Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование и развитие памяти



2015-12-06 2287 Обсуждений (0)
Формирование и развитие памяти 4.50 из 5.00 4 оценки




Что понимается под формированием и развитием па­мяти.Обсуждая виды памяти человека, мы говорили о том, что одни из них человек имеет с рождения, другие у него по­являются в процессе жизни. Но и те, и другие виды памяти, врожденные и приобретенные, изменяются в процессе жиз­ни. В связи с этим имеет смысл обсудить вопрос о формиро­вании и развитии памяти человека в целом.

Когда говорят о формировании памяти, то имеют в виду процесс ее появления и становления, то есть достижения оп­ределенного уровня зрелости теми видами памяти, которые человеку с рождения не даны, например, произвольной, опо­средствованной и логической памяти. Когда ведут речь о развитии памяти, то под этим понимают процесс дальнейше­го совершенствования тех видов памяти, которые уже име­ются у человека и которые к рассматриваемому моменту времени достигли определенного уровня зрелости.

Но все это представляет собой лишь утонченные рассуж­дения о терминах, о том их содержании, которое вкладыва­ется в данные термины понятийно точной наукой. В дейст­вительности формирование и развитие всех видов памяти че­ловека происходит одновременно, и разделить эти два про­цесса не представляется возможным.

Условно о формировании памяти можно говорить, когда человек еще не имеет определенного вида памяти или уже имеет его, но данный вид памяти у него относительно сла­бо развит. Формирование памяти считается незавершен­ным, если память не достигает уровня, который характери­зует среднего взрослого человека, или «среднего» человека возраста испытуемого. К примеру, память ребенка 6-летне­го возраста еще формируется, если у данного ребенка она развита меньше, чем у большинства других детей его воз­раста.

Обычно формирование памяти происходит в детстве, а ее развитие в более позднем возрасте.

По каким направлениям формируется и развивается память человека.Таких общих направлений два: филогене­тическое и онтогенетическое. Филогенетическое направле­ние формирования и развития памяти представляет собой процесс прогрессивного изменения памяти людей на протя­жении истории человечества. Онтогенетическое направле­ние формирования и развития памяти касается положитель­ных изменений, которые происходят в памяти отдельно взя­того человека в течение его жизни.

Когда-то, в отдаленные от нас времена, когда человек еще только стал выделяться среди животных своим внеш­ним видом, психологией, образом жизни и культурой, его память мало чем отличалась от памяти животных. Он обла­дал лишь непроизвольной, непосредственной и механиче­ской памятью.

В процессе исторического развития люди приобрели но­вые виды памяти и значительно их усовершенствовали. Этот процесс активно продолжается и в настоящее время. Чем на более высоком уровне социально-культурного и экономиче­ского развития находится общество, тем более развитой представляется память на прошлое у людей, составляющих данное общество, и тем больше из своего прошлого люди стремятся сохранить и передать будущим поколениям.

Примерно в таком же положении, в каком когда-то нахо­дилось все человечество, находится в момент рождения и от­дельно взятый человек относительно развития его памяти. Он располагает лишь теми элементарными мнемическими способностями, которые ему как биологическому организму даны от природы. Их явно недостаточно для того, чтобы че­ловек усвоил знания, умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Этих знаний, умений и навыков слишком много, и они слишком сложны для освоения с помощью только природной памяти.

Поэтому у ребенка с детства еще до того момента, когда он приступит к целенаправленному обучению в школе, фор­мируются новые, более продуктивные виды памяти. Они должны не только постоянно поддерживаться в течение жизни, но и непрерывно совершенствоваться, так как совре­менному человеку необходимо пополнять запас своих зна­ний и умений. Все это касается онтогенетического развития памяти.

Когда онтогенез человеческой памяти рассматривают от­дельно, то в нем выделяют процессы формирования и раз­вития отдельных видов памяти, процессы взаимодействия разных видов памяти друг с другом в ходе их формирова­ния и развития. Кроме того, у каждого человека имеются индивидуальные особенности памяти. Поэтому онтогенез памяти каждого отдельно взятого человека также представ­ляет интерес для психологов. Например, у одних людей с детства может быть хорошо выражена зрительная память, у других — слуховая. Интересно бывает проследить процесс их формирования, развития, влияния не только на другие виды памяти, но также на психику и поведение человека в целом.

Как формировалась и развивалась память людей в фи­логенезе.Формирование и развитие памяти людей в фило­генезе, как и ее преобразование в онтогенезе, шло, по-види­мому, в разных направлениях. Одно из этих направлений мы уже отметили: появление и развитие у людей новых, со­циально обусловленных видов памяти. Второе направление было связано с изобретением и совершенствованием мнемо-технических средств. Когда-то, на ранних этапах развития человечества, у людей появилась речь, и в значениях слов стала фиксироваться, передаваясь от поколения к поколению, память-информация, накопленная предшествующими поколениями людей.

Затем люди изобрели письменность и уже в форме пись­менных текстов стали передавать из поколения в поколение накопленные знания. Особенно активно процесс совершен­ствования мнемотехнических средств шел в течение двух последних столетий. В XIX и XX вв. люди изобрели и усо­вершенствовали разнообразные средства технической запи­си, сохранения и воспроизводства информации. В итоге зна­чительно возросли скорость и длительность хранения запи­сей, скорость и качество воспроизводства и передачи инфор­мации.

Но в филогенезе имел место еще один интересный процесс преобразования памяти людей. Он касается включения в процессы памяти с целью их совершенствования других пси­хических функций человека. Этот процесс развития изучил и представил отечественный психолог П. П. Блонский. Он высказал и обосновал гипотезу о том, что в филогенезе у лю­дей последовательно появились, дополняя друг друга, следу­ющие виды памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая.

Двигательная память — это память на разнообразные движения, в частности на те, которые связаны с различны­ми видами профессиональной, трудовой деятельности чело­века. Аффективной называют память на эмоциональные пе­реживания. Под образной понимают память, которая хранит и передает из поколения в поколение зрительные, слуховые и другие образы. Это, например, память, связанная с раз­личными образными представлениями, произведениями ис­кусства, литературы и т.п. Логическая память включает в себя мнемические процессы, касающиеся мыслей, идей, умозаключений.

Первой, по мысли Блонского, на заре человечества у лю­дей появилась и стала развиваться двигательная память. Это, вероятно, произошло в те отдаленные от нас времена, когда труд стал особой деятельностью людей и они придума­ли орудия труда. Пользование этими орудиями и сам произ­водительный труд потребовали от людей освоения, запоми­нания, передачи из поколения в поколение специальных движений, умений и навыков, связанных с использованием соответствующих орудий, инструментов. Почти одновременно с этим у людей появилась речь, и им понадобилось сохра­нять и передавать из поколения в поколение сведения о зна­чимых жизненных переживаниях, в частности тех эмоциях, которые связаны с удовлетворением основных жизненных потребностей и с обеспечением безопасного существования человека. Так возникла аффективная память.

Вслед за этим у людей появилась и стала развиваться об­разная память. Необходимость ее возникновения диктова­лась потребностью развития искусств, в основе которых ле­жат образные представления людей и которые из поколения в поколение можно передавать только в образной форме.

Последней по порядку в истории человечества возникла и стала развиваться логическая память. Ее формирование и развитие тесным образом связано с появлением научных знаний, которые могут сохраняться и передаваться от поко­ления к поколению в виде идей. Этот вид памяти получил у людей особое развитие, так как оказался связанным с разви­тием мышления, от которого зависит прогресс человечества.

Что представляет собой формирование и развитие па­мяти человека в онтогенезе.Наиболее интересный этап он­тогенеза памяти человека — его детство. В это время проис­ходят основные процессы, связанные с изменением памяти людей, поэтому формирование и развитие памяти человека в детские годы привлекало к себе наибольшее внимание пси­хологов.

Обстоятельно изучил этот процесс А. Н. Леонтьев. Он в своих научных исследованиях руководствовался общей тео­рией культурно-исторического развития высших психиче­ских функций Л. С. Выготского и специально интересовался тем, как у детей развиваются природные и социально обу­словленные виды памяти, в частности механическая, непро­извольная и непосредственная память, с одной стороны, ло­гическая, произвольная и опосредствованная память, с дру­гой стороны.

В исследовании, проведенном А.Н. Леонтьевым, в качест­ве испытуемых были взяты дети разного возраста и студен­ты. Возраст испытуемых менялся в пределах от 4—5 лет (до­школьники) до 18—20 лет (студенты). В группе испытуемых каждого возраста отдельно изучалась продуктивность при­родных и социально обусловленных видов памяти. Соответ­ственно, делались выводы о сравнительной продуктивности различных видов памяти в разных возрастах и о динамике их развития при переходе из возраста в возраст. В процессе проведенного исследования получены результаты, отражен­ные на рис. 2.

Рис. 2

В дошкольном возрасте (4—5 лет) все виды памяти ребен­ка еще очень слабо развиты, причем продуктивность при­родных и социально обусловленных видов памяти примерно одинакова. Вместе с тем, этот возраст представляет собой, по-видимому, начальный этап развития у ребенка социально обусловленных видов памяти: произвольной, опосредство­ванной и логической.

К моменту поступления детей в школу их память оказы­вается уже достаточно развитой для того, чтобы с успехом усваивать материал школьной учебной программы в том объеме, в каком он дается в обычной общеобразовательной школе. В это время намечается важная тенденция в разви­тии всех видов памяти, которая в неизменном виде сохраня­ется в течение всего школьного обучения: преимущество в функционировании и опережающее развитие у детей при­родных видов памяти. Эти виды памяти по своей продуктив­ности в детстве существенно превосходят социально обусло­вленные виды памяти на протяжении всех лет обучения де­тей в школе. Дети всех школьных возрастов гораздо лучше запоминают учебный материал за счет непроизвольной, не­посредственной и механической памяти, чем за счет произ­вольной, опосредствованной и логической памяти. Имеются, правда, определенные возрастные различия и в этом отношении между детьми. От младшего школьного воз­раста к подростковому возрасту продуктивность природных видов памяти у детей растет быстрее, чем продуктивность социально обусловленных видов памяти, и разница между ними достигает максимума именно в подростковом возрасте. Далее тенденция развития обсуждаемых видов памяти меня­ется: быстрее начинают развиваться социально обусловлен­ные виды памяти, а развитие природных видов памяти, на­против, замедляется.

Гипотетически, продолжая этот процесс далее, за преде­лы юношеского возраста, можно предположить, что в ка­кое-то время обе линии развития памяти должны будут пе­ресечься и на первый план выйдет развитие у человека со­циально обусловленных видов памяти. Экстраполируя, то есть мысленно продолжая, представленные на рис. 2 кри­вые, иллюстрирующие процесы развития у детей разных ви­дов памяти, можно предположить, что пересечение соответ­ствующих кривых приходится на возрастной диапазон в 30 — 40 лет. Это значит, что примерно в этом возрасте у человека происходит качественный перелом в развитии памя­ти. На первое место выходят социально обусловленные виды памяти, которые далее опережают в своем развитии природ­ные ее виды. Начиная с этого момента времени человек, по-видимому, преимущественно пользуется уже социально обу­словленными, а не природными видами памяти.

Что же происходит далее с самими природными видами памяти человека? Если он специально не упражняет свою природную память и относительно редко обращается к ее ис­пользованию, то природная память или останавливается в своем развитии, или постепенно ухудшается с возрастом.

Последнее явление, кроме причины, указанной выше, можно объяснить следующим образом. С возрастом мозг че­ловека стареет, его возможности ухудшаются, и это неиз­бежно сказывается на памяти (вспомним, что природные ви­ды памяти самым тесным образом связаны с работой мозга).

К счастью, общего ухудшения памяти человека при этом долго не происходит, так как недостатки природной памяти с успехом компенсируются развитием социально обусловлен­ной памяти, которая может развиваться и совершенство­ваться относительно независимо от работы мозга.



2015-12-06 2287 Обсуждений (0)
Формирование и развитие памяти 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Формирование и развитие памяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)