Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития ребёнка



2015-12-06 478 Обсуждений (0)
История развития ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция №7

Метол анкетирования и биографический метод в психологии

 

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкетирование- метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям:

 

Классификация вопросов анкеты

По содержанию

О ФАКТАХ СОЗНАНИЯ вопросы выявляют: · мнение родителей; · пожелания; · ожидания; · планы на будущее и т.д. О ФАКТАХ ПОВЕДЕНИЯ вопросы выявляют: · поступки; · действия; · результаты деятельности · т.д.   О ЛИЧНОСТИ   вопросы выявляют: · пол; · возраст; · образование; · профессию

По функциям

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: Сбор информации о содержании исследуемого явления НЕОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
«Читаете ли вы журнал «Вестник КемГУ» · всегда; · иногда; · никогда;   ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ на выявление адресата основного вопроса КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ на проверку искренности ответа
• «Знакомы ли вы с последним номером журнала?» • «Какие из материалов последнего номера журнала вы считаете очень важными?»

По форме

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ (ответ даётся в свободной форме, компетенция отвечающего) ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ (на вопрос даётся полный набор вариантов ответов)
«Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать». МОЖНО ОСНОВНОЙ ВОПРОС сопровождать вопросом о мотивах высказывания: «Почему именно так?» АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ (выбирается один вариант ответа НЕАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ (можно выбрать несколько вари- антов ответов)  
  «Занимаетесь ли вы спортом»: —регулярно; иногда; - никогда «Какие черты вам больше всего нравятся в вашем ребенке»: — организованность; - честность; - оптимизм
ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ (в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя   КОСВЕННЫЕ ВОПРОСЫ (в содержание вопроса включается воображаемая ситуация)  
· «Каков современный мир?» · «Насколько вы удовлетворены работой в городской больнице»: - вполне удовлетворен; - скорее да, чем нет - нет; - не знаю. • «Нравится ли вам профессия клинического психолога»: -да; - нет; -не знаю.   • «Что думают ваши знакомые о современном мире?» • «Предположим, что ваш знакомый занят выбором специальности, посоветовали ли вы ему свою специальность»: -да; -нет; -не знаю. • «Согласны ли Вы с утверждением, что профессия клинического психолога - одна из лучших»: -да; -нет; -не знаю
       

Шкалированные вопросы это вопросы на которые отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Например: «Какие средства для мотивации студентов в обучении вы считаете эффективными?»

 

Мотивационные средства Очень эффект. Дост. эффект. Мало эффект.
1. Поручение ответственных заданий. 2. Требование самостоятельности в выполнении заданий. 3. Советы по выполнению задания. 4. Указание на определенные возможности и способности студента. 5. Знакомство с работами других студентов. 6. Популяризация успехов отдельных студентов. 7. Общественная похвала 8. Собственный пример преподавателя      

 

В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов. Например: «Трудно ли вам заговорить с незнакомым?»

• Да • Нет • Очень трудно • Достаточно трудно • Не очень трудно • Не очень легко • Достаточно легко • Очень легко • Да • Скорее да, чем нет • Скорее нет, чем да • Нет • Не могу сказать

Вопросы могут быть сконструированы в виде поперечных профилей. А. Например: «Как вы относитесь к новациям в современной психологии?»

 

1.Проявляю очень большой интерес 543210 Совсем не проявляю никакого интереса.
2.Очень стараюсь их применить в своей работе 543210 Совсем не применяю.
3.Очень стараюсь предложить новые формы работы 543210 Совсем не предлагаю.

 

Б. «Оцените качества характера вашего товарища».

 

1.Настойчивый 2.Самостоятельный 3.Аккуратный 4.Организованный 5. Трудолюбивый 6.Ответственный 7.Принципиальный 8. Правдивый 9. Спокойный Ненастойчивый Несамостоятельный Небрежный Неорганизованный Ленивый Безответственный Беспринципный Лицемерный Беспокойный

 

Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков.

Иллюстрации могут выполнять психофизиологические функции: снимать утомление, переключать внимание опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса. Например: «Какое выражение лица соответствует вашему ощущению настроения в данный момент?»

 
 

С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой-либо деятельности. Например: «Выберите одно из приведенных ниже суждений, в наибольшей степени отражающих ваше отношение к профессии»:

а) хороша любая работа, если она хорошо организована;

б) хороша лишь та работа, которая оплачивается;

в) главная ценность труда в его общественной полезности;

г) хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей;

д) при несогласии с суждениями выскажите свое.

ОФОРМЛЕНИЕ АНКЕТЫ- это подготовка своего рода сценария для беседы с опрашиваемыми. Если беседа очная -то это ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ. Если беседа заочная - то АНКЕТИРОВАНИЕ

Главным компонентом анкетыявляется не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему замыслу исследования. Анкета должна учитывать уровень обшей культуры и психологию опрашиваемых.

В организации материала анкетыи расположении вопросов необходим также последующий способ обработки полученных данных.

- Точная формулировка конкретной ЦЕЛИ и ЗАДАЧ анкетирования является важным условием ее эффективности.

- На основе ГИПОТЕЗЫ формулируются вопросы анкеты.

Во ВСТУПЛЕНИИизлагаются тема, цель, задачи опроса. Сообщается о конфиденциальности полученной информации. Объясняется техника заполнения анкеты.

Отношение к анкете определяется:

- любознательностью опрашиваемого;

- его знакомством с темой опроса

Чем выше оценивается анкета, тем больше к ней интереса.

В НАЧАЛЕ АНКЕТЫ:вопросы должны быть простые, нейтральные по смыслу. Их цель: сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого.

В СЕРЕДИНЕ АНКЕТЫ:вопросы, требующие анализа, размышления, активности памяти.

В КОНЦЕ АНКЕТЫ:вопросы о паспортных данных опрашиваемого: пол, возраст и т.п. Основные требования к формулировке вопросов анкеты приводятся на схеме 19.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ
ВОПРОСЫ ДОЛЖНЫ ВОПРОСЫ НЕ ДОЛЖНЫ
· отвечать исследовательской задаче; · быть сформулированы ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых; · быть одинаково понимаемы всеми читающими; · быть одинаково сформулированы; · быть тактичными по отношению к личности опрашиваемого; · быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа · иметь двойного толкования; · предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями; · предопределяться социальной ситуацией; · носить отпечаток установки исследования; · носить внушающий характер, в виде подсказок; · быть такими, на которые нет информации у опрашиваемою (недостаточно памяти, мышле- ния); · быть такими, на которые можно получить информацию из других источников: личное дело и т.п.; · быть в большом количестве
При формулировке оценочных вопросов и вариантов ответов необходима сбалансированность положительных и отрицательных суждений.

 

После составления анкета должна быть подвергнута ЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ и ОПРОБОВАНА в предварительных исследованиях:

1. Достаточно ли ясно обоснована техника заполнения анкеты и каждого вопроса?

2. Все ли вопросы составлены стилистически грамотно?

3. Все ли термины понятны опрашиваемым?

4. Не следует ли добавить к некоторым вопросам позиции (другие ответы)?

5. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения?

6. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (неприятные ассоциации, негативные воспоминания и т.п.).

7. Проверить композицию всей анкеты:

а) соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым (разгрузочным) в конце анкеты:

б) нет ли влияния предыдущих вопросов на последующие;

в) нет ли скопления однотипных вопросов;

г) находятся ли особо значимые, целевые вопросы в середине анкеты?

После логического контроля анкета проверяется на практике предварительных исследований.

Примечание. Пробная анкета может быть с преобладанием открытых вопросов.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

-заключается в сборе анализа данных и жизненном пути человека. В биографическом методе можно выделить три аспекта: биолого-биографический, заключающийся в изучении объективных условий жизни, событий среды и поведения человека в этой среде; историю переживаний, эволюцию внутреннего мира человека; историю творчества человека.

С.А. Кулаков предлагает следующий алгоритм биографического метода:

Семейный анамнез

а) Прародительские семьи

Генеалогия семьи матери респондента. Генеалогия семьи отца пациента. Характеристики прародительских семей (состав особенности характеров, взаимоотношения между членами семей, заболевания и т.д.).

б) Родительская семья. Возраст при вступлении в брак, условия, при которых он заключён, наличие предыдущих браков, причины разводов. Наличие в семье других членов семьи (кто в каких отношениях, возраст).

в) Собственная семья. Прародительская и родительская семья супруги респондента. Недавние изменения в составе семьи и окружении; семейные надежды и планы: демографическая информация. Семейное окружение: социальное окружение ( друзья, родственники, соседи, сослуживцы и т.д.); микро-социальные (наличие отдельной квартиры, размер жилья и качество жилья и т.д.), макро-социальные факторы (социальное положение семьи, стабильность общественных институтов и т.д.)

г) Общая характеристика семьи. Состав (полная, неполная), гармоничная, проблемная, асоциальная; стадия её жизненного цикла, семейные истории, мифы, горизонтальные и вертикальные стрессоры.

История развития ребёнка

а) Дородовой период и роды. Возраст, состояние здоровья и вид занятий родителей к моменту беременности, её желательность, ожидание пола ребёнка, радость или разочарование кого-либо из родителей по поводу пола ребёнка, его внешности, характера. Наличие хронических заболеваний родителей, генетической предрасположенности к наследственным заболеваниям с обеих сторон, множественные пороки развития у других членов семьи. Давность и характер предыдущей беременности. Предшествующие беременности, их желательность, исход. Наличие абортов, их мотивы, их влияние на супружеские отношения родителей. Наличие каких-либо зависимостей от психоактивных веществ или аналогов аддиктивного поведения (табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая зависимость, безудержная трата денег). Физическое и психологическое состояние матери в течение беременности. Отношение между родителями в период беременности, с другими родственниками и членами семьи. Роды: срочность, продолжительность, отклонения в процессе родов, вмешательства. Ретроспективная оценка эмоционального состояния матери в этот период. Оценка состояния ребёнка непосредственно после родов. Вес ребёнка при рождении, крик особенности вскармливания.

б) Раннее моторное и психоэмоциональное развитие. Характер «поведения» ребёнка на первом году жизни в целом: спокойным или беспокойным был ребёнок, были ли проблемы с питанием, сном и т.п. в этот период (например, ребёнок плохо засыпал, путал день с ночью). Характер реакции на мокрые пелёнки, тесное пеленание и облегающую одежду. «Страхи» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей, трудности привыкания к твёрдой пищи, болезненная реакция на изменение режима, наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость её отсутствия). Реакция ребёнка на другого человека. Кто ухаживал за ребёнком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия среди ухаживающих). Характер вскармливания, отношение к кормлению ребёнка и матери. Психомоторное развитие ребёнка и реакции матери нак достижения ребёнка. Сроки переворачивания на живот, начала сидения, ползания, хождения.

Сроки и последовательность возникновения эмоциональных реакций (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами), характер манипуляции с игрушками, особенности игровых действий. Изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц. Понимание интонационной стороны речи взрослых, сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела). Заболевания и/или травмы первого года жизни.

в) Оценка развития ребёнка в период от 1-го года до 3-х лет. Место нахождения ребёнка в этот период (в домашних условиях с матерью, с другими родственниками, с бабушкой, с няней или чужими людьми, в Доме ребёнка). В случае, если ребёнка поместили в ясли должны быть отмечены характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу. Значимые изменения в семейном и социальном статусе родителей. Темп, сроки и особенности речевого развития. Особенности эмоционального развития и развитие коммуникативных навыков, особенность игровой деятельности. Протекание начала «кризиса 3-х лет». Наличие и характер страхов. Сон: его особенности в этот период. Особенности познавательных интересов. Сроки формирования самостоятельных навыков опрятности.

г) История развития ребёнка в период от 3 до 5-5,5 лет. Основные разделы этого периода тождественны предыдущим. Выявляются семейные и социальные условия. Длительность, тяжесть и особенности протекания «кризиса трёх лет». Умение общаться со сверстниками, приспособление к требованиям социального окружения.

д) История развития ребёнка от 5,5 до 7 лет. Особенности когнитивного развития. Готовность ребёнка к школе в познавательной, коммуникативной, сферах, «школьная зрелость» Работоспособность (темповые особенности ребёнка). Взаимоотношения с матерью, отцом, со сверстниками; способность к ролевой игре; желание и умение рисовать.

е) Развитие ребёнка в младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет). Характер протекания процесса адаптации к регулярному обучению (трудности адаптации, трудности поведения, непереносимость нагрузок, выполнение домашних заданий) трудности овладения программным материалом по отдельным предметам базового школьного компонента. Реакция родителей на успехи (неуспехи) в школе. Отношения с ровесниками.

-подростковый возраст;

- юношеский возраст и т.д.

Генограмма– метод, позволяющий собрать данные о расширенной семье испытуемого и проанализировать наследственные факторы, влияющие на актуальную ситуацию клиента.

Геносоциограмма -

чертеж генеалогического дерева, дополненный заметными событиями и эмоциональными связями, это так называемое "древо жизни", генеалогия семи- девяти поколений, их основные законы, условные знаки и этапы. Она начинает составляться с человека, который это делает. Например, если я решу составить свою геносоциограмму, то начну ее с себя. Потом я перейду к своим родителям, после – к их родителям, моим дедушкам и бабушкам. И так далее. Все зависит от того, сколько у меня имеется информации. Для сбора информации мы предлагаем использовать следующие вопросы:


2015-12-06 478 Обсуждений (0)
История развития ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития ребёнка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)