ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Для обеспечения контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР) по учебной дисциплине «Маркетинг и ценообразование» Для специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» 2 курс
Всего КСР: Материалы подготовлены 8часов, 4семестр Бейня С.А., преподавателем кафедры маркетинга Из них: (в соответствии с Положением о Практические занятия — 6часов контролируемой самостоятельной работе Лекции --- 2 часа студентов БарГУ, утвержденным 31.08.2012. № 1) )
Барановичи 2012
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Экономические результаты деятельности любого субъекта хозяйствования в условиях рыночной экономики во многом зависят от избранной тактики, политики и стратегии ценообразования. Теория цен и практика их формирования представляют собой по сути сердцевину любого хозяйственного механизма и любого экономического учения. В ценах находят отражение все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества. Цены определяют структуру производства, продаж, оказывают огромное воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Они определяют конкурентоспособность, валовой доход, прибыль, рентабельность, степень финансовой независимости и другие показатели деятельности предприятий. На уровень цен и конкретный размер цены товара (услуги) оказывает влияние большое количество факторов внешнего и внутреннего характера действия. При всей своей кажущейся внешней простоте и доступности для понимания и расчета цена представляет собой сложнейшую экономическую категорию. За время становления и развития товарно-денежных отношений теория цены прошла большой эволюционный путь, однако, и по настоящее время идет дискуссия и нет единой общепринятой трактовки и определения цены. Главным образом это объясняется тем, что в цене сосредоточено множество родственных, но различающихся по смыслу, значению, областям использования и характеру применения экономических понятий. Часто цены определяются факторами, не имеющими количественной определенности и в результате ее размер становится компромиссным решением между продавцом и покупателем товара или услуги. Ценовой механизм состоит из двух частей. С одной стороны — сами цены, их виды и разновидности, структура, величина, динамика изменения, скидки, надбавки, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования, изменения цен, выработки ценовых тактик, политик, стратегий. Теоретические и практические аспекты формирования, управления ценами являются основой подготовки экономистов, менеджеров, маркетологов, товароведов и других специалистов экономического профиля. Цель данного модуля — овладение вопросами методологии и практики реализации ценовой политики в национальном маркетинге, маркетинге предприятия при реализации продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Задачи изучения модуля: – приобретение знаний о содержании ценовой политики в рамках национального маркетинга; – выработка навыков принятия управленческих решений фирмой, предприятием в рамках ценовой политики; – получение знаний об особенностях реализации ценовой политики на различных национальных рынках товаров и услуг; – освоение методологии и практики ценовой политики во внешнеторговом маркетинге; – приобретение знаний об особенностях ценовой политики на отдельных потребительских рынках услуг. – – После изучения материала данной темы студенты должны: · Знать: теоретические основы построения, ценовых политик и стратегий; оптимальное ценообразование в принятии управленческих решений; систему скидок (надбавок) и методы их применения; методику разработки ценовых политик и стратегий; методы формирования цен на новые товары, товары предлагаемые на торгах, товары находящиеся в стадии зрелости, вспомогательные товары и запчасти, услуги, специфику ценообразования при индивидуальных розничных и оптовых продажах; порядок определения размера, времени и источников снижения цен. · Уметь: оценить правильность определения цен, зависимость ценообразования от вида товара, структуры рынка и других факторов, характер и степень конкуренции; ценовую политику организации и стратегии ценообразования. · определять конкретный тип и среду рынка, на котором будет продаваться конкретный товар, различать добросовестную и недобросовестную конкуренцию;
Иметь навыки определения эластичности, нахождения верхней границы цены, цены конкурентов и способы, используемые для этого; выбора целей и задач ценообразования с учетом положения предприятия, фирмы на рынке; чтения прейскурантов, разработки ценовых политик и стратегий и определения экономических последствий принимаемых ценовых решений, управления ценами. Указания: 1. Изучите предложенный материал. 2. Повторите материал, изученный в ходе лекционного занятия. 3. Ответьте на поставленные вопросы. Вопросы для самоконтроля: 1. Цели и принципы ценовой политики в промыщленной среде? 2. Сущность ценовой политики в рыночной экономике, экономике страны и предприятий. 3. В чем сущность механизма ценообразования в рыночной экономике? 4. Перечислите факторы, влияющие на устойчивость рыночного равновесия. 5. Охарактеризуйте факторы, способствующие отклонению цен от стоимости. 6.Структура механизма ценообразования. 7. Развитие системы цен в национальной экономике. 8. Причины повышения и снижения цен в экономике. 9. Как называется время от начала производства товара до его морального старения и выхода с рынка? От чего это зависит? 10. Перечислите стадии «жизненного цикла товара». 11. Ценовые скидки и компенсации. 12. Методика обоснования каталога скидок с учетом объема продаж. Скидки за объем. Сезонные скидки. 13. Модификации цен в экономике. 14. Реакция покупателей на повышение или снижение цен. 15. Ответные действия конкурентов на изменение цен на различных рынках. 16. Информация, необходимая для принятия решений по ценам. 17. Информация о рынке в целом. Информация о конкуренции на рынке. Информация о ценах. Информация о правительственной политике. 18. Сведения о производстве и затратах. Информация о выручке от продажи товаров и прибыли. 19. Оптимальное ценообразование в принятии управленческих решений. 20. Основные подходы и механизмы, направленные на обеспечение эффективности функционирования системы цен. 21. Дайте характеристику ценовой и неценовой конкуренции. 22. Охарактеризуйте понятие «эластичность спроса». 23. Охарактеризуйте воздействие каждого фактора на динамику и особенности ценовой политики, проводимой фирмой. 24. Каково влияние правительственной политики на рынок? 25. В чем заключается воздействие правительственной политики на отдельные фирмы? 26. Внешние и внутренние факторы ценообразования. 27. Можно ли рассчитывать на правительственные заказы, на финансовую поддержку, твердые цены? 28. Затратный и ценностный подходы к ценообразованию. 29. Дайте характеристику рыночных стратегий «ценообразования». Глоссарий
Глоссарий
ТЕМА: №7 «Ценовая политика» Ситуационные задания: ЗАДАНИЕ № 1
1. Дайте характеристику этапов формирования цены: 1) изучение рынка; 2) цели и задачи ценообразования; 3) анализ спроса; 4) оценка затрат; 5) изучение цен конкурентов; 6) выбор метода ценообразования; 7) выбор стратегии ценообразования; 8) учет психологических факторов при установлении окончательной цены; 2. Охарактеризуйте подробно каждый этап в отдельности, его сущность и значение. 3. Объясните правомерность предложенной последовательности действий. 4. Покажите взаимозависимость результатов работы на каждом этапе и ее воздействие на конечный результат. Для решения задач ценовой стратегии необходимо изучить и проанализировать следующую информацию: I. Информация о рынке в целом представлена следующими вопросами: 1) Каковы сегменты рынка, где может быть продан товар (поиск ниши)? 2) Каков объем рынка? 3) Перспективы роста продаж. 4) На какие группы покупателей можно рассчитывать? 5) Особенности требований покупателей. 6) Какое сложилось соотношение между ценой и объемом продаж (эластичность спроса)? II. Информация о производственных затратах. Необходимо оценить внутренние возможности производства и сопоставить их с условиями, которые диктует рынок: 1) Возможные объемы производства и складские запасы. 2) Уровень затрат при имеющемся уровне производства. 3) Затраты, имеющие наиболее важное значение для ценообразования. 4) Влияние на затраты, оказываемое изменением объема производства. 5) Насколько имеющаяся информация о затратах соответствует задачам ценообразования. III. Информация о конкурентах на рынке: 1) Какие конкурирующие товары продаются? 2) Каковы возможности изменения цен? 3) Изменяется ли доля рынка отдельных товаров? 4) Объем доли рынка конкурентов. 5) Финансовое положение конкурентов. 6) Каковы предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка? IV. Информация о ценах. 1) Каковы цены конкурентных товаров? 2) Имеется ли товар, занимающий лидирующее место по цене? 3) Каковы возможности использования ценовых инструментов для стимулирования сбыта и увеличения объема продаж (скидки в кредит, премиальные цены)? V. Информация о выручке от продаж товаров и прибыли. Дать ответ на вопрос о конечной цели предпринимательства и целесообразности выхода на рынок: 1) Соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами. 2) Воздействие объема производства на выручку от продажи и прибыль. 3) Влияние на выручку от продажи, оказываемое мерами по стимулированию сбыта (реклама, скидки, кредит). 4) Рентабельность данного товара. Отличается ли она от аналогичного показателя у конкурентов?
ЗАДАНИЕ № 2 1. Рассмотреть стадии жизненного цикла товара и определить их отличительные особенности исходя из следующих видов параметров: - объем производства (предложение); - новизна и эффективность; - уровень спроса; - затраты на производство; - прибыль. Проанализировать виды цен по стадиям жизненного цикла товара. 2. Как изменяются стратегии фирмы на различных этапах жизненного цикла товара?
1. Цены, которые формируются по жизненному циклу товара, классифицируются в две группы: - Цены, которые формируются на первой стадии, в зависимости от целей ценообразования. - Цены на последующих стадиях, позволяющие выиграть в борьбе с конкурирующими товарами. Даны следующие виды цен: 1) Цена «снятия сливок»; 2) Цена внедрения на рынок; 3) Эластичная (гибкая); 4) Преимущественная; 5) «Психологическая цена»; 6) Цена на изделие, уже снятое с производства. 7) Договорная цена. 8) Скользящая (падающая) в зависимости от соотношения спроса и предложения; 9) Цена следования за лидером; 10) Долговременная цена; 11) Престижная цена; 12) Цена потребительского сегмента рынка; 13) Цена возмещения издержек производства; 14) Цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм. К какой из групп относятся вышеперечисленные виды цен? Распределить их по группам. 1. Цены на новые товары (на 1-й стадии)………………………………………. ……………………………………………………………………………………….………..………..….………………………………………………………………………………………….…………… 2. Цены на товары сформировавшегося рынка (на последующих стадиях)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Задание 3. Определение политики цен компании. Например: Политические факторы — о правительственной политике. Здесь необходимо отметить:
Задание 4. Назовите цели выбранной ценовой стратегии в зависимости от поставленных задач ценовой политики фирмы: 1) Задачи: 2) Цели: — завоевание рынка — — обеспечение выживаемости — — — максимизация прибыли — — завоевание лидерства на рынке по доле удовлетворения спроса — — завоевание лидерства на рынке по параметрам товара —
ТЕМА:№10 «Цена, ценообразование, ценовая политика» Цель:научиться ориентироваться в различных концепциях формирования цен в экономике, рассчитывать ценовую эластичность спроса. Задача 1. Задача а) В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 10 до 12% при емкости рынка 175 млн штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 98 руб., а емкость рынка не изменяется. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составляют 182 млн руб. Задача б) В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 14 до 18% при емкости рынка 52 млн шт. продукта. Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 1400 руб., а емкость рынка не изменяется. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составляют 65 млн руб. Цель:научиться различать стоимость и цену, полезность и затраты, общественно-необходимые затраты труда и издержки; Задача 2. Задача а) Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегментарынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 54 млн шт. при емкости рынка в этом сегменте 1980 млн шт. Предполагается, что в следующем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 3%, доля фирмы — на 5%. Во втором сегменте доля фирмы составляет 4%, объем продаж — 75 млн шт. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 11%, при этом доля фирмы в этом сегменте вырастет до 8%. В третьем сегменте емкость рынка составляет 45 млн шт., доля фирмы — 0,12. Изменений емкости рынка не предвидится, объем продаж фирмы сократится на 1 млн шт. Определить объем продаж фирмы в настоящем году при вышеуказанных условиях. Задача б) Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 8 млн шт. при емкости рынка в этом сегменте 24 млн шт. Предполагается, что в настоящем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 2%, доля фирмы — на 5%. Во втором сегменте доля фирмы составляет 6%, объем продаж — 5 млн шт. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 14% при сохранении доли фирмы в этом сегменте. В третьем сегменте емкость рынка составляет 45 млн шт., доля фирмы — 0,18. Изменений не предвидится. Определить объем продаж фирмы в настоящем году при вышеуказанных условиях. Цель: научиться определять поэлементный состав цен, характеристику отдельных элементов цены, Задача 3. Задача а) Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 4 680 000 тыс. ден. ед.; * ожидаемая рентабельность: 5%; * переменные издержки на 1 шт.: 978 ден. ед.; * постоянные издержки: 1 560 тыс. ден. ед.; * » прогнозы продаж: пессимистический — 78 тыс. шт., оптимистический — 156 тыс. шт. На основе представленных исходных данных рассчитать цены: а) предельную; б) безубыточности; в) целевую. Определить результаты деятельности предприятия при каждом варианте цены. Задача б) На основе представленных данных рассчитать цены: а) предельную, б) безубыточности, в) целевую. Определить результаты деятельности предприятия при каждом варианте цены. Исходные данные: Инвестированный капитал: 240 000 ден. ед.; Ожидаемая рентабельность: 10%; Переменные издержки на одну шт.: 1 050 ден. ед.; Постоянные издержки: 90 тыс. ден. ед.; Прогнозы продаж: пессимистический — 90 тыс. шт., оптимистический — 150 тыс. шт. Цель:определение и формирование цен по стадиям товародвижения; Задача 4. Задача а) Торговая фирма закупает товар по цене 195 ден. ед. за единицу и продает в количестве 1700 ед. этого товара еженедельно по цене 235 ден. ед. Маркетинговый отдел по результатам исследования рынка рекомендует понизить на одну неделю цену на 5%. Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне? Задача б) Торговая фирма закупает товар по цене 170 ден. ед. за единицу и продает в количестве 200 шт. этого товара еженедельно по цене 250 ден. ед. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цену на 10%. Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне. Задача 5. Задача а) Выбрать приемлемый вариант конкурсной цены на основе представленных в табл. 3. данных о возможностях предприятия и вероятностной оценке ситуации. Таблица 3. Вероятностная оценка ситуации для расчета конкурсной цены
Задача б) Выбрать приемлемый вариант конкурсной цены на основе представленных в табл. 4. данных о возможностях предприятия и вероятностной оценке ситуации.
Таблица 4. Вероятностная оценка ситуации для расчета конкурсной цены
ТЕМА:№13 «Ценообразование в экономике предприятия» Указание.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |