию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товар­ного рынка другим хозяйствующим субъектам и др.

Законом о защите конкуренции приводится не исчерпываю­щий перечень соглашений (согласованных действий), которые ква­лифицируются как монополистическая деятельность.

 

ФЗ содержит запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
и допустимость действий (бездействия).
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), могут быть признаны допустимыми.
Правительство Российской Федерации устанавливает правила доступа к товарам субъектов естественных монополий, направленные на предупреждение создания условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями товаров субъектов естественных монополий.
Требования не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Допустимость действий (бездействия).
Действия (бездействие) хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) Установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

2) Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

3) Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

4) Экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

5) Навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

6) Экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

7) Сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства.

8) Созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

9) Установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям.

Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми.

Допустимость "вертикальных" соглашений.

Допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.

Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.



2015-12-04 1552 Обсуждений (0)
Виды монополистической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды монополистической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1552)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)