Исследуя стратегию взаимоотношений между окружающей средой и развитием, Комиссия Брунтланд ввела в широкое употребление термин “устойчивое развитие”. Этот термин был известен и ранее, но использовался только специалистами. По определению Комиссии, “Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности”.
Это весьма емкое определение очень сложного и комплексного процесса включает в себя несколько понятий. Это прежде всего понятие, касающееся интересов нескольких поколений и необходимости удовлетворения их нужд в связи с деятельностью текущего поколения. Это также понятие потребностей и их удовлетворения, при возникающем сразу же вопросе, каким образом установить потребности.
В определении устойчивого развития, данном Комиссией Брунтланд, не установлены различия между принципиально разными понятиями развития и роста. В то время как развитие должно продолжаться неопределенно долгое время для всех народов и стран мира, валовой рост ограничен потенциальной емкостью экосферы, или же ее способностью к ассимиляции загрязнителей и регенерации систем жизнеобеспечения. Одним словом, определение не вполне совершенно и вызывает значительные трудности в использовании.
Несмотря на то, что определение устойчивого развития, данное Комиссией Брунтланд, фактически принято странами-членами ООН, и неотложность перехода к стратегии устойчивого развития также признана на межгосударственном уровне, правительства, организации и специалисты находятся перед все еще неясными вопросами: Что такое устойчивое развитие, и что оно означает для страны, ее региона или сектора экономики, и каковы должны быть соответствующие стратегии перехода?
Для России дополнительные сложности в трактовке определения устойчивого развития вносит перевод с английского языка, на котором был выполнен оригинал отчета Комиссии Брунтланд. Английскому слову “sustainable” в выражении “sustainable development” (“устойчивое развитие”) нет точного эквивалента в русском языке. Помимо наиболее близкого, но все же приблизительного соответствия слова “устойчивый” английскому “sustainable”, близки также такие прилагательные как “поддерживаемый”, “сбалансированный”, “равновесный”, а также выражение “способный поддерживать свое собственное устойчивое состояние”. Следует сказать, что и в ряде других языков (например, в испанском и французском) встречаются аналогичные трудности с переводом. В связи с трудностями определения понятия устойчивого развития, возникло и продолжает возникать много других определений.
Кратчайшее, но очень емкое и удачное определение предлагает X. Дейли (1990): “Устойчивое развитие это развитие без роста”. Однако это определение не подчеркивает объективную необходимость повышения уровня жизни населения развивающихся стран посредством соответствующего экономического роста. Другое определение, данное Дейли (1992 г.), следующее: “Социально устойчивое развитие, при котором валовой экономический рост не должен выходить за пределы несущей способности систем жизнеобеспечения”. Соответственно, состояние неустойчивости развития связано с превышением валового экономического роста над потенциальными возможностями экосферы.
В совместном программном документе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного Фонда охраны природы (ВВФ), называемом “В заботе о Земле. Стратегия устойчивости жизни” (1991 г.), приводится следующее определение: “Устойчивое развитие это такое улучшение качества жизни людей, которое сохраняет потенциальную емкость экологических систем, обеспечивающих жизнь.”
В соответствии с этим документом, принципы устойчивого развития заключаются в следующем (по “Caring for the Earth”, с дополнениями автора):
1. Воздействие человека на экосферу не должно превышать ее потенциальную емкость.
2. Сохранение возобновимых ресурсов:
а) Сохранение основных процессов экосферы (биогеохимических циклов, гидрологического цикла, климатической системы, процессов почвообразования и др.).
б) Сохранение биологического разнообразия.
в) Использование возобновимых ресурсов в пределах их прироста.
3. Расходование невозобновимых ресурсов, не превышающее скорость создания их заменителей, с последующим прекращением использования невозобновимых ресурсов.
4. Справедливое распределение выгод от и затрат на природопользование как внутри стран, так и между странами.
5. Внедрение более эффективных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и пр.
6. Использование экономических инструментов, учитывающих экологические ценности, часто не выражаемые количественно.
7. Совершенствование управления природопользованием:
а) Развитие соответствующей системы законодательства.
б) Долгосрочное (перспективное) планирование, включающее и вопросы экологии.
в) Следование принципу “предвидеть и предотвращать”, а не “реагировать и исправлять”.
В соответствии с этим, введение государственной системы экологической экспертизы (с обязательным участием общественности), включающей оценку воздействия проектов на окружающую среду.
г) Очень высокое положение в системе государственной власти и столь же значительные возможности организации (министерства, ведомства), отвечающей за вопросы экологии, и лица, ее возглавляющего.
8. Развитие морально-этических факторов и принципов:
а) Формирование этики устойчивого развития.
б) Совершенствование экологического образования на всех уровнях.
в) Укрепление традиций общественного экологического самосознания.
Брунтланд и ее коллеги по Комиссии полагали, что для того, чтобы удовлетворить потребности населения мира и придти к состоянию устойчивого развития, необходим рост объема экономики в 5-10 раз за ближайшие 50 лет, в течение которых численность населения мира удвоится. Сейчас ясно, что такой рост экономики недостижим вследствие ограниченных возможностей ресурсов экосферы. Необходимо искать выход из критического положения.
Очевидно, что стратегия устойчивого развития несовершенна, но, в то же время, это наиболее реалистичное из того, чем располагает мир, и потому может рассматриваться на этом этапе как основа стратегии выживания.
Выше уже отмечалось, что весь капитал, которым обладает человечество, состоит из четырех основных видов: а) производственного (материально-финансового), б) природного (естественного), в) человеческого и г) общественного (социального). Очевидно, что условием устойчивого развития является достижение устойчивости (неизменности на душу населения в долгосрочной перспективе) как всем общим (суммарным) капиталом, так и каждым из видов капитала в отдельности.
Материально-финансовый (или производственный) капитал - это капитал в обычном, широко принятом смысле слова. Условие его устойчивости давно известно и является основным деловым правилом: надо жить в соответствии с доходом, не расходуя основной капитал. Определение дохода - количество средств, которое можно израсходовать за определенное время, и остаться столь же богатым — можно рассматривать как определение экономической устойчивости. Устойчивость трех остальных видов капитала не столь ясна, и потому не столь легко определима.
Экологическая устойчивость это динамическое сохранение природного (естественного) капитала. При этом, по Р.Гудланду (1995 г.), обе фундаментальные функции экосферы, - как источника ресурсов и как поглотителя загрязнений, должны сохраняться неопределенно долгое время (Заметим, что Гудланд не рассматривает в явном виде функцию сохранения систем жизнеобеспечения). Экологическая устойчивость может рассматриваться как набор ограничений, накладываемых на экономическую подсистему: на использование невозобновимых и возобновимых ресурсов и на сохранение ассимилятивной способности экосферы и ее частей поглощать и перерабатывать загрязнения и отходы.
Более детально, особенности экологической устойчивости, по Р.Гудланду (1995 г.), выглядят следующим образом:
1. Правило поглотителя загрязнений: Загрязнения, которые будут возникать вследствие деятельности рассматриваемого проекта или мероприятия, должны оставаться в пределах экологической ассимилирующей способности данной территории и не приводить к деградации в будущем как ее поглотительной способности, так и других важных экологических свойств.
2. Правило источника ресурсов:
а) Величина отбираемого человеком прироста возобновимых ресурсов должна находиться в пределах потенциала природных систем регенерировать эти ресурсы.
б) Скорость расходования невозобновимых ресурсов должна быть ниже скорости образования их возобновимых заменителей, создаваемых человеком. Часть дохода, получаемого человеком от безвозвратного использования невозобновимых ресурсов, должна направляться на исследования путей получения устойчивых заменителей.
3. Операционные принципы:
а) Масштабы экономической подсистемы, определяемые соотношением: В=НхПхТ (численность Населения х Потребление на душу населения х Технический прогресс), должны ограничиваться потенциальной емкостью рассматриваемой территории и потому быть устойчивыми.
б) Технический прогресс должен осуществляться посредстом роста эффективности производства, а не вследствие увеличения валового объема операций.
в) Возобновимые ресурсы должны использоваться таким образом, чтобы получать оптимальный доход от устойчивого прироста возобновимых ресурсов.
Эти весьма прагматичные правила постепенно находят свое применение.
Р.Гудланд подчеркивает, что его определение экологической устойчивости основано на концепциях естественных наук и подчиняется законам природы.
Стратегии достижения экологической устойчивости должны быть различными для разных стран. Несмотря на то, что правила и принципы, изложенные выше, действуют везде, стратегии могут быть различными из-за разной приоритетности правил. Например, некоторые страны должны уделить больше внимания снижению численности населения по сравнению с их потенциальной емкостью (значительная часть развивающихся стран), другие страны предпочтительно сконцентрируются на балансе между величиной собираемого прироста возобновимых ресурсов и регенеративной способностью экосистем (страны-экспотеры леса, рыбы, тропических сельскохозяйственных культур и пр.). Некоторые страны должны отдать приоритет борьбе с загрязнением среды (страны Центральной Европы и бывшего СССР), а богатые страны могли бы уделить основное внимание снижению потребления ресурсов и сохранению систем жизнеобеспечения.
Насколько неотложна необходимость внедрения состояния устойчивого развития? Когда Г.Х.Брунтланд спросили, какое слово, по ее мнению, является главным в ее отчете, она ответила: “Now!” (Сейчас!). Неотложность очевидна: ежегодно к населению мира добавляется около 100 млн. чел. Каждый год увеличивается потребление ресурсов экосферы, невозвратимо расходуемых или настолько повреждаемых, что их регенерация идет с малой скоростью, если вообще возможна, то есть природный капитал уменьшается. Экологические факторы уже ограничивают экономическое развитие. Рыболовство ограничено не дефицитом флота или другими техническими средствами, а ресурсами рыбы. Китобойный флот мира встал навсегда на прикол вследствие уничтожения промышленных запасов китов. Плодородие почв снижается под влиянием растущих технологических воздействий. Безотлагательность устойчивого развития вытекает также из того факта, что природный капитал в большинстве случаев не может быть заменен другими видами капитала.
Понятие устойчивого развития и стратегия, на нем основанная, нуждаются в практической разработке, прежде всего, на национальном уровне. Многие страны мира приняли стратегию устойчивого развития как свою программу на многолетнюю перспективу. Однако принятые стратегии носят весьма общий и теоретический характер, конкретные действия по осуществлению программы в большинстве случаев не сформулированы, и даже в отношении стран, располагающих всеми благоприятными условиями для разработки и осуществления программы устойчивого развития, пока нельзя сказать, что ими достигнуты заметные успехи. Еще более сложна для конкретной разработки и осуществления всемирная программа устойчивого развития. Переходные процессы, необходимые для устойчивого развития мира, обсуждались в разделе IV.2, но конкретные стратегии по решению этих сложнейших вопросов нуждаются в детальной, конкретной и в то же время срочной проработке. Р.Гудланд, говоря о неотложности изменения стратегии, пишет, что пути, ведущие к экологической устойчивости, различны для каждой страны или сектора экономики, но главная цель остается: обеспечить в течение менее, чем двух поколений, такое состояние мира, чтобы 10 миллиардов человек были удовлетворительным образом накормлены и размещены под крышей и чтобы при этом не пострадала окружающая среда. Это монументальная задача для человечества.
Не менее сложно и внедрение идеологии и этики устойчивого развития в сознание каждого гражданина мира. Это необходимый, но долгий и трудный процесс. Эта задача, наряду с задачей стабилизации численности населения мира на уровне 2 млрд. чел., потребует согласованных усилий в течение нескольких поколений.
Законы и гипотезы устойчивого развития были также предложены А.А.Бартлеттом. Одну из гипотез следует выделить:
“К тому времени, когда перенаселенность и дефицит ресурсов станут очевидны для большинства людей, несущая способность экосферы уже будет превышена. И тогда будет слишком поздно думать об устойчивом развитии.”
Законы устойчивого развития (по А.Бартлетту)
1. Ни рост численности населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не могут быть устойчивыми.
2. Чем больше численность населения и чем выше скорость потребления им ресурсов, тем труднее привести общество к состоянию устойчивого развития.
3. Время реакции населения на изменения его прироста равно продолжительности жизни одного человека от окончания детского возраста до конца жизни, то есть около 50 лет.
4. Средний уровень жизни населения находится в обратной зависимости от численности населения, которое может устойчиво существовать на данной территории (от ее потенциальной емкости).
5. Для достижения устойчивого и желаемого уровня жизни необходимо, чтобы численность населения была меньше или равна потенциальной емкости территории.
6. Выгоды от роста численности населения и увеличения потребления ресурсов достаются немногим, затраты же ложатся на плечи всего общества (трагедия всеобщего достояния).
7. Увеличение скорости потребления невозобновимого ресурса вызывает резкое снижение времени существования остающейся доли ресурса.
8. Когда затрачиваются большие усилия на повышение эффективности использования ресурса, получаемая выгода сравнима с дополнительной потребностью в ресурсе, возникающей вследствие прироста населения.
9. Когда скорость загрязнения превосходит самоочищающую способность окружающей среды, проще продолжать загрязнять, чем очищать среду.
10. Люди всегда будут в зависимости от сельского хозяйства, так что почва и другие возобновимые ресурсы будут всегда необходимы.
Гипотезы устойчивого развития (по А.Бартлетту)
1. Судя по среднему мировому уровню жизни 1994 года, численность населения Земли превосходит ее потенциальную емкость.
2. Рост численности населения это самая большая и самая коварная угроза демократии.
3. Стоимость программ сокращения роста численности населения мала по сравнению со стоимостью самого роста численности населения.
4. Время, необходимое для планомерного перехода какой-либо страны к устойчивому развитию, возрастает пропорционально размерам населения и средней скорости потребления ресурсов на душу населения.
5. Стабильность общества это необходимое, но не достаточное условие устойчивого развития.
6. Бремя снижения уровня жизни вследствие роста населения и снижения ресурсов ложится главным образом на плечи бедных.
7. Экологические проблемы не могут быть решены посредством увеличения скорости потребления ресурсов.
8. Состояние окружающей среды не может быть лучше предохранено посредством компромиссов.
9. К тому времени, когда перенаселенность и дефицит ресурсов станут очевидны для большинства людей, потенциальная емкость экосферы уже будет превышена. И тогда будет слишком поздно думать об устойчивом развитии.
Устойчивый туризм
Устойчивый туризм подразумевает большую социальную ответственность, выполнение обязательств по отношению к природе, а так же вовлечение местного населения во все процессы, связанные с управлением туристской деятельностью. Всемирная Туристическая Организация (ВТО), Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) и Европейский Союз дали определение Устойчивому туризму:
Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристическому развитию.
Ответственный туризм, мягкий туризм, природно-ориентированный туризм и альтернативный туризм - все эти термины имеют сходный смысл с понятием Устойчивого Туризма.
Существуют факторы, которые стимулируют туристическую промышленность развиваться в соответствии с концепцией устойчивого развития. Этими факторами являются:
· Организации, предоставляющие туристские услуги осознают, что экологическое качество является необходимым показателем конкурентноспособности
· Компетентность правительства и организаций в том, что развитие туризма оказывает негативное влияние на окружающую среду.
· Возрастающая осведомленность общественности о возможностях влияния на туристскую политику