Мнения ханафитского мазхаба
Положение продажи товара, если есть большая вероятность его использования в запрещенных шариатом целях. Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому мы взываем о помощи и молим о прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведёт Аллах по прямому пути, того никто не собьет, а кого Он сбил, того никто не наставит на правильный путь. Мы свидетельствуем, что Мухаммед – раб Аллаха и Его Посланник. А затем: Причиной этой работы стал вопрос, или точнее ряд вопросов которые будут приведены ниже, суть которых возвращается к одному смыслу, а это положение “продажи товара, если есть большая вероятность его использования в запрещенных шариатом целях”. И так как нет сомнения в том, что это важный вопрос, касающийся многих мусульман, решил с позволения Аллаха, не просто ответить в общей форме на заданные вопросы, однако составить работу, в которой постараюсь насколько это можно осветить это важное положение. Вопрос: “Ассалам алейкум. Можно ли продавать кяфирам фейерверки, посредством которых они празднуют свои кяфирские праздники? Можно ли продавать кяфирам косметику и всякие украшения, посредством которых они будут искушать людей на улице (речь в обоих случаях идет о Москве) ну так если в общем, можно продавать им то, что они будут в любом случае использовать для запретного.” Ответ: Уалейкум Ассалам уа РахматуЛлахи уа баракатуху. Брат задал вопрос, касающийся сразу нескольких моментов, и ограничился упоминанием лишь неверных. Однако хотелось бы, прежде чем ответить на этот частный момент, касающийся продажи неверному то, что может нанести тот или иной вред мусульманину, или, в общем, может быть употреблено неверным в том, что является запрещенным по шариату, хотелось бы начать ответ с положения мусульман. Т.е. положения продажи того или иного товара который сам по себе является чем то разрешенным как продукт, состав, инструмент, и т.д., однако есть большая вероятность, или серьезное основание полагать что покупатель будет использовать этот товар в запрещенной шариатом форме. Это общее положение в книгах по фикху разбирается под вопросом известного как: «Продажа сока (фруктового) или винограда тому, кто делает из него вино (опьяняющие напитки)». Т.е. это его обычное, или основное занятие. Рассмотрим с позволения Аллаха мнения ученых в этом вопросе с приведением их основных доказательств, а затем сделаем вывод. Однако вначале следует заметить, что речь пойдет только о мусульманах для того что лучше представить саму суть вопроса, а затем поговорим о неверных. Итак… Мнения ханафитского мазхаба. Основное мнение имама Абу Ханифы, которое передают ханафитские ученые, заключается в том, что сок сам по себе как продукт, и состав во время договора является разрешенным для продажи товаром. Следовательно, нет ничего, что запрещает достоверность договора в момент его заключения, значит, этот вид сделки должен быть разрешенным как и все подобные этому торговые договоры, в которых присутствуют все условия и составляющие его части. Значит, эта сделка попадает под общий смысл слова Аллаха: «Аллах дозволил торговлю». Сура аль-Бакара 275. Т.е. основа мнения имама Абу Ханифы – это аналогия на обычный торговый договор. Что же касается вероятности того что покупатель сделает из него вино, то во-первых, так как в момент сделки это не упоминается, то это входит в раздел намерений человека которые скрыты от нас. Во-вторых, если это и произойдет, то тот продукт, которым будет совершен грех, а это вино, будет иметь уже совсем другой состав. Т.е. то, чем будет совершаться грех - будет уже не тем по сущности и составу предметом в отношении чего был заключен торговый договор. И если это так, то сказал Всевышний Аллах: «Ни одна душа не понесет чужого бремени». Сура ан-Наджм 38. См. Аль-Мабсут 27\174\175 , аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\39, Дурар аль-Хуккам шарх гурар аль-Ахкам 4\10, Фатху ль - Кадир 12\437. И отталкиваясь от этого подхода, имам Абу Ханифа запретил продажу оружия во время фитны, когда есть вероятность использования его для запрещенного убийства, так как в этом случае грех будет совершаться непосредственно тем, что было предметом сделки. Что касается стороны аргументации на запрет продажи в этой форме, то это общий смысл слов Аллаха: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». Сура аль-Маида 2. См. Аль - ‘Инаяту шарх аль-Хидая 8\182, Табиин аль-Хакаик шарх Канз ад-Дакаик 16\420\421. Очевидно, что имам Абу Ханифа в этой форме вопроса попытался собрать между указаниями аргументов имеющих значение и влияние в этом вопросе по его мнению. А это то, что основа, и аналогия требует разрешенности этой сделки, так как само оружие как предмет не является чем- то запрещенным. Однако так как возникла вероятность того, что именно этим оружием будет совершен грех, и эта сделка может быть причиной для этого, в этом случае был принят во внимание общий смысл аята запрещающего помощь в грехе. Однако что касается мнения имама Абу Ханифы относительно продажи сока тому кто делает вино, то автор “Энциклопедии фикха” сказал , что очевидно , что оно заключается в нежелательности этого действия , и то , что оставление лучше , однако если без греха. И это, потому что автор одной из основной книги ханафитского мазхаба “Аль - ‘Инаяту шарх аль-Хидая” сказал, говоря о мнении Абу Ханифы: ولا بأس ببيع العصير ممّن يعلم أنّه يتّخذه خمراً لا بأس - “Ля бас” ( то есть нет проблем). Слово, указывающее у ханафитов на то, что оставление этого действие лучше, чем совершение. Аллах знает лучше. Это что касается мнения имама Абу Ханифы. Мнение его двух учеников Мухаммеда ибн Хасана и Абу Юсуфа заключается в том , что продажа сока (фруктового) тому, кто делает из него вино является запрещенным. Построили они это свое мнение как сказал имам ас-Сархаси на основе, того что называется в терминологии ученых по усуль-фикху: الاستحسان аль-Истихсан. См. Аль-Мабсут 27\174\175 Это положение или термин, которым в основном выделились ханафитские ученые, является одной из основ извлечения шариатских доказательств, в которых есть разногласие среди ученых по усуль фикх. Также есть разногласие среди самих ханафитов в тафсире этого термина, и определения его формы действия как источник извлечения шариатских положений. И здесь конечно не будет рассматриваться подробно этот вопрос, однако укажу на общий смысл этого термина у ученых ханафитского мазхаба. Одно из определений истихсана. В языке истихсан означает «одобрение». Терминологически это слово определено несколькими значениями. Одно из них сводится к тому, что истихсан - это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоящий ей”. В данном случае, основа и ясная аналогия, проведенная на торговую сделку в которой в качестве товара будет чистый (не наджас), разрешенный продукт или предмет, эта аналогия требует разрешения этой сделки. Однако в случае, когда есть большая вероятность что это будет причиной для совершения греха, этот смысл, извлеченный из шариатских доказательств запрещающих помогать в грехе, ему дается предпочтение перед аналогией. Это был в общем ханафитский мазхаб.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |