Деятельностный подход в воспитании
(В.И.Андреев). Человек проявляется и развивается в деятельности. Эта закономерность Даже самый обычный школьный вечер, поход в осенний лес требует организации деятельности детей. Все в меру своих сил и При анализе организации деятельности детей в процессе воспитания особое значение имеют представления о ее структуре. В работах психологов С.Я.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева деятельность чаще всего представлена следующими компонентами: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты. В работах психолога Н.К.Платонова эта схема еще более упрощена: цепь - мотив - способ - результат. Р.Х.Шакуровым предложена системно-динамическая структура деятельности, где дополнительно вводятся представления о фазах деятельности: ориентировка, программирование, реализация, завершение. Кроме того, вводится понятие «барьер деятельности». Наши исследования организации деятельности учащихся с педагогической точки зрения показывают, что она, как минимум, должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной стороны или сферы. С учётом этих трех сторон деятельность учащихся, будучи ориентирована на воспитательные цели (учебная, трудовая, игровая и др.), может Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуацию в педагогике часто говорят о ситуативном подходе в воспитании. В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реализован ряд педагогических правил, которых следует придерживаться. Правило первое. В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий. Правило второе. При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справедливости и честности. Правило третье. В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как правило, требует поэтапного решения. Правило четвертое. По ходу развития событий корректируйте свои действия. Правило пятое. В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выгляди всегда и во всем непогрешимым. Важным элементом воспитания являются цели. Цели, оказывав ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе и на воспитательный процесс, на его содержание формы и методы, что в значительной степени детерминирует в конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский придавали исключительно большое значение ясности и точности цели воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, сказал К.Д.Ушинский, - который, закладывая новое здание, не сумел ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм или просто дом». Вместе с тем вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден В связи с этим к недостаткам целей воспитания следует отнеси Вместе с тем цели в любой деятельности выполняют весьма конструктивную, направляющую и регулирующую функцию и в конечном В процессе целеполагания в воспитательной деятельности, как В связи с изложенным, под целью воспитания понимается наш идеальный образ, сознательно планируемый результат воспитательной деятельности учителя, сформулированный в конкретном перечне личностных качеств, которыми должен обладать воспитанник через некоторый отрезок времени. Анализ многообразия целей воспитания применительно к учащимся средней школы показывает, что среди них могут быть выделены следующие. 1. Общие цели воспитания, которые могут быть заданы в форме 2. Цели воспитания на конкретный возрастной период развития личности (например, для учащихся младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-15 лет), старшего школьного возраста (15-18 лет)). 3. Цели воспитания на конкретный год обучения (например, для 4. Цели воспитания для конкретного ученического коллектива, группы. 5. Цели воспитания конкретно взятого ученика. 6. Цели воспитания для конкретно возникшей педагогической Учитель, реализуя деятельностный подход в воспитании, должен и видеть общие цели воспитания, а далее уже их конкретизировать. Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно- ревностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности, но и с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и совершенствования педагогической практики является деятельностно—личностный или личностно—деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1907)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |