Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений
Сущность и роль управленческого решения. Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений
Управленческие решения - выбор средств и методов, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Управленческие решения служат составной частью любой функции процесса управления и пронизывают всю управленческую деятельность – от формулировки цели до момента ее достижения. Решение – основной продукт труда менеджера. От эффективности управленческих решений зависит успех дела. Поэтому каждое управленческое решение должно быть научно обосновано и своевременно принято, соответствовать ситуации и законодательным актам, отвечать объективным условиям развития предприятий торговли, обеспечивать наиболее полное достижение поставленной цели и рациональное использование ресурсов.
Цель УР – обеспечить движение орг-ции к поставленным целям. Поэтому наиболее эффектив будет то реш-е, кот внесет наибольший вклад в достиж-е цели.
Признаки управленческого решения: а) становится результатом творческой деятельности человека, основанной на личном опыте, а также на познании и использовании объективных законов; б) формирует круг действий субъекта и объекта управления для достижения желаемых целей, т.е. ведёт к практическим результатам; в) определяет управляющее взаимодействие, которое связывает субъект и объект управления.
Разновидности управленческих решений
1. По важности решений: – стратегические (сильно влияет на деят-ть орг); – тактические.
2. По периоду действия: долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (1-5 лет) и краткосрочные (менее 1 года).
3. По способу принятия решения: – коллегиальные (принимаются коллективно) – единоличные решения (принимаются индивидуально руководителем)
4. По масштабу действия – общие, затрагивающими произв и хоз деятельность – частные, охватывающие только одно подразделение или одну сферу
5. По объекту воздействия: – внешние (затрагивают отношения с др орг) – внутренние (касающиеся различных сторон деятельности орг)
6. По степени информированности руководителя: – решения, принимаемые в условиях полной определенности (известны все факты), – неполной определенности (известна только часть информации) –полной неопределенности (когда неизвестны показатели будущего развития системы).
7. По степени обязательности: директивные, рекомендательные и ориентирующие. 8. По способу принятия решения: интуитивные, адаптивные («здравый смысл») и рациональные. 9. По частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные); 10. По учету изменения данных (жесткие, гибкие);
Принятие решения – процесс анализа, прогнозир-я и оценки ситуации, а также выбора и согласования наилучшего альтернативного варианата достижения поставл цели. Укрупненно 3 стадии: 1) Разработка и утверждение решения; 2) Реализация; 3) Обратная связь.
Процесс подготовки, принятия и реализация управленческих решений
Этапы принятия решения:
1. Выявление и диагностика проблемы Проблема – разница между действительным и желаемым состоянием (цель не достигнута); противоречия, требующие разрешения. Собирается информация для выявления проблем (анализ внеш, внутр среды). Находится проблема, описывается, формулируется проблема. Выявляются причины проблемы. Результат этапа: четкая постановка проблемы и её причин.
2. Постановка целей и задач Формулируются цели решения проблемы, они увязываются с целями фирмы. Затем детализируются задачи.
3. Формулировка ограничений и критериев Устанавливаются ограничения по ресурсам – финансовым, временным и т.д. Определяются критерии успешного решения проблемы (как будем оценивать альтернативные варианты).
4. Выработка решения – определение, поиск альтернатив решения проблемы – оценка альтернатив по критериям – выбирается оптимальный вариант
5. Утверждение и оформление решения – согласование решения с др. отделами или высшим руков-вом – окончательное оформл-е, утвержд-е реш-я (приказ или иной документ) – декомпозиция решения до уровня конкр исполнителейс увязкой ресурсов, сроков
Реализация решения
Управл решение должно быть реализовано. Реальная ценность, эфф-ть УР становится ясна только после его реализации. Стадия реализации решения состоит из след этапов: 1) Подготовка рабочего плана реализации решения; 2) Доведение решения до исполнителей и организация его выполнения; 3) Мотивация реализации управл решения; 4) Координация и контроль реализации УР; 5) Оценка эффективности принятого и реализованного решения.
В ходе реализации УР в него могут вноситься измененения, коррективы.
Обратная связь – ответная реакция; поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет руководителю скорректировать ранее принятое решение пока орг-я не понесла значительный ущерб или убыток. Обр связь реализуется посредством: контроля реализации УР, экспертизы, подведения итогов деят-ти, выводов и предложений, корректирующих воздействий.
Оценка решения выполняется прежде всего с помощью контроля.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1011)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |