Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная информатика о формировании информационного общества



2015-12-06 435 Обсуждений (0)
Социальная информатика о формировании информационного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Немногие факторы так влияют на социальную сферу обществ (разумеется, находящихся в состоянии относительно спокойного развития, без войн и ка­таклизмов), как информатизация. Развитие новых информационных техноло­гий и их быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое на­правление в современной информатике — социальную информатику.

Социальная информатика рассматривает следующие проблемы:

ü закономерности и проблемы становления информационного общества;

ü информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

ü развитие личности в информационном обществе;

ü формирование информационной культуры;

ü обеспечение информационной безопасности,

а также другие, близкие к указанным.

Задачами социальной информатики являются:

ü формирование умения правильно ориентироваться в новой информацион­ной реальности как в мире в целом, так и в России;

ü формирование представления о насущной необходимости овладения ин­формационной культурой, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию;

ü методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной

ü области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журна­листике, правовой сфере и других.

Хотя сам термин "социальная информатика" впервые прозвучал в середине 70-х годов прошлого века, становление социальной информатики как научной дисциплины, имеющей фундаментальные и прикладные аспекты, произошло на 20 лет позже (и продолжается в наши дни). В Национальном докладе РФ на II Международном конгрессе Юнеско "Образование и информатика" (Мо­сква, 1996 г.) было дано определение социальной информатики как науки, изучающей комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией. К. К. Колин полагает предметом ее исследований процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе на развитие и положение че­ловека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации. Существует и несколько иной подход, ограничивающий социальную информатику социологическим анализом основных на правлений внедрения информатики в общественную и социальную сферы. Эти подходы близки и взаимно дополняют друг друга.

Большой вклад в развитие социальной информатики внес акад. А. Д. Урсул. Ее предметом он обозначил общие закономерности взаимодействия общества и информатики (информатизацию общества), выделил в социальной инфор фундаментальную составляющую — познание законов взаимодействия общества и информатики и прикладную, связанную с созданием информационного общества.

В последней трети XX века все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждающих, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние.

Само название "информационное общество" впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиямзаинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами на­столько невысока, что они доступны каждому.

Академик В. А. Извозчиков предложил следующее определение: "Будем по­нимать под термином "информационное" ("компьютеризированное") обще­ство то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интел­лектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабаты­вать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т. д." (под "телематикой" понимается обработка информации на расстоянии).

Существуют и иные подходы к определению понятия "информационное об­щество". Тем не менее, основные его признаки выделяются достаточно ус­тойчиво. В таком обществе:

ü любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в лю­бое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необхо­димым для профессиональной деятельности или в личных целях;

ü доступны современные информационные технологии и средства связи;

ü создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая посто­янно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, не­обходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Информационному обществу присущи:

ü единое информационное пространство;

ü доминирование в экономике новых технологических укладов, базирую­щихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

ü ведущая роль информационных ресурсов в обеспечении устойчивого поступательного развития общества;

ü возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспорт­ной, организационной) в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информацион­ных и денежных потоков;

ü фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

ü высокий уровень образования, обусловленный расширением возможно­стей систем информационного обмена на международном, национальном I региональном уровнях, и, соответственно, повышенная роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда;

ü высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, наличие эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Проследим более детально существующие тенденции в развитии информа­ционного общества. Однако вначале отметим, что в настоящее время ни одно государство не достигло этой стадии. Ближе всех к информационному обще­ству подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы. Согласно мнению некоторых специалистов, США завершат в целом переход к информацион­ному обществу к 2020 г., Япония и большинство стран Западной Европы. Согласно мнению некоторых специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 г., Япония и большинство стран Западной Европы к 2030—2040 годам.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

ü технократический, когда информационные технологии считаются сред­ством повышения производительности труда и их использование ограни­чивается, в основном, сферами производства и управления;

ü гуманитарный, когда информационные технологии рассматриваются как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для эко­номической, но и для социальной и политической сфер.

Значительное распространение во всем мире получил технократический под­ход. Связано это зачастую с отождествлением понятий "информатизация" и "компьютеризация". Существуют как объективные, так и субъективные причины такого явления. Объективно развитие новой техники вообще и вычислительной, в частности, идет стремительно, носит "агрессивный" характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.

Не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны попытки его сформулировать. Интересный критерий предложил академик А. П. Ершов: "о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи". За этим стоит простая и глубокая мысль: раз­витие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объем накоп­ленной информации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза — при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу "каждый с каждым". На завершающей фазе удельная информа­ционная вооруженность общества, по оценке А. П. Ершова, составит порядка 10 млн. оп/с на человека — в миллион раз больше, чем в первой фазе. Это обеспечит удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время и в любом месте.

В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность ком­муникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. При таких темпах время вхождения в развитое ин­формационное общество составляет около 7 десятилетий, откуда и получа­ются приведенные выше оценки о времени завершения перехода к информа­ционному обществу.

Отметим, что часто понятие "информационное общество" отождествляется с понятием "постиндустриальное общество", понимаемым как общество, в котором информация и знания являются доминирующим продуктом, а их производство — как один из ведущих видов индустрии.

Следует, однако, предостеречь от переноса понятия "информационное общество" в плоскость отношений, связанных с формами собственности и общественно-политическим устройством. Понятие "информационная революция" не имеет ничего общего с понятием "социальная революция". Информационное обще­ство не будет обществом всеобщего благоденствия, как это иногда пытаются изображать. Информационное общество не есть очередная утопия — напротив, его проявлениями являются жесткая конкуренция и борьба за существование. Жизнь уже показала, что в процессе продвижения к информационному обще­ству усиливается разрыв между значительной частью мира и ведущими в плане информатизации странами. Даже в странах, наиболее далеко продви­нувшихся на пути к информационному обществу, социальное расслоение не позволяет значительной части населения пользоваться благами информати­зации. Так, в США люди с высшим образованием имеют в среднем в 8 раз больше компьютеров и в 16 раз чаще выходят в Интернет, чем имеющие лишь среднее образование; между богатыми и бедными семьями имеет место аналогичный разрыв в 30 раз (по данным Министерства торговли США). По­добное явление называют "информационное неравенство". Для других высо­коразвитых стран это явление проявляется в не меньшей мере.

Кроме того, на пути к информационному обществу возникают как достаточно уродливые (с точки зрения традиционной культуры) явления, так и явления, опасные в общественно-политическом и социальном планах. Эти уродливые проявления массовой культуры тиражируются средствами информации (включая телевидение и интернет) и вытесняют народную культуру. Имеет место также пропаганда неприемлемых форм поведения и т.д.

В сфере общественно-политической жизни возможности массированного информационного воздействия на людей используются в интересах групп, не отражающих на самом деле реальных интересов всех членов общества.

Ряд ученых выделяют следующие характерные черты информационного общества:

решена проблема информационного кризиса, т. е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным «голодом»

обеспечен приоритет информации по сравнению с другим ресурсами

главной формой развития становится информационная экономика

в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейших информационных технологий;

информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

формируется информационное единство всех членов цивилизации

с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждогочеловека к информационным ресурсам всей цивилизации;

реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

усиливается влияние на общество средств массовой информации (к сожалению, не всегда позитивное);

неправильное использование информационных технологий может разрушить частную жизнь людей и организаций;

□ обострится проблема отбора качественной и достоверной информации

□ многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Несмотря на возникающие по мере продвижения к информационному обществу проблемы реальные и ожидаемые в ближайшем будущем позитивные перемены велики и касаются всех сторон жизни общества. Меняется и образ жизни людей в тех странах, которые встали на путь глобально информатизации, включая трудовую и общественно-политическую деятельность, а также бытовую, социально-культурную, досуговую деятельность и т.д. Эти перемены системны, взаимосвязаны между собой и охватывают значительную часть жизни общества и личности.



2015-12-06 435 Обсуждений (0)
Социальная информатика о формировании информационного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная информатика о формировании информационного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)