ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Производственный потенциал угольной промышленности — это 91 шахта, 137 разрезов, 49 обогатительных фабрик, и 2 обогатительные установки. Удельный вес открытого способа добычи более 68%. Горно-геологические условия разработки угольных месторождений России продолжают постоянно усложняться, в том числе и в результате повышающейся интенсивности отработки запасов. Абсолютное большинство шахт работает в опасных условиях, что обусловлено повышенными рисками труда. Средняя глубина разработки угольных пластов подземным способом выросла с 388 м (2000 г.) до 421 м (2009 г.), (на 8,5 %). В Воркуте и Ростовской области есть шахты с глубиной разработки пластов более 1000 м. Доля шахт с высокой степенью метаноноопасности достигла 60% (шахты 3-й категории и выше, а также опасные по внезапным выбросам). Среди разрабатываемых пластов, 91 % являются опасными по взрывчатости угольной пыли, 61 % — склонны к самовозгоранию угля, 11 % — опасны по внезапным выбросам, а 38% — склонны к внезапным выбросам угля и газа, а 22% — опасны по горным ударам. Доля добычи угля из шахт, опасных по взрывам метана и угольной пыли, горным ударам, внезапным выбросам угля и газа, выросла с 88% в 2000 г. до 95 % в 2009 г., и в абсолютных объемах увеличилась на 20 млн т, или на 25 % (рис. 9). Рис. 9. Добыча угля на шахтах с опасными условиями, млн т Вскрытие новых горизонтов на шахтах ведется по временным схемам, большое количество шахт работают в уклонных полях, проветриваются также по временным схемам, о чем свидетельствует высокий удельный вес уклонов в общем объеме поддерживаемых горных выработок, а также крайне низкая доля вертикальных стволов (рис. 10). Рис. 10. Протяженность поддерживаемых горных выработок, % Из-за высоких удельных затрат на проходку и обустройство капитальных горных выработок, в том числе вертикальных стволов и полевых штреков, у собственников нет коммерческого интереса в их проведении. С 2002 г. наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал доля Кузбасса в общем объеме инвестиций выросла с60 до 80% (рис. 11). Однако основная часть капитальных вложений (74%) идет на обновление активной части основных фондов (оборудование). При этом недостаточно средств вкладывается в проведение вертикальных стволов и на внедрение средств комплексной дегазации, что естественно сказывается на состоянии промышленной безопасности которую нельзя признать удовлетворительной. Внедрение прогрессивной техники и технологии не обеспечено комплексным решением вопросов дегазации и вентиляции. Нагрузки на очистные забои выросли более чем вдвое за счет внедрения мощного зарубежного оборудования. При этом реализованные проекты по комплексной дегазации шахты пока носят единичный характер. В Кузбассе это, например, несколько шахт ОАО «СУЭК». Говоря об открытых горных работах, необходимо отметить, что доля прогрессивных технологий (поточной и циклично-поточной) составляют 20%, оборудование изношено.уровень рекультивации составляет 50% годового нарушения. С целью снижения аварийности и сохранения жизни и здоровья работников угольной промышленности по поручению Правительства Российской Федерации Минэнерго России, Мин-здравсоцразвития России, Минприроды России, Ростехнадзор и Росуглепроф разработали в 2009 г. «Программу по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей на 2009-2010 годы» (рис. 12), которая в настоящее время реализуется. Министерствами выполняется 49 мероприятий, в том числе: разработка трех законопроектов, 23 нормативных правовых актов по вопросам промышленной безопасности и охране труда и др. Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения Программа предусматривает осуществление угольными компаниями выполнение работ по всем направлениям, обеспечивающим повышение промышленной безопасности (рис. 13). Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения На эти цели в 2009-2010 гг. компании направят 24млрд руб. Естественно, что по итогам 2010 г. эта программа должна быть дополнена и продолжена в 2011 -2012 годы. Кроме то го требует кардинального обновления нормативная база проектирования с учетом характеристик современного угледобывающего оборудования, новейших достижений отечественного и мирового горного дела. Технологические схемы ведения очистных и подготовительных работ, схемы вскрытия и подготовка шахтных полей давно устарели. Необходимо до конца года разработать и принять Программу совершенствования нормативной базы проектирования строительства угледобывающих предприятий (шахт, разрезов) и углеобогатительных фабрик. ПЕРСПЕКТИВЫ Дальнейшее развитие отрасли связано с освоением новых месторождений каменного угля. Это в первую очередь Эльгинское месторождение коксующегося угля в Республике Саха (Якутия), Элегестское и Межэгейское месторождения коксующегося угля в Республике Тыва, Ерунаковское и Менчерепское месторождения в Кузбассе (рис. 14). Рис. 14. Перспективные угольные месторождения России Освоение и развитие новых месторождений угля возможно осуществлять только на условиях государственно-частного партнерства. Такие примеры уже есть — именно так ОАО «Мечел» осваивает Эльгинское месторождение. Отрасли необходима коренная модернизация. Сегодня востребованы инвестиции на весь жизненный цикл предприятия. Это и инфраструктура, необходимая для деятельности предприятия, в том числе транспортная, это и горнокапитальные работы, это и новое оборудование, в том числе по дегазации. Для обеспечения промышленной безопасности необходимы инвестиции. Особенность этих инвестиций — срок окупаемости больше 10 лет. Начиная с 2005г. в угольной промышленности действует механизм возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями угольной промышленности на реализацию инвестиционных проектов. Указанный механизм позволил в течение 2005-2007 гг. привлечь кредиты банков на реализацию инвестиционных проектов угольных компаний в объеме более 26 млрд руб., это свидетельствует о его эффективности и необходимости продолжения этой практики. В целях стимулирования и обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности угольных компаний (поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 20.02.2010 г. №К419, п. 1 «ж»), необходимо, начиная с 2011 г., предусмотреть механизм возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до пяти лет на реализацию инвестиционных проектов, связанным с техническим перевооружением, реконструкцией, поддержанием мощностей действующих угледобывающих организаций, приобретением оборудования и приборов, обеспечивающих безопасное ведение горных работ, систем контроля и аварийного оповещения. На эти цели необходимо предусмотреть в федеральном бюджете ежегодные расходы по 1200 млн руб. в год. Это позволит привлечь кредиты банков в объеме более 20 млрд руб. Кроме того, для стимулирования инвестиционной деятельности угольных компаний необходимо не только ускорить принятие за кона о дифференцированном налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но и принять решение об освобождении от этого налога на определенный период времени при разработке новых месторождений и необходимости строительства новой инфраструктуры, а также на конечном этапе разработки месторождений. Количество поставляемого в Россию импортного оборудования постоянно увеличивается (табл. 2). Таблица 2 Динамика удельного веса импортного оборудования в общем объеме парка ГШО отрасли, %
Необходимо разработать комплекс мер по развитию отечественного угольного машиностроения включая не только вопросы подготовки новых технических регламентов, национальных стандартов, содержащих требования безопасности к горношахтному и горнотранспортному оборудованию, созданию и модернизации стендовой базы для испытаний указанного оборудования, но и стимулирующие российских производителей к созданию совместных предприятий с мировыми лидерами — производителями горного оборудования. Подготовить предложения: · о внесении изменений и дополнений в ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» и «Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы» в части необходимости разработки технологий, повышающих уровень безопасности в ТЭК; · по субсидированию технологического перевооружения организаций тяжелого машиностроения путем их внесения в постановление Правительство Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №205; · по корректировке мер таможенно-тарифного регулирования по ограничению ввоза на территорию Российской Федерации комплектного и бывшего в употреблении горношахтного оборудования, аналоги которого производятся отечественными предприятиями; · по внесению дополнений в Постановление Правительство Российской Федерации от 28.07.200бг. №468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев» в части включения в него перечня соответствующего горношахтного оборудования. Реализация предложенных мер невозможна без соответствующего развития научной и проектной базы отрасли, без квалифицированных кадров. К основным недостаткам осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в угольной отрасли следует, прежде всего, отнести: · отсутствие консолидированных усилий государственных структур и угольных компаний в решении научно-технических задач отрасли на основе механизма государственно-частного партнерства по совместному финансированию выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государством и угольными компаниями; · разобщенность и нерациональное использование имеющегося научно-технического потенциала, в том числе академического сектора и вузовской науки для решения проблем угольной отрасли; · нестабильное обновление отраслевых нормативно-правововых документов из-за недостаточности финансирования исследований, обеспечивающих научное обоснование принимаемых нормативов, в том числе в области технического регулирования; · отсутствие постоянного мониторинга изменения горно-технических условий разработки угольных месторождений и выполнения прикладных научных исследовании синхронизирующих создание и применение новых технико-технологических решений, интенсифицирующих производственные процессы с обеспечением безаварийной работы горных предприятий. Таким образом, в настоящее время отсутствует эффективно функционирующая система для реализации единой научно-инновационной политики развития угольной отрасли, особенно в части создания и применения новых техники и технологий, позволяющих интенсифицировать производственные процессы, обеспечить безаварийную работу горных предприятий. Также сохраняется разрыв между отраслевой наукой, горным образованием и производственными предприятиями угольной промышленности, в том числе на уровнях системы воспроизводства научных кадров, организационного обеспечения технологического коридора «прикладные исследования — опытно-конструкторские разработки (проектирование) — производство», подготовки кадров под конкретные направления инновационной деятельности для нужд угольной отрасли. В целях развития системы научных исследований и прикладных разработок, создания качественной инновационной инфраструктуры и обеспечения необходимого уровня технологической готовности предприятий углепромышленного комплекса к эффективному функционированию Минэнерго России планирует принять следующие меры по укреплению системы научных и проектных организаций угольной промышленности. Создать при Минэнерго России научно-технический совет угольной промышленности (далее — НТС) из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минприроды России, Минпромторга России, Ростехрегулирования, Ростехнадзора, Роснедр, Главгосэкспертизы и других), угольных компаний, научных (включая РАН) и проектных организаций и организовать его работу по следующим секциям: технология добычи и переработки угля, проектирование угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, промышленная безопасность и охрана труда, техническое регулирование, экология горного производства, энергетическая эффективность, экономика угольной промышленности. В рамках научно-технического совета будет: · разработана и реализована программа приоритетных направлений научных исследований в угольной отрасли на ближайшие 3-5 лет, консолидируя усилия государственных структур и угольных компаний, с одной стороны, и научных и проектных организаций с другой; · обеспечены рассмотрение и экспертиза долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 г., программы лицензирования угольных месторождений, программы по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей, программы совершенствования нормативной базы по вопросам, связанным с проектированием, строительством и эксплуатацией угледобывающих предприятий (шахт, разрезов) и обогатительных фабрик, программы разработки национальных стандартов (сводов правил) в угольной отрасли, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов и других документов, связанных с развитием отрасли; · создана площадка для информационного обмена между предприятиями угольной отрасли в части инновационных разработок и использования результатов научно-технической деятельности отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций; · подготовлены предложения по совершенствованию законодательных и нормативных правовыхактов в части стимулирования угольных компаний по совместному финансированию выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках государственно-частного партнерства, а также обеспечения доступа научных сотрудников на предприятия угольной промышленности для проведения натурных наблюдений, сбора статистических данных, проведения экспериментов; · разработан комплекс стимулирующих мер по привлечению в научные организации угольной промышленности молодых специалистов в том числе за счет увеличения вузам бюджетной квоты на подготовку инженеров горных специальностей; предусмотреть возможность предоставления ведущим отраслевым институтам бюджетных квот для подготовки аспирантов. В связи с тем, что необходим определенный период реструктуризации системы научных организаций, выстраивания новой технологической цепочки и подготовка ее функционирования в новых экономических условиях выполнение вышеуказанных работ Научно-техническим советом осуществить в организационно-правовой форме простого товарищества с участием научно-исследовательских организаций, проектных и учебных институтов, угольных компаний, производителей горно-шахтного оборудования и других заинтересованных организаций. В дальнейшем для обеспечения системности и координации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в угольной промышленности целесообразно реорганизовать простое товарищество в некоммерческое партнерство. По нашему мнению, основой дальнейшего развития отрасли должен быть баланс интересов и ответственности государства и бизнеса (рис. 15). При этом государство ответственно за совершенствование нормативно-правовой базы (создавалась в 1970 — 1980-х годах); эффективный надзор(усиление функций) и благоприятный инвестиционный климат. С другой стороны, интересы бизнеса—это не только инвестиционная привлекательность и доступность кредитных ресурсов, но и ответственность и обязанности, в том числе по промышленной безопасности и охране труда (страхованию и созданию ликвидационных фондов), социальные обязательства. Государство оказывает определяющее влияние на такие сферы, как: · формирование рынков (энергобаланс, генеральная схема электроэнергетики, газовой промышленности, транспорта, ж/д тарифы, цены на газ, гармонизация с программами других отраслей); · оказание различных форм государственной поддержки, учитывая длительный инвестиционный цикл в угольной отрасли; · наука и образование. При этом можно выделить следующие этапы развития отношений между государством и бизнесом: · совершенствование законодательства обеспечивающего безопасность, при проектировании, строительстве и эксплуатации угольных предприятий, т.е. установление «правил игры»; · развитие рынка, в том числе стимулирование сооружения новой угольной генерации, развития инфраструктуры; · стимулирование инвестиционного процесса, в том числе по модернизации горного хозяйства, освоению новых месторождений путем не только субсидирования процентных ставок, но и предоставления налоговых льгот и преференций, (ускоренная амортизация) с учетом необходимости недопущения выпадающих доходов региональных бюджетов. Целевая модель отрасли государством и бизнесом разрабатывается совместно. Уже сейчас с целью выработки предложений по железнодорожным тарифам, по нормам естественной убыли, по форме долгосрочных контрактов на поставку угля на внутренний рынок в Минэнерго России созданы и действуют с участием представителей федеральных исполнительных органов власти и угольных компаний соответствующие рабочие группы. Указанные приоритеты должны найти отражение в Комплексной программе развития угольной промышленности, разработка которой осуществляется Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и угольных компаний. Для чего также создана специальная рабочая группа. Сегодня можно с уверенностью сказать, что, даже пройдя тяжелые времена, отрасль сохранила потенциал развития. Его реализация — в плоскости более тесного взаимодействия частных компаний и государства, наличии долгосрочной государственной политики и программы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |