Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инструментарий экспертного опроса



2015-12-06 2242 Обсуждений (0)
Инструментарий экспертного опроса 5.00 из 5.00 4 оценки




Экспертный опрос

Основой формирования выборки в массовых опросах, как правило, являются различные демографические, личностные и географические характеристики респондентов. Такие как пол, возраст, образование, уровень дохода, место проживания, стиль жизни и т.д. При формировании выборки в экспертном опросе особое внимание уделяется профессионализму экспертов, их компетентности и опыту работы в той сфере деятельности, к изучению проблем которой они привлекаются.

Экспертный опрос является разновидностью метода экспертных оценок и применяется, как правило, для решения сложных задач, связанных с прогнозированием, долгосрочным планированием и принятием решений в области науки, техники и экономики. Одна из основных трудностей решения таких задач состоит в необходимости принимать решения в условиях неопределенности.

Под неопределенностью понимается ситуация, когда существует несколько вариантов развития того или иного события и исследователь заранее не знает и не может посчитать вероятность наступления каждого из этих вариантов развития исследуемого события или явления. Экспертный опрос призван помочь исследователю в решении таких непростых задач.

Использование информации, полученной от специалистов, особенно плодотворно, если для ее сбора, обобщения и анализа применяются специальные процедуры, логические приемы и математические методы, получившие название методов экспертных оценок. В социологии под методом экспертных оценок принято понимать «метод получения социологической информации путем проведения экспертного опроса».

Функции экспертного опроса

1. Можно выделить три разновидности функций экспертного опроса:

2. Получение уникальной информации от экспертов

3. Оценка характеристик объектов, событий и явлений

Получение идей и предложений от экспертов по преобразованию предметной области, по решению ее проблем.

В последнее время экспертный опрос стал применяться и в маркетинговых исследованиях. Как правило, в тех случаях, когда целевой сегмент сравнительно мал (например, деловые покупатели (оптовики)), либо когда требуемой информацией владеет узкий круг специалистов, (директора магазинов, руководители соответствующих властных структур, преподаватели вузов и т.д.).

Предпочтение экспертного опроса массовому в маркетинге, также может иметь другие различные причины.

В исследовании оптовых покупателей российского рынка электроинструментов, в котором автор данной статьи принимал активное участие, и на которое мы будем постоянно ссылаться в качестве примера, в большей степени использовалась вторая функция экспертного опроса - оценка характеристик объектов, событий и явлений. Эксперты, принявшие участие в этом исследовании, должны были оценить важность различных свойств товаров с точки зрения конечного покупателя.

Этапы проведения экспертного опроса

Независимо от того, где применяется экспертный опрос – в экономике, науке или маркетинговых исследованиях - можно выделить основные этапы проведения экспертизы:

1. Формулирование цели и задач экспертизы

2. Формирование группы специалистов-аналитиков (организаторов экспертизы)

3. Разработка инструментария исследования

4. Отбор экспертов;

5. Проведение опроса;

6. Обработка и интерпретация результатов

Первые четыре этапа относятся к подготовке экспертизы, а последние два непосредственно к проведению экспертизы. Рассмотрим подробно эти этапы.


Читать еще: этапы мозгового штурма, Источник: xn--c1ajbknbbt0c0f.net

Формулирование целей и задач экспертного опроса.

Большое значение имеет четкое определение цели (целей) экспертизы. Наличие четко сформулированных целей является обязательным условием обеспечения надежного результата экспертизы. На этом этапе исследователи должны составить подробное описание исследуемой проблемы, рассмотрев предысторию проблемы и её текущее состояние.

Другими словами, исследователи должны понять – что об исследуемой проблеме или явлении они знают уже сейчас, а что они должны знать в конце исследования. Это станет отправной точкой для формулирования целей и задач предстоящего экспертного опроса.

Формирование группы специалистов-аналитиков.

Для проведения экспертизы формируется группа специалистов-аналитиков, задачами которой являются разработка метода и модели опроса, отбор экспертов, проведение опроса, анализ и обобщение полученной информации. Группа аналитиков должна обеспечить условия для эффективной работы экспертов как за счет разработки наиболее удобной системы контактов с ними (и между экспертами, внутри самой группы), так и путем выбора процедуры опроса наиболее соответствующей целям и задачам экспертизы.

Инструментарий экспертного опроса.

Важным элементом опроса является инструментарий исследования (анкета), которая должна обеспечивать единое толкование экспертами содержащихся в ней вопросов.

В зависимости от того, какую именно информацию требуется получить исследователю, какими возможностями получения этой информации он обладает и как собирается эту информацию интерпретировать, все известные методы экспертного опроса можно подразделить на индивидуальные и групповые, личные (очные) и заочные, открытые и закрытые.

При личном опросе исследователь контактирует с экспертом непосредственно, фиксируя его ответы, что позволяет задать эксперту уточняющие или наводящие опросы.

Если используетсязаочный опрос,то анкета пересылается эксперту почтой.

К преимуществам заочного опроса можно отнести его относительную простоту и минимальный расход денежных средств. Правда надежность данных заочного опроса может быть меньше, чем при очном опросе. Это происходит потому, что эксперт может неверно понять некоторые вопросы анкеты, а некоторые проигнорировать и не ответить на них совсем.

Многие недостатки заочного опроса исключаются при очном опросе. Социолог может подсказать эксперту смысл непонятного для него вопроса и проконтролировать ответы на все вопросы анкеты. Другая сторона очных опросов заключается в том, что они требуют больше времени и обходятся дороже. Еще одно ограничение очного опроса – возможное давление (влияние) интервьюера на мнение эксперта.

Поскольку набор конкретных вопросов, а в ряде случаев и вероятных ответов помогает эксперту лучше понять поставленную задачу, чаще всего при методе экспертных оценок используется анкета эксперта, служащая основным инструментарием экспертного опроса. Подробнее про анкетный опрос читайте в статье Социологический опрос, а пример анкеты смотрите в статье Пример анкеты для опроса.

В экспертном опросе, все вопросы анкеты в зависимости от их содержания можно разделить на три группы:

1. объективные анкетные данные о самом эксперте (его возрасте, образовании, профессии, стаже и опыте работы, хобби и т. д.)

2. характеристики, позволяющие оценить мотивы, которыми руководствовался эксперт при ответе на основные вопросы анкеты

3. основные вопросы, касающиеся непосредственно исследуемой проблемы.

По форме различают следующие типы вопросов:

а) открытые и закрытые

б) прямые и косвенные.

К открытым вопросам относятся вопросы, ответы на которые могут быть даны в любой форме. Ответ на них ничем не регламентирован.

 



2015-12-06 2242 Обсуждений (0)
Инструментарий экспертного опроса 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Инструментарий экспертного опроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)