Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теоретические направления



2015-12-06 1323 Обсуждений (0)
Основные теоретические направления 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. чем занимаются психологи? Житейская, научная и практическая психология

Ум хорошо устроенный лучше ума хорошо наполненного. М. Монтень

Различные значения термина психология.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики.

В течение многих столетий удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога.

Психика (душа) – субъективный мир человека, понимается различно в зависимости от мировоззрения, полюсы – идеалистическое и материалистическое понимание.

1. Психика, душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.

2. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи – мозга, заключающееся в отражении мира, построении картины мира и саморегуляции поведения на этой основе.

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI—XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » (душа) и « logos» (учение, знание, наука). В научно–философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод — «наука о душе». Понятие «наука», однако, в современном понимании отлично от понятия «учение» — ибо наука предполагает не только глубокое размышление и систематическое изложение мысли, но и особую исследовательскую деятельность, построенную на основе специальных методов.

Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание.

Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе — первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) — стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.

В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики — в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появилась прикладная психология, преследующая не собственно познавательные цели (точнее, не только собственно познавательные), но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности.

В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию — при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.

Научно–исследовательская академическая психология, прикладная психология и психологическая практика, развивающиеся уже, как видите, на протяжении столетия или более, составляют три основные (теснейшим образом между собой связанные) сферы, в которых может быть занят психолог–профессионал.

 

В 20 веке формируются основные теоретические направления психологии, которые связаны с мировоззрением их основоположников, а также концентрацией внимания на определённых аспектах психики: эмоциональной сферы (психоанализ), когнитивной сферы (когнитивная психология), поведения субъекта (бихевиоризм), целостности отражения (гештальтпсихология), личностного роста (гуманистическая психология)..

Основные теоретические направления.

Направление Взгляд на человека Основные представители Важнейшие понятия Вклад в теорию Вклад в практику
Бихевиоризм Человек реагирующий Уотсон Скиннер Бандура Поведение Стимул, роеакция,подкрепление Теория научения теория активации Тренинги умений
Психоанализ Человек желающий Фрейд Юнг, Адлер, Бессознательное, вытеснение, защита Я Развитие эго, Динамика эмоцон. расстройств Процедура псих, психодрама, телес. терапия
Гещтальтпсихология Человек воспринимающий Вертхеймер,Кёлер, Перлз, Целостность восприятия, инсайт Творческое мышление, целостность Я Тренинг сензитивности, коррекция Я.
Когнитивная псих Человек думающий Найссер Пиаже, Брунер Компьютерная метафора, переработка информации Построение картины мира, личностные конструкты Процесс обучения, когнитивная терапия
Гуманистическая псих Человек самореализующийся Роджер, Маслоу, Оллпорт Самоактуализация, самопринитие, идентичность Центрированность на клиенте, иерархия потребностей Центры личностного роста, группы встреч

Бихевиоризм – направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон. Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями.

Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Пути проявления бессознательного – ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.

Уровни психики – сознательное и бессознательное.

Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, представленных во внутреннем опыте субъекта.

Бессознательное – совокупность психических процессов, в которых субъект не отдаёт себе отчёта, но которые проявляются в его поведении.

Предсознательное – часть бессознательного, которая может стать сознательной.

Надсознательное – часть бессознательного, которая во взаимодействии с сознательным проявляется как интуиция при решении творческих задач. «У творческого человека сознательное и бессознательное связаны «шлюзами» которые приоткрыты.».

Первые представления о бессознательном связаны с исследованиями постгипнотических внушений, проведенных З. Фрейдом. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удается реализовать, т.к. они противоречат социальным нормам, принятым в обществе нормам морали и правилам поведения. Фрейд предлагает трехчленную структуру личности, состоящей из Ид (Оно) - несознаваемых влечений, Эго (Я)- сознательной сферы и Супер-Эго (Сверх-Я), выполняющего контролирующие функции (совесть).

Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека – самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.

Отрасли психологии.

Современная психология представляет собой разветвленную систему относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии.

Выделяют следующие отрасли психологии:

* общая психология - изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека;

* возрастная психология - исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах; в свою очередь, психические особенности детей и школьников различных возрастов изучает отрасль возрастной психологии, которую называют детской психологией;

* педагогическая психология - занимается психологическими особенностями обучения и воспитания;

* социальная психология - изучает взаимоотношения людей в группах;

* психология труда - рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности и т.д.

Многие из отраслей в свою очередь подразделяются на ряд более специальных дисциплин с более узким предметом исследования. Так, например, медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, подразделяется внутри себя на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологией мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия на больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему превентивных мер, препятствующих развитию психопаталогий.

Появление новых видов деятельности обусловливает возникновение соответствующей отрасли психологии. Так, например, в связи с необходимостью изучения психики людей в условиях космического полета, появилась такая отрасль как космическая психология.



2015-12-06 1323 Обсуждений (0)
Основные теоретические направления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теоретические направления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)