Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личность преподавателя высшей школы и современные требования к его компетентности



2015-12-06 5338 Обсуждений (0)
Личность преподавателя высшей школы и современные требования к его компетентности 4.67 из 5.00 3 оценки




Преподаватели вузов являются одной из социально-профессиональных групп, на которую обществом возложены две чрезвычайно важные и взаимосвязанные задачи:

- сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом;

- социализация личности на ответственном этапе ее формирования.

Однако настоящее время диктует новые требования к преподавателю высшей школы. Это, прежде всего, связано с глобализацией образования, т.е. единого образовательного пространства. В образовании Казахстана проводится реформа – внедрение кредитной системы образования. В связи с этим целесообразно говорить и о преподавателе университета нового поколения. Он должен соответствовать всем тем качествам, которые важны для педагога в любой стране мира.

Таким образом, создание международной модели преподавателя университета, которая соответствует мировым стандартам и требованиям, является актуальной темой. Для этого необходимо выполнить две важные задачи: изучить мнение отечественных и зарубежных авторов и, проанализировав информацию, определить необходимые профессиональные и личные качества данной модели. Вторая задача: провести собственное исследование, проведя анкетирование среди студентов, преподавателей и администрации, как в вузах Казахстана, так и вузах США, и на их основе составить международную модель преподавателя высшей школы.

По мнению российских и зарубежных экспертов в области высшего образования, общие требования к преподавателю вуза формируются следующим образом:

- высокая профессиональная компетентность;

- педагогическая компетентность;

- социально-экономическая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- высокий уровень профессиональной и общей культуры.

Предположительно, преподавателя следует рассматривать по двум основным блокам: личность преподавателя, профессионализм преподавателя

В первом блоке рассмотрим личные качества преподавателя, его поведение и отношение к студентам. Второй блок включает деятельность преподавателя, его знания и способности, а также его компетентность.

Во все времена нравственные ориентиры одинаковы: доброта, которая сегодня особенно в дефиците, гуманность, трудолюбие, честность, правдивость и др. Поэтому преподаватель должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество, как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.

В связи с этим, преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать студенту то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе.

Ведущим принципом современной педагогики является педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит совместная работа участников образовательного процесса и параметрами которого являются взаимоотношение, взаимоприятие, доверие. Если установится система взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с преподавателем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

Роджерс считает, что преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами:

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым;

2) Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности;

3) Он должен всегда исходить их того, что у студентов есть внутренняя мотивация к обучению;

4) Он должен выступать для студентов, как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы;

5) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

6) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

7) Он должен открыто выражать в группе свои чувства;

8) Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого студента;

9) Наконец, он должен хорошо знать себя.

Таким образом, оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной творческой деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков профессионально-педагогического общения.

Что касается поведения преподавателя, здесь необходимо отметить, что студенты ценят, прежде всего, естественность. Часто естественность поведения преподавателя сглаживает в глазах студентов небольшие отклонения от принятых норм поведения. Актуален спрос на неординарную личность преподавателя - исследователя, педагога и практика в одном лице, вместе с тем, живого и не равнодушного к проблемам молодежи человека. Скорее всего, и сильнее всего на нее работает сочетание трех элементов: компетентности в науке, любви и уважения к студентам и естественности поведения.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта преподавателя можно назвать:

- уважение к студенту и требовательность к нему;

- развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

- внимательность к психическому состоянию студента и разумность, и последовательность требований к нему;

- доверие к студентам и систематическая проверка их учебной работы;

- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему,

- уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях,

- принципиальность без упрямства,

- внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.;

- педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений со студентами и др.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между преподавателем и студентами. Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.

Таким образом, подводя итог о личности преподавателя университета, можно сказать, что это - профессиональный, компетентный специалист, умеющий четко формулировать требования к предмету, сочетающий теоретическую подготовку с активной практической деятельностью, умеющий заинтересовать в своем предмете, обладающий преподавательским талантом, ораторским мастерством, творческим потенциалом, понимающий студентов, умеющий сотрудничать и выстраивать партнерские отношения со студентами на основе уважения к личности, общительный и доброжелательный, объективный и справедливый, интеллектуальный и эрудированный, обладающий харизмой и чувством юмора.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова сущность педагогической деятельности?

2. Каковы компоненты педагогической деятельности?

3. Какова роль творчества в педагогической деятельности?

4. Какова роль личности преподавателя высшей школы и современные требования к его компетентности?

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

2. Блинова А.С. Культура речи и речевой этикет преподавателя вуза как компонент педагогической культуры www.t21.rgups.ru

3. Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра. // Высшее образование в России. – 2000. – № 3.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

5. Ватлина Л.И.,. Шупляк Л.В. Преподаватель – воспитатель в техническом вузе – http://t21.rgups.ru/

6.http://www.lse.ac.uk/resources/

7. Advanced Skills Teachers http://www.standards.dfes.gov.uk/ast/

8. High School Teacher http://www.microsoft.com/

 



2015-12-06 5338 Обсуждений (0)
Личность преподавателя высшей школы и современные требования к его компетентности 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Личность преподавателя высшей школы и современные требования к его компетентности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.041 сек.)