Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Долгосрочная Программа развития угольной промышленности России до 2030 года



2015-12-06 1039 Обсуждений (0)
Долгосрочная Программа развития угольной промышленности России до 2030 года 0.00 из 5.00 0 оценок




Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего, хотел бы от имени Министерства энергетики Российской Федерации приветствовать всех присутствующих и выразить признательность Администрации Кемеровской области за возможность провести нашу встречу в ведущем угольном бассейне России.

Наша угольная промышленность, как в прошлом была, так и в будущем останется неотъемлемой частью экономики России. Динамика добычи российского угля четко следует этапам экономического развития страны.
(СЛАЙД 1).

В начале 90-х годов прошлого столетия, когда экономика России вступила в стадию необходимых и в тоже время чрезвычайно болезненных трансформаций на пути ее перехода к рынку, потребовалось провести в отрасли коренные структурные преобразования, изменить хозяйственный механизм, перейти на рыночное ценообразование. Сегодня угольная промышленность России представлена частными компаниями и является инвестиционно привлекательной.

Исходя из понимания роли угольной промышленности при переходе экономики страны к инновационному социально ориентированному типу, Правительство России в июне прошлого года дало поручение – разработать Долгосрочную программу развития отрасли на период до 2030 года.
Разработка проекта Программы осуществлялась специально созданной рабочей группой из представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, администраций угольных регионов, угольных компаний.

Справочно:

В разработке Программы приняли участие Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Ростехнадзор, Росуглепроф, представители Республик Коми и Саха (Якутии), Кемеровской, Ростовской и Сахалинской областей, а также крупнейших компаний – ОАО «СУЭК», ОАО «МЕЧЕЛ», ОАО «Северсталь», Евраз Груп С.А., ОПК-Майнинг, ОАО «Сибуглемет», ОАО «Белон», ОАО ХК «СДС-Уголь», ОАО «УГМК», ОАО «ОМТ», а также отраслевые и академические научно-исследовательские организации.

Были проанализированы проблемы отрасли, имеющие системный характер (СЛАЙД 2).

Во-первых, это устойчивая тенденция снижения общего внутреннего спроса на угольную продукцию.

С максимального уровня 1988 года потребление угля сократилось

- на электростанциях и в металлургии – в 1,5 раза;
- в агропромышленном комплексе и ЖКХ, включая население – в 1,4 раза.

В условиях стагнации внутреннего потребления только увеличение экспорта является для угольных компаний главным стимулом наращивания добычи.

Основная причина падения спроса на внутреннем рынке – межтопливная конкуренция с газом, цены которого регулируются.

Сегодня цена потребления газа в Европейской части страны и Западной Сибири лишь на 10% выше цены угольного топлива (в сопоставимом исчислении). Расчеты показывают, что только при 3-х кратном превышении цены на газ возникает коммерческий интерес инвесторов к развитию угольной генерации.

Справочно:

В пересчете на условное топливо цена потребления газа по данным Росстата
достигла на начало 2010 г. 2750 руб/т у.т., а энергетического угля –2150 руб/т у.т..

То есть соотношение цен газ/уголь составляет всего 1,3 к 1.

Существенное влияние на конкурентоспособность российского угля, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, оказывают большие расстояния перевозки угля от места добычи и переработки до внутренних потребителей – в среднем 850 км, до морских портов и сухопутных погранпереходов – 4500 км. Величина транспортной составляющей в конечной цене угля постоянно возрастает за счет увеличения тарифов на железнодорожные перевозки угля. На внутреннем рынке она составляет 30-35%, при поставках на экспорт более 50 процентов.

Существует также целый ряд проблем собственно угольной отрасли (СЛАЙД 3):

Во-первых, это – ухудшение условий разработки угольных месторождений, отсталость горного хозяйства и изношенность основных фондов шахт и разрезов. Так, за последние десять лет средняя глубина отработки пластов на шахтах увеличилась на 12%, составив 425 м. Доля шахт, опасных по взрывам метана, угольной пыли и горным ударам выросла до 30%, при этом удельный вес негазовых шахт сократился до 10 процентов. Коэффициент вскрыши на разрезах за десятилетний период вырос в 1,4 раза и достиг 5,5 м3/т.

Вторая проблема – это неконкурентоспособность продукции российского угольного машиностроения и вызванная этим усиливающаяся зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования. Доля отечественного оборудования в закупках российских компаний не превышает 25% в количественном и 10% в стоимостном выражении.

Справочно:

Это – затянувшийся, в связи с ограниченностью выделяемых бюджетных средств, процесс реструктуризации угольной отрасли и значительный объем социально значимых затрат (приобретение жилья, пайковый уголь, доплаты к пенсиям и др.). На эти затраты приходится более 75% всех расходов на реструктуризацию угольной промышленности.

Кроме того (СЛАЙД 4), к системным проблемам следует также отнести:

- неразвитость транспортной инфраструктуры в новых районах добычи угля и наличие «узких мест» в традиционных районах добычи;

- короткие сроки кредитования и высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам, что препятствуют привлечению финансовых ресурсов на цели модернизации угольной промышленности и повышения безопасности работ;

- нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров в отрасли.

Анализ всего многообразия проблем угольной промышленности показал, что большинство из них носит межотраслевой характер и требует координации Долгосрочной программы с программами развития смежных отраслей.

При разработке Долгосрочной программы были учтены базовые факторы и ограничения развития угольной промышленности (СЛАЙД 5), в частности:

- спрос и цены на энергоресурсы;
- рост железнодорожных тарифов;
- планы угольных компаний и проекты смежных отраслей;
- совместные проекты с зарубежными партнерами.

В качестве главной цели программы определена реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны (СЛАЙД 6).

Справочно:

Конкурентные преимущества российских угольных компаний заключаются в наличии:

- огромных запасов угля;
- значительного опыта использования этого мобильного энергоресурса (в том числе в кризисных ситуациях);
- возможностях выхода на мировой рынок;
- многообразия различных видов продукции, которые можно получать при глубокой переработке угля.

Достижение поставленной цели может быть обеспечено лишь на принципах государственно-частного партнерства. Это требует согласования долгосрочных интересов государства и бизнеса, объединения их усилий, а также разделения ответственности и рисков.

Справочно:

Главными направлениями объединения усилий государства и бизнеса должны стать:
- модернизация угольного производства, исключающая применение неэффективных технологических и экономических решений;

- создание «среды развития» угольной отрасли, обеспечивающей возможность реализации наиболее перспективных инновационных проектов по усилению ее производственного потенциала и занятию угольной продукцией новых рыночных ниш;

- совместное формирование и последовательное применение механизмов поэтапной реализации Программы, в том числе для выполнения требований повышения безопасности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний.

Долгосрочная Программа состоит из восьми подпрограмм и учитывает мероприятия действующих федеральных целевых программ, отраслевых стратегий и уже принятые решения Правительства в отношении угольной отрасли (СЛАЙД 7).

Справочно:

Перечень подпрограмм:

- развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;
- развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений;
- завершение реструктуризации угольной промышленности;
- развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля;
- технологическое развитие отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров;
- обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли;
- развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний;
- совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности.

В основе программы – оценка перспектив спроса на российский уголь, исходя из прогнозируемой конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков.

Цена на уголь на внутреннем рынке зависит от цен на мировом рынке, а также цен на газ внутри страны. При этом цена на энергетический уголь на мировом рынке напрямую зависит от складывающихся на нем цен на нефть(СЛАЙД 8).

По оценкам международных организаций цена на нефть к 2030 году составит не менее 110-120 долл. США/баррель. Это самый консервативный прогноз, не учитывающий события в Северной Америке, который может быть несколько скорректирован. При этом цены CIF на высококачественный энергетический уголь возрастут до 160 долл. США/т, а цена FOB (без учета фрахта) составит 145-150 долл. США/т.

С учетом принятых решений по либерализации в России газового рынка (в 2014 году предусмотрен переход на равнодоходную цену на газ) и возможной динамики роста транспортных затрат (в диапазоне от 2,5 до 4 раз к 2030 году) средняя цена потребления энергетических углей на внутреннем рынке может составить от 95 до 120 долл. США/т против 50 долл. США/т в настоящее время.

Прогнозируемые цены на первичные энергоресурсы определелили количественные ориентиры спроса на них (СЛАЙД 9).

Как ожидается внутри России спрос на уголь вырастет с 184 млн т в 2010 году до 220 млн т в 2030 году, на внешнем рынке – с 115 до 170 млн тонн.

Справочно:

Расчеты выполнены с учетом роста ж/д тарифов в 2,5 раза к 2030 году (на уровне инфляции). В случае увеличения тарифов в 4 раза общий спрос на уголь снизится до 270 млн т.

При этом потребность тепловых электростанций оценивается в 120 млн. т. (или 55%). Эта оценка на ближайшие 10 лет практически совпадает с данными Схемы и программы развития ЕЭС и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики России. На перспективу до 2030 г. уровни Долгосрочной программы немного ниже прогноза Генсхемы (примерно на 11 млн.т. или на 8%). Это связано, прежде всего, с дополнительным учетом предусматриваемого Долгосрочной программой улучшения качества используемых энергетических углей и ростом калорийного эквивалента угольной продукции для энергетики с 0,68 до 0,75. При этом данные прогнозные оценки потребности, естественно, не носят нормативного характера и могут уточняться по ходу реализации Программы.

Справочно:

В соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики России среднегодовое потребления угля (с учетом импорта) генерирующих компаний России составит к 2030 году 115,9 млн т у.т или примерно 193 млн т. За вычетом около 30 млн т экибастузского угля, потребность в российских углях оценивается Генсхемой в объеме 163 млн т, из которых на ТЭС приходится около 145 млн т. С учетом роста калорийного эквивалента российской угольной продукции для энергетики с 0,68 до 0,75 это будет соответствовать потреблению примерно 131 млн т более качественного угля – против 120 млн т по Долгосрочной программе.

Потребность металлургической промышленности в концентратах коксующихся углей оценивается в 40 млн т, что примерно соответствует сегодняшнему уровню потребления. Данный прогноз сделан с учетом расширения использования технологий безкоксовой выплавки стали.

Справочно:

В случае реализации прогноза увеличения потребления кокса, содержащегося в Стратегии развития металлургической промышленности на период до 2020 года, и соответствующего увеличения внутреннего спроса на концентраты коксующихся углей до 49 млн т в 2020 году, дополнительный объем углей для коксования сможет быть получен путем использования имеющегося резерва создаваемых производственных мощностей по добыче углей Ж, ГЖ, К, КЖ на Элегестском, Межэгейском, Эльгинском, Денисовском и Чульмаканском месторождениях. Кроме того, удовлетворение повышенного спроса на коксующиеся угли для отечественной металлургии также сможет быть обеспечено за счет снижения объема экспорта соответствующих марок углей на рынки стран АТР.

Потребление угольного топлива для коммунально-бытовых нужд с сегодняшних 25 млн т снизится до 14 млн тонн к 2030 году в связи имеющимися планами по газификации домашних хозяйств.
На период до 2030 года намечается увеличение поставок угля для прочих потребителей в 2,3 раза до 45 млн т, в том числе за счет роста потребления угольного топлива в цементной промышленности (с 1 млн.т. в 2009 г. до 15 млн.т. в 2030 г.) и началом выпуска продукции глубокой переработки угля.

Прогнозируемые объемы экспорта до 170 млн т к 2030 году подтверждаются проектами по развитию портовых мощностей (СЛАЙД 10), предусмотренными в ФЦП и транспортной стратегии. Пропускная способность российский портов будет наращиваться по всем направлениям. Преимущественное развитие получат порты Дальнего Востока, угольные терминалы которых будут способны к 2030 году пропускать до 70 млн т экспорта угля в страны АТР.

Справочно:

При этом перевалка российского угля в портах Украины и стран Балтии сократится с 35 до 9 млн тонн.

Серьезной проблемой остается финансирование масштабного развития железнодорожной инфраструктуры (СЛАЙД 11). По информации Министерства транспорта России на развитие транспортной инфраструктуры общего пользования, в том числе на усиление подходов к портам, требуется затратить около 1,8 трлн рублей.

Исходя из спроса на угольную продукцию, и с учетом предложений угольных компаний по развитию угледобычи, определен уровень производственного потенциала отрасли на перспективу (СЛАЙД 12).
В настоящее время добыча угля осуществляется 121 разрезом и 85 шахтами общей годовой производственной мощностью около 383 млн. тонн. В 2010 году ими добыто более 323 млн т угля.
К 2030 году добыча угля вырастет до 430 млн тонн и будет осуществляться на 82 разрезах и 64 шахтах.

При разработке Программы были проанализированы предложения угольных компаний в части ввода новых производственных мощностей. Всего за период до 2030 года предстоит ввести 505 млн т новых мощностей, в том числе за счет ввода 56 новых угледобывающих предприятий. Коэффициент использования мощностей заложен на уровне 85%.

Таким образом, к 2030 году намечается полное обновление производственного потенциала. При этом ожидается выбытие около 380 млн т мощностей (СЛАЙД 13). В настоящее время 37% производственного потенциала отрасли представлено неперспективными предприятиями с ограниченными и неблагоприятными для отработки запасами угля. Судьба 116 угледобывающих предприятий мощностью более 140 млн тонн угля в год будет зависеть:

- во-первых, от спроса на их угли;
- во-вторых, от темпов роста цен на уголь;
- и, в третьих, от использования резервов в снижении издержек производства.

Пространственное развитие угольной промышленности будет определяться темпами ввода и выбытия мощностей в основных угледобывающих регионах России (СЛАЙД 14).

В Кузбассе, в котором сосредоточено около 50% производственного потенциала отрасли, продолжится освоение Ерунаковского угленосного района, будут построены крупные предприятия на Менчерепском, Жерновском, Уропско-Караканском, Новоказанском, Солоновском и др. месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями разработки. В период до 2030 года в Кузнецком бассейне Программой предусматривается ввести 190 млн т мощностей.

Справочно:

Намечают ввести новые мощности ООО «Сибуглемет», ЗАО «ХК Сибирский Деловой Союз», ОАО «УК Кузбассразрезуголь», ОАО «Кокс», УДК «Менчерепский», ОАО «Новолипецкий МК» и др. компании.

Вместе с тем в бассейне намечается к выбытию 188 млн т мощностей. Основными причинами столь высокого выбытия, наряду с отработкой благоприятных запасов, является снижение конкурентоспособности ряда кузнецких углей на развивающихся рынках сбыта из-за высокой себестоимости добычи и возрастающей транспортной составляющей в конечной цене потребления угля.

Для снижения влияния дальности перевозки в бассейне будет развиваться местное использование добываемых углей, намечается создание ряда энерготехнологических комплексов, позволяющих перейти к комплексному освоению ресурсов угольных месторождений, извлечению и использованию метана. Среди них создание энерготехнологических кластеров на Караканском (ЗАО «Шахта «Беловская») и Менчерепском (ОАО «Интер РАО ЕЭС») месторождениях.

Справочно:

Так, в планах ЗАО «Шахта Беловская» формирование к 2015 году кластера по энерго-технологическому использованию угля в составе: разреза мощностью до 6 млн т угля в год, шахты мощностью до 3 млн т угля в год, обогатительной фабрики мощностью по переработке 6 млн т угля в год, комплекса по производству полукокса в объеме 160 тыс. т в год, электростанции мощностью до 40 МВт, работающей в том числе на извлеченном из угольных пластов метане и горючем газе от производства полукокса.

В Восточной Сибири продолжится развитие Канско-Ачинского бассейна, в том числе с вовлечением в отработку более качественных углей. В Забайкальском крае начнется освоение Апсатского месторождения, на котором будут построены шахта и разрез общей мощностью 2,5 млн тонн. Новым центром угледобычи станет Республика Тыва, где на месторождениях Улугхемского бассейна намечено создание высокоэффективных производств. К 2030 году добыча угля в бассейне может превысить 30 млн тонн.

Справочно:

Управляющая компания Евраз Груп С.А. и ОПК-Майнинг намечают построить две шахты мощностью 12 млн т каждая, в планах ОАО «Северсталь» – строительство шахты мощностью 11 млн тонн.

На Дальнем Востоке основой развития угледобычи является ресурсная база Республики Саха (Якутия). После окончания строительства железной дороги Улак-Эльга с инженерными сооружениями, а также притрассовой автодороги начнется комплексное освоение Эльгинского месторождения. ОАО «Мечел» будет создан производственный комплекс, включающий угледобывающие предприятия, а также промышленные комплексы по глубокой переработке продуктов обогащения угля. ООО «Колмар» намечает ввести в эксплуатацию четыре шахты общей мощностью 7,7 млн т угля в год на Чульмаканском и Денисовском месторождениях. Получат дальнейшее развитие угольные предприятия Хабаровского края на Ургальском месторождении и Сахалинской области.

В Печорском бассейне добыча угля вырастет в 1,5 раза до 21 млн тонн.

Справочно:

Перспективными объектами развития угледобычи являются поля № 1 и №3 Усинского месторождения, Нижнесыръягинское и Верхнесыръягинское месторождения, поле шахты № 33 Воркутского месторождения.

В Ростовской области имеется потенциал по развитию добычи антрацитов до 10 млн тонн.

Справочно:

Программой предусмотрено полное обновление производственного потенциала за счет строительства семи современных шахт в Гуково-Зверевском и Сулино-Садкинском угленосных районах. Однако реализация этих проектов будет зависеть от активности заинтересованных инвесторов.
Прекратится неэффективная добыча низкокачественных углей в Уральском регионе, Подмосковном бассейне.

В соответствии с принятыми темпами формирования новых центров добычи угля произойдет смещение угледобычи в направлении востока страны, доля Восточной Сибири возрастет с 25,8% до 32%, Дальнего Востока – c 9,7% до 15,2 процента.

Новый этап развития производственного потенциала угольной промышленности связан с применением новейших технологий обогащения и глубокой переработки углей для получения синтетических жидких моторных топлив, горючих газов, разнообразных органических веществ.

При создании новых центров угледобычи предусматривается обязательное строительство современных обогатительных фабрик. В целом по России уровень обогащения намечается довести до 60 процентов (с 40% в настоящее время). Всего различным видам переработки (сортировка, обогащение, глубокая переработка, газификация) будет подвергаться более 80% добываемого угля.

Ставится задача ограничить поставку на дальние расстояния, в том числе на экспорт, необогащенных энергетических углей.

Реализация мероприятий Программы (СЛАЙД 15) приведет к снижению транспортных затрат и повышению эффективности поставок угля. Так, средняя дальность перевозки угольной продукции сократится в 1,2 раза, в том числе на внутреннем рынке – в 1,4 раза. В связи с отмечавшимся ростом среднего калорийного эквивалента угольной продукции для энергетики с 0,68 до 0,75 значительно сократится в перевозках доля балластной составляющей.

В результате реализации мероприятий подпрограммы обеспечения промышленной и экологической безопасности, охраны труда предусматривается кардинально снизить производственный травматизм, на порядок сократить число смертельных травм на миллион тон добычи угля (с 0,48 до 0,05).
Уровень среднемесячной заработной платы к 2030 году прогнозируется довести до 92 тыс. рублей. Уже сегодня установлена доля условно-постоянной части зарплаты, регулируемой федеральным отраслевым соглашением, на уровне 70 процентов.

Широкомасштабная модернизации угольной отрасли позволит к концу рассматриваемого периода достичь уровня производительности труда (добыча угля на одного занятого), в 5 раз превышающего уровень 2010 года.

Справочно:

В 1990 году добыча угля на одного занятого в отрасли составляла около 500 тонн, в 2000 году – более 800 тонн, в 2010 году -1880 тонн, к 2030 году намечено довести этот показатель до 9000 тонн.В США в настоящее время этот показатель составляет 12,9 тыс. т, в Западной Европе – 10 тыс. тонн.

Справочно:

Совершенствование производственного потенциала невозможно без технологического развития отрасли и укрепления научно-технической базы компаний и научных центров.

В рамках соответствующей подпрограммы и намеченных мероприятий предусматривается создание устойчивой инновационной системы для обеспечения угольной отрасли прогрессивными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями.
К сожалению, до настоящего времени процессы подземной добычи угля связаны с высокими рисками, как в России, так и за рубежом.

Показатели смертельного травматизма продолжают оставаться нестабильными и высокими, прежде всего, в результате крупных аварий на угольных шахтах.

Только за последние 6 лет от взрывов метана на угольных шахтах погибло 233 человека и травмировано 273.

Реализация Программы предусматривает достижение к 2030 году уровня развитых стран в вопросах промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности, отказа от потенциально опасных технологий в основных и вспомогательных процессах угледобычи. Предусматривается также и повышение в два раза экологического рейтинга угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти в 2011-2012 гг. сосредоточили усилия на разработке (актуализации) нормативных правовых актов, регулирующих основные вопросы промышленной безопасности, связанные с проветриванием и управлением пылегазовым режимом шахт, пожарной безопасностью и готовностью шахт и разрезов к локализации и ликвидации аварий, безопасному ведению горных работ.

С целью снижения аварийности и сохранения жизни и здоровья работников угольной промышленности по поручению Правительства Российской Федерации, Минэнерго России, Минздравсоцразвития России, Минприроды России, Ростехнадзор и Росуглепроф разработали в 2009 году «Программу по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей в 2009-2010 гг.», горизонт которой увеличен до 2012 года и которая в настоящее время реализуется.

Дальнейшее развитие трудовых отношений в отрасли является предметом соответствующей подпрограммы и предусматривает разработку:

* профессионально-квалификационных стандартов рабочих и ИТР
* концепции установления тарифных ставок и окладов
* положений о системе и регламентации порядка нормирования труда.
* типовых трудовых контрактов для рабочих, руководителей, специалистов и служащих в соответствии с профессионально-квалификационными стандартами.

Необходимо также создание системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности с учетом осуществляемой модернизации производства и развития социально ориентированного государственно-частного партнерства.

Как Вы знаете, в отрасли осуществляется комплекс мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Поставлена задача её завершения до 2015 года.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» предусмотрены ассигнования на финансирование мероприятий в топливно-энергетической области в 2011 году в сумме 2,96 млрд руб. и на 2012 год в сумме 2,94 млрд рублей.

Необходимо также выделение в 2012 году из федерального бюджета ассигнований на завершение работ по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры в сумме 529,3 млн рублей.
В настоящее время крайне обострилась ситуация с переселением граждан из ветхого жилья на горных отводах, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. С этим вопросом обращаются губернаторы угледобывающих регионов. Жилой фонд, ранее не включенный в проекты ликвидации (износ менее 65%) в настоящее время подлежит сносу. Соответственно увеличилось количество семей, подлежащих переселению, на 4689 семьи. Для их переселения требуется увеличить бюджетные ассигнования в 2012-2015 годах на 6,8 млрд рублей.

В целом реализация мероприятий Долгосрочной программы требует следующих видов расходов.
Можно условно выделить три блока финансирования Программы: развитие угледобычи, завершение реструктуризации и развитие смежных отраслей.

В развитие производства собственникам угольных компаний потребуется вложить более 2 трлн. руб. инвестиционных средств, а также сформировать ликвидационный фонд в размере около 120 млрд рублей. Как показал анализ, сама угольная отрасль не обеспечивает формирование достаточных ресурсов для устойчивого развития. Поэтому возникает необходимость использования механизмов государственной поддержки в виде государственных гарантий под кредиты и предоставление налоговых льгот на федеральном и региональном уровне. Размер этой поддержки оценивается в 153 млрд рублей.

На завершение к 2015 году реструктуризации угольной промышленности, включая затраты на решение проблем социального характера и устранение экологических последствий ликвидации шахт и разрезов потребуется 34,3 млрд руб. бюджетных ассигнований. Однако и после 2015 года необходимо будет осуществлять мониторинг экологических последствий ликвидации шахт и разрезов, эксплуатацию природоохранных объектов и предоставлять бесплатный пайковый уголь льготным категориям граждан. Затраты по этим направлениям оцениваются в объеме 13,8 млрд рублей.

Формирование благоприятной рыночной среды в угольной промышленности зависит и от развития смежных отраслей. До 2030 года в воспроизводство сырьевой базы, развитие угольной генерации, угольного машиностроения и формирование инфраструктуры необходимо вложить более 550 млрд руб. частных инвестиций при наличии налоговых льгот в размере 30 млрд рублей. Кроме того, строительство железнодорожной линии «Кызыл-Курагино» планируется осуществлять с использованием средств инвестиционного фонда.

Средства федерального бюджета в размере 157 млрд руб. на развитие смежных отраслей определены существующими ФЦП. Следует сказать, что указанные бюджетные средства предусмотрены только до 2015 года и требуется расширение горизонта финансирования.

Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий (СЛАЙД 16). Указанный механизм предполагает, что мероприятия Программы войдут в разрабатываемые в настоящее время Государственные программы Российской Федерации.

В заключение хотел бы еще раз отметить, что Долгосрочная Программа развития угольной промышленности России – это не сценарный прогноз изменения ситуации в отрасли и не простое сложение долгосрочных планов угольных компаний. А это, прежде всего, проект развития отрасли, это инструмент реализации государственно – частного партнерства в ходе инновационных преобразований.

Основные положения проекта долгосрочной программы одобрены на заседании Президиума Правительства России, проект дорабатывается в соответствии с данными поручениями. При этом, несомненно, будут учтены результаты дискуссий на настоящем форуме.

Учитывая, что мы сегодня проводим заседание Российского организационного Комитета Всемирного горного конгресса, думаю будет уместно обсудить некоторые международные аспекты развития угольной отрасли.

Ситуация здесь непростая. Отрасль испытывает давление, так сказать, и на экологическом, и на экономическом фронте. За углем пытаются массово закрепить эпитет «грязный», отрицая саму возможность чистых угольных технологий и призывая противодействовать любым угольным проектам. Имеются предложения о введении так называемых «углеродных» барьеров вместо таможенных тарифов, а также дискриминирующих правил торговли со странами, не участвующими в системе регулирования выбросов парниковых газов.

Даже относительно скромные планы Всемирного банка по облегчению доступа к электроэнергии в течение ближайшего десятилетия примерно 65 млн. человек (всего 5% от 1,4 млрд. человек, живущих в мире без электричества) подвергаются нападкам – прежде всего, из-за планов финансирования Всемирным банком угольных программ. А ведь энергостратегия ВБ является важным индикатором, на который будут ориентироваться другие институты развития, включая региональные банки и влиятельные группы инвесторов.

Такие примеры можно множить – и это при том, что, скажем, «чистые» солнечные технологии в Европе базируются на исключительно грязном производстве необходимых комплектующих за ее пределами. Или другой пример – по данным исследований, только что выполненных в Корнельском университете США, негативное влияние на окружающую среду процессов добычи сланцевого газа больше, чем у процессов сжигания угля, и т.д.

Поэтому выше мы не случайно употребили слово «фронт»: давление на угольную отрасль не базируется на достаточно объективных и обоснованных оценках; за ним просматриваются вполне определенные экономические и политические интересы.

Естественно, авторитетные международные организации предпринимают некоторые позитивные усилия в данной сфере – здесь, в частности, можно упомянуть (СЛАЙД 17) инициативы МЭА «Наука «чистого» угля» и «Улавливание и хранение СО2»; Партнерство «Метан – на рынки» и конкретные угольные проекты под эгидой ЕЭК ООН; проекты развития сотрудничества в угольной сфере в регионе СВА (под эгидой ЭСКАТО). Известен также выдвинутый американскими угольщиками «план Пибоди».
Но достаточно ли этих усилий? Ведь речь идет не о защите угольной отрасли, а о реализации ее важнейшей роли в развитии мировой экономики и энергетики – роли «моста в будущее».

Думаю, что Всемирный горный конгресс – это та организация, которая должна решить главную задачу – консолидацию усилий заинтересованных сторон. Теперь вопрос, – по каким направлениям – с учетом глобального характера имеющихся вызовов?

Во-первых, промышленная безопасность в угольной промышленности.

Можно сколько угодно дискутировать о тех или иных влияниях на окружающую среду – но пока в шахтах разных стран продолжают гибнуть люди, данная тема является приоритетной.

Во-вторых, роль угля в долгосрочных сценариях развития экономики и энергетики.

Эти комплексные сценарии, которые необходимо совместно разработать и отстаивать, должны учитывать и борьбу с энергетической бедностью, и искажающее влияние регулируемых цен на газ и субсидирования ВИЭ, и темпы перехода к чистым угольным технологиям, и совместное использование угольных и возобновляемых энергоресурсов.

В-третьих, эффективные технологии добычи, переработки и использования угля.

Разумеется, критически важная проблема. Но если человечество в весьма короткие сроки сумело решить проблему полетов в космос – то неужели при координации международных усилий (в том числе в рамках поддерживаемых бизнесом интернациональных технологических платформ) невозможно обеспечить долгожданный прорыв в угольных технологиях?

В-четвертых, экологическая эффективность угольной отрасли.

Здесь также позиция не столько оборонительная, сколько наступательная – с учетом активного восстановления и содействия развитию природных ландшафтов, полезного использования побочных продуктов и выбросов, и т.д.

Еще раз: мы должны добиваться не защиты преимуществ угольной промышленности, а создания конкурентных условий для реализации этих объективных преимуществ.

Думаю, что в рекомендациях нашего заседания должны найти отражения вышеуказанные предложения.

Благодарю за внимание.

 


 

 

http://ugolmetan.com/2011/08/fotografy-o-shaxterax-i-shaxtax/

 



2015-12-06 1039 Обсуждений (0)
Долгосрочная Программа развития угольной промышленности России до 2030 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Долгосрочная Программа развития угольной промышленности России до 2030 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)