Понятийное описание ПрО
Для последующего моделирования МПрО описывается совокупностью высказываний в терминах объектов, отношений между ними, времени их появления и контекста, уточняющего общий смысл высказываний [2]. В таких высказываниях под объектом понимают словосочетание, имеющее самостоятельный смысл и выражающее, как правило, некоторое понятие ПрО. Отношением называют словосочетание, выражающее взаимосвязь между двумя (или более) объектами, контекстом — словосочетание, определяющее условие наличия отношения между объектами. При этом важнейшее значение имеют выделение и использование элементарных базовых понятий, с помощью которых мы производим описание предметной области. Любое адекватное представление предметной области состоит в установлении определенных отношений между некоторой совокупностью таких базовых понятий. Например, биологическая классификация животных включает такие основные понятия, как черви, рыбы, птицы, млекопитающие и т. д., которые разбивают все классифицируемое множество животных на отдельные виды, а они в свою очередь могут быть разделены на более узкие понятия. Отношения между понятиями также могут рассматриваться как новые понятия. Понятие выступает как основная единица любой интеллектуальной деятельности. Оно отражает глубинные стороны изучаемых явлений. Иначе, понятие есть базовая конструкция при представлении знаний о предметной области. Выделение понятий осуществляется путем абстрагирования от конкретных особенностей данного явления или процесса. В процессе описания предметной области, кроме понятий, системный аналитик обычно выделяет некоторую совокупность связей или отношений. Выделенные отношения связывают между собой отдельные факты, объекты, явления, события или процессы. При этом возможны два принципиально различных подхода. Первый подход подчеркивает доминирующую роль связей между понятиями. В этом случае семантика связи раскрывается через концепцию роли участвующих в связи понятий [72]. Можно считать, что роль выступает в качестве имени соответствующего свойства данной связи, а значениями этого свойства являются экземпляры связываемых понятий. Например, для связи РУКОВОДИТЬ между двумя сущностями понятия ЛИЧНОСТЬ могут быть выделены две роли, одна из которых — НАЧАЛЬНИК, а другая — ПОДЧИНЕННЫЙ. Семантика связи РУКОВОДИТЬ, а, следовательно, и семантика предметной области описываются с помощью ролей НАЧАЛЬНИК и ПОДЧИНЕННЫЙ. Основную семантическую нагрузку в описании ПрО в этом случае несут выделенные связи и те роли, которые играют связываемые понятия. Описание ПрО, используемое при втором подходе, не требует введения концепции роли. Основное внимание, наоборот, уделяется использованию понятий, связи играют хотя и важное, но вспомогательное значение. В этом случае первичными элементами описания ПрО являются понятия, а связи — это дополнительные признаки понятий, которые позволяют создавать более сложные конструкции для моделирования ПрО [14]. Так, в рассматриваемом ранее примере для связывания отдельных экземпляров сущностей понятия ЛИЧНОСТЬ достаточно предусмотреть введение дополнительного/признака РУКОВОДИТЕЛЬ. Если при первом подходе семантика ПрО раскрывается с помощью связей и ролей, которые играют понятия в связях, то при втором — главное значение для представления семантики ПрО имеют понятия, а связи фактически выступают в качестве дополнительных признаков (валентных характеристик) используемых понятий. Так, в высказывании для отдельных продуктов конечная цена реализации содержит налог с оборота, объектами являются — конечная цена реализации и налог с оборота; содержит — отношение, контекст — для отдельных продуктов. В высказывании в будущем каждая деталь будет обрабатываться в нескольких режимах, деталь и режим — объекты, будет обрабатываться — отношение, каждая и в нескольких — мощности объектов, в будущем — время. Из приведенного примера можно получить некоторые представления о том, как из обычной документной системы автоматизированной обработки данных, построенной по информационному и функциональному описанию ПрО, может быть получена система знаний. В результате введения в понятийное описание ПрО сложных моделей, отражающих зависимости между объектами даже на ЕЯ-уровне, резко расширяется диапазон информационно-логических задач, которые могут быть решены на накопленной совокупности реальных документов, отражающих некоторый опыт профессиональной деятельности. 2. Роль понятий и связей в описании предметной области
Основной целью познавательного процесса является обобщение экспериментальных данных путем наблюдения. В полной мере это относится к изучению и системному анализу предметной области. Понятие выступает как основная единица любой интеллектуальной деятельности. Оно отражает глубинные стороны изучаемых явлений. Иначе, понятие есть базовая конструкция при представлении знаний о предметной области. Выделение понятий осуществляется путем абстрагирования от конкретных особенностей данного явления или процесса. Понятия именуются с помощью слов или словосочетаний естественного языка, которые играют роль знаков или имен. Знак — это заменитель некоторого предмета, явления или события, используемый для накопления, хранения, переработки передачи информации или знаний. Понятие может относиться к множеству однотипных сущностей или к конкретной единичной сущности. Основными характеристиками понятия являются объем и содержание. Объем понятия — это множество (класс) всех сущностей, обладающих существенными признаками понятия. Другими словами, объем понятия включает все предметы или объекты ПрО, которые могут быть описаны данным понятием. Содержание понятия — совокупность всех существенных признаков (свойств) данного понятия, которые позволяют однозначно идентифицировать рассматриваемое понятие среди множества других понятий. Содержание понятия часто связывают с некоторой структурой, которую можно обнаружить во всех объектах входящих в объем понятия.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |