Реформирование угольной отрасли в Российской Федерации
Начало реформированию отрасли положил Указ Президента РФ от 30 декабря 1992 г. “О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий и организаций угольной промышленности”. 01 марта 1993 года Государственная корпорация “Уголь России” была ликвидирована. В апреле 1993 года было создано Государственное предприятие "Российская угольная компания" (ГП “Росуголь”), в функции которого перешло коммерческое управление закрепляемыми в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ. В руководство компании вошли известные ученые и опытные производственники: Малышев Ю.Н., Зайденварг В.Е., Саламатин А.Г., Яновский А.Б., Никишичев Б.Г. и др. На первый план деятельности компании “Росуголь” вышла задача преобразования российской угольной промышленности в рентабельное производство и обеспечение социальной защиты шахтеров. Реструктуризация - это реформирование угольной отрасли, перевод ее на рельсы рыночной экономики. Нужно было одновременно решить несколько сверхсложных задач: закрыть опасные и нерентабельные шахты, переоснастить современной техникой перспективные, начать строительство новых угледобывающих предприятий, не уступающих лучшим мировым образцам. Параллельно необходимо было вывести из кризиса социальную сферу угольных регионов и избежать массовой безработицы среди шахтеров. Следовало также резко сократить в отрасли все непрофильные производства, акционировать и подготовить к работе в рыночных условиях территориальные угледобывающие объединения. Все это требовало очень больших средств, четкой законодательной базы и согласованности действий федеральных, региональных и отраслевых органов. Предстояло решить и серьезную проблему по развитию отечественного угольного машиностроения, так как более 60% всех его мощностей осталось на Украине и в Казахстане. В этот период в процесс подготовительной работы по развертыванию масштабных преобразований в отрасли включился Мировой банк реконструкции и развития (МБРР). Официальной целью его участия была провозглашена помощь российской стороне путем предоставления так называемого "угольного" займа. В ноябре 1993 года МБРР представил российскому правительству свой вариант реформирования отрасли. По существу, это был план ускоренной ликвидации угольной промышленности России. Так, по прогнозам Мирового банка общероссийское потребление угля к 1997 году не должно было превышать 150 млн т, а количество угледобывающих предприятий в стране предлагалось сократить до 40 единиц. Представленная МБРР концепция реформирования отрасли вызвала у многих российских экспертов серьёзные замечания и возражения, особенно в части предлагаемого Мировым банком резкого сокращения инвестиционной и инновационной составляющих в средствах господдержки отрасли. Тем не менее концепция МБРР была активно поддержана так называемым "реформаторским ядром" Минэкономики России. В результате возникших дискуссий и разногласий первый нормативный документ реструктуризации - " Основные направления реструктуризации угольной промышленности России" был утвержден Правительствои РФ (Чубайсом А.Б.) только в 1995 году, после двух лет практической работы по реструктуризации отрасли, проводимой компанией "Росуголь" в соответствии с Указом Президента РФ. Более того, начальные идеи реформирования отрасли, отработанные еще корпорацией "Уголь России", постоянно корректировались под давлением МБРР, который настаивал ускоренно сокращать т.н. "плохие дотации" государства, предназначенные на инвестиции и инновации, и увеличивать долю дотаций на ликвидацию шахт. За период 1993-1997 гг. в результате осуществления мероприятий по реструктуризации отрасли в стране было закрыто 153 угледобывающих предприятия, при этом более 60% закрытых шахт добывали особо ценные коксующиеся и энергетические угли. Количество персонала в отрасли уменьшилось более чем на треть. Массовое закрытие шахт привело к угасанию многих шахтерских городов и поселков. Резко возросла безработица в угольных регионах, до крайних пределов обострилась проблема выплаты заработной платы и регрессных исков. Господдержка отрасли постоянно сокращалась и не выполнялась в полном объеме. В конце 1997 - начале 1998 г. была предпринята первая попытка корректировки проводимых реформ. Указом Президента РФ "О совершенствовании структуры управления угольной промышленностью" было ликвидировано акционерное общество "Росуголь", 100% акций которого находилось в федеральной собственности, а функции управления отраслью сосредоточены в Министерстве топлива и энергетики. Одновременно с этим функции по координации процесса реструктуризации отрасли были переданы из Минэкономики РФ в МинтопэнергоРФ. В этой сваязи в составе Минтопэнерго РФ были созданы два департамента угольного профиля: по реструктуризации угольной промышленности и государственному регулированию угольной промышленности. Были созданы также два государственных учреждения: по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) и координации программ местного развития и решения социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности (Соцуголь). Однако, созданные в отрасли акционерные общества в первый период своей деятельности практически не контролировали рынков сбыта своей продукции. В сферу реализации угля ринулось множество структур, не имевших достаточного профессионализма, а также недобросовестных, часто криминальных посредников и фирм-однодневок, сделки с которыми неизбежно вели к финансовым потерям. Шахтеры протестовали против массового закрытия шахт, требовали погашения образовавшихся долгов. В результате того, что государство практически полностью утратило контроль над процессами, происходящими в угольной отрасли, акции протеста шахтеров приобрели наиболее острые формы - голодовки протеста, "рельсовые войны" были в те годы чуть ли не повседневной реальностью угледобывающих регионов России. В феврале и апреле 1998 года состоялись встречи руководства страны с представителями шахтерских коллективов и руководителями угольных регионов. В июне 1998 г. 180 представителей шахтерских коллективов г. Воркуты начали пикетирование здания Правительства РФ ("Белый дом") в Москве. Позднее к ним присоединились несколько десятков представителей шахтерских коллективов Ростовской, Кемеровской и Тульской областей. Пикетирование "Белого дома" на "Горбатом мосту" в центре Москвы длилось четыре месяца. Руководством государства было решено скорректировать методы реформирования отрасли. "Основные направления реструктуризации угольной промышленности России" были переработаны и в августе 1998 г. утверждены в новой редакции. Был также принят ряд указов и постановлений, направленных на социальную защиту работников, стабилизацию социально-экономической ситуации в шахтерских городах и поселках. Впервые за много лет стали урегулироваться вопросы финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Была восстановлена государственная вертикаль управления отраслью. В структуре Минтопэнерго России с декабря 1998 г. начал работать Комитет по угольной промышленности (Углекомитет). Руководителем Комитета был назначен А.Г. Саламатин. Начиная с 1999 г., впервые за последние 10 лет, стала расти угледобыча, возросли масшабы господдержки угольной отрасли из бюджета, достигнув в 1999 г. 10 млрд. руб. За три года (1999-2001) увеличение объемов добычи угля составило 37 млн т, или 16%. Были скорректированы условия второго "угольного" займа МБРР. Цели займа не изменились по сравнению с первоначальными, однако были сдвинуты сроки исполнения условий (до июля 2000 г.) и усилен контроль за процессом их исполнения. Затем соглашение с МБРР еще раз продлевалось и в итоге оно было полностью выполнено. В июне 2000 г. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации было преобразовано в Министерство энергетики Российской Федерации, а в январе 2001 г.был упразднен Комитет по угольной промышленности при Министерстве энергетики Российской Федерации. Его функции переданы в подразделения Минэнерго России. Проведенная работа по реструктуризации угольной промышленности, являясь составной частью рыночных реформ экономики России, по масштабам, срокам проведения, методологическим подходам, механизмам реализации и полученным результатам не имеет мировых аналогов. В результате реструктуризации отрасли не только в корне изменились экономические основы ее функционирования, но были созданы также объективные предпосылки для наиболее эффективного, сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса страны – базовой основы отечественной экономики и показателей жизненного уровня населения. В ходе реструктуризации и осуществления новой политики в период 1993-2004 гг. было закрыто 202 особо убыточных предприятия, в результате чего были ликвидированы производственные мощности по добыче угля, составившие около 90 млн т, а частичное выбытие мощностей составило 122 млн т. Ввода мощностей в период с 1994 по 1999 год практически не происходило. Рост вводимых мощностей начался с 2000 года. За период 2000-2006 гг. он составил 154 млн т, в том числе 61 млн т был получен за счет нового строительства и реконструкции предприятий. Производственные структуры угольной отрасли в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. Повысилась их экономическая эффективность, заканчивается ликвидация убыточных неперспективных предприятий. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования. В настоящее время угольная промышленность является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Положительное влияние на состояние дел в отрасли оказало формирование полноценных хозяйствующих субъектов на базе крупных вертикально-интегрированных компаний и финансово-промышленных групп, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы для развития предприятий. В этом направлении перспективным является также формирование комплексов горизонтально-ориентированного типа – угольно-энергетических и угольно-металлургических компаний. В 2007 году в России было добыто 314,2 млн т угля, из них 204,3 млн т - открытым способом. Углей для коксования добыто 72, 5 млн т, а энергетических углей - 241, 7 млн т. На внутренний рынок поставлено 190,9 млн т угольной продукции. Формы контроля со стороны государства за деятельностью отрасли в последние годы меняются в соответствии с проводимыми реорганизациями федеральной структуры управления экономикой. Так, 9 марта 2004 года было упразднено Минэнерго России и образовано Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. При этом министерстве было создано Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго). 12 мая 2008 года упразднены Минпромэнерго России и Росэнерго, вновь образовано Министерство энергетики Российской Федерации, в составе которого создан Департамент угольной и торфяной промышленности. Шаг в ХХI век Основу производственного потенциала российской угольной промышленности второго-третьего десятилетия XXI века составят высокопроизводительные комплексно-механизированные угледобывающие предприятия. В результате завершения реструктуризации производственного потенциала отрасли количество шахт должно сократиться до 90-100 предприятий, а разрезов - до 60-65. Их суммарная добыча составит 330-340 млн.т в год Возрастет экологичность угольного производства, безопасность и привлекательность труда шахтеров. Существенно должно повыситься качество угольной продукции. Полностью будут прекращены поставки потребителю необогащенных высокозольных углей. Из угля будут получать новые виды топлива: жидкие и газообразные углеводороды, водоугольные суспензии, бездымные брикеты и другие продукты переработки угля повышенного спроса. Будут созданы экологически чистые угольные технологии на всех стадиях производственного цикла “добыча-переработка-транспорт-использование”. В XXI веке до 80-85% энергетических и значительная часть коксующихся углей будет добываться наиболее эффективным открытым способом с применением технологических схем и оборудования нового технического уровня. На шахтах существенно повысится концентрация горных работ. Широкое применение получат высокопроизводительные технологические схемы, такие как “лава-шахта” и “лава-пласт”. На Ерунаковском месторождении уже строятся шахты нового технического уровня с применением таких схем и новейших механизированных комплексов. Широкое применение в XXI веке будут находить нетрадиционные экологически безопасные способы разработки угольных месторождений - скважинные и другие способы разработки без присутствия человека под землей. Скважинная технология будет достаточно эффективно применяться также при извлечении шахтного метана. Его ресурсы в угольных пластах сопоставимы с ресурсами природного газа. Приоритетным направлением угольной промышленности в XXI веке должно стать повышение качества и других потребительских свойств угольной продукции с помощью новых технологий обогащения угля и его глубокой переработки. Перспективны технологии комплексной переработки для получения бытовых термобрикетов из канско-ачинских бурых углей и каменноугольных шламов и отсевов. Будет реализовано в промышленности и такое новое направление комплексного использования энергетического потенциала угля как энерготехнологические комплексы. Они будут производить не только электроэнергию, но и другую товарную продукцию: экологически чистое бытовое топливо (брикеты), моторные топлива, продукты органического синтеза и т.п. В более отдаленной перспективе получат также развитие технологии производства искусственного жидкого топлива на основе гидрогенизации и мягкого пиролиза для получения жидких углеводородов и экологически чистого твердого топлива. Из угля будут получать и нетопливные продукты, в том числе адсорбенты различного назначения, удобрения, буровые реагенты. Углеотходы будут сжигаться на мини-ТЭЦ с технологией сжигания антрацитовых штыбов в циркулирующем кипящем слое, расположенных непосредственно на площадках шахт, разрезов и обогатительных фабрик. Они позволят снизить выбросы сернистого ангидрида, оксидов азота, ароматических углеводородов и бензопиренов. Совокупность принципиально новых решений по всему технологическому циклу “добыча-использование” угля позволит обеспечить высокую конкурентоспособность и экологическую безопасность российской угольной промышленности уже в ближайшем будущем.
http://konchilik.ru/text/2_2008_078
Подземная газификация угля - <история в лицах> Саптыков И.М., менеджер UGC, Якубов С.И., начальник службы ОАО <Узбекуголь>, канд. техн. наук К сожалению, в 1964 г. было принято решение о прекращении дальнейших работ по строительству новых станций <Подземгаз>, это не было обосновано никакими технико-экономическими факторами, а было лишь ошибочным решением тогдашнего руководства страны. Только после обстоятельного рассмотрения всех аспектов проблемы с участием крупнейших специалистов ошибочное решение было отменено. Сорока шестилетний опыт работы предприятия показал, что метод подземной газификации углей позволяет обеспечить энергетическим газом в промышленных масштабах как крупные предприятия, так и коммунальную сферу.
http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=6429
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1022)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |