ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
ЛИДЕРСТВО Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) -лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия А. Менегетти выделяет следующие факторы, создающие настоящего лидера из человека с определенными задатками: • культура и образование • способность преодолевать стереотипы • знание своего скрытого потенциала Как ведет себя лидер? «Чабан впереди отары, или Петька, где должен быть командир? — Впереди, на лихом коне!» Плюсы ситуации «Чабан позади отары» • у чабана все под контролем • у отары иллюзия, что это она выбирает траву, что отчасти является правдой • отара занята не только поеданием, но и выбором травы, следовательно, происходит разделение ответственности • чабан находится в относительной безопасности: удар волков на себя примет отара • никто не боднет чабана сзади • чабан может контролировать ситуацию: определить особо быстроногих и увидеть, кто устал, следовательно, задать общий темп движения в зависимости от особенностей каждой овцы • чабан делегирует вести стадо самому активному, а сам в это время отдыхает и строит планы, на какую сочную полянку еще завернуть минусы: • чабан не всегда видит, что происходит впереди • он может не справиться с управлением направления • у чабана «голая спина» • он не знаменит, не имеет статуса, т.е. овцы не знают, что он вожак, или узнают об этом
Различают: • — формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности • — неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов
Для неформального лидера характерны следующие качества: • Умение легко вступать в контакт с людьми, используя при этом наиболее выгодные в каждом конкретном случае формы общения • Способность концентрировать на себе основные потоки психологической информации • Быстрая реакция на изменение норм поведения
ВЛАСТЬ - возможность влиять на поведение других лиц. Выделяют пять основных форм власти: 1. Экспертная власть (власть примера) – способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки, уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, специализированных знаний. Власть, основанная на принуждении В основе такой власти лежит страх, который ограничивает инициативу, творчество, негативно сказывается на работе, вызывает такие отрицательные реакции как утаивание проблем, подделывание документов, месть, скрытность, отчуждение, скованность. Влияние через страх - это влияние на подчиненных посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения. Власть, основанная на вознаграждении. (Влияние через положительное подкрепление) В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, полученной от руководителя в форме благодарности, премии, продвижения, отпуска и т.д., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения работы. При этом необходимо учитывать ценность вознаграждения для каждого подчиненного индивидуально. Недостаток - ресурсы организации всегда ограничены. Частые вознаграждения могут привести к тому, что работники начинают торговаться с руководителем, когда нужно сделать определенные усилия сверх нормы. 4. Законная власть и влияние через традиции. Законная власть основана на формальном руководстве. Менеджер имеет определенную власть, полномочия, права и ответственность в рамках своей должности. Подчиненные обязаны выполнять его распоряжения в рамках закона и его полномочий, которые всегда ограничены Власть с помощью харизмы власть, построенная на силе личных качеств и способностей лидера, на его обаянии и привлекательности, при этом влияние на окружающих людей происходит на подсознательном уровне.
Власть — это не всегда лидерство. Лидерство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Группа — это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются ФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ. В организации существует три основных типа формальных групп: • группы руководителей, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями • рабочая (целевая) группа. состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. • комитет— это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает комитет от других организационных структур
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |