Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ показателей рентабельности. Экономический эффект деятельности организации вы­ражается абсолютным показателем



2015-12-06 1104 Обсуждений (0)
Анализ показателей рентабельности. Экономический эффект деятельности организации вы­ражается абсолютным показателем 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экономический эффект деятельности организации вы­ражается абсолютным показателем прибыли. Экономическая эффективность работы организации характеризуется относи­тельными показателями - системой показателей рентабель­ности или прибыльности (доходности) организации.

Показатели рентабельности измеряют прибыльность ор­ганизации с различных позиций и группируется в соответс­твии с интересами участников экономического процесса, ры­ночного обмена. Так как показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации, они являются обязательными элемента­ми сравнительного анализа и оценки финансового положения организации. Именно относительные показатели рентабель­ности характеризуют результативность деятельности органи­зации за ряд лет.

Различают три группы показателей рентабельности:

а) общих (совокупных) активов (авансированного, сово­купного капитала) и их отдельных элементов;

б) продукции;

в) показателей рентабельности, рассчитываемые на базе чистого притока денежных средств.

Эффективность использования активов (имущества) орга­низации - один из важнейших критериев для решения вопро­сов о целесообразности вложения средств в данную организа­цию.

Одним из наиболее правильных, признанных и широко применяемых показателей мер эффективности имущества ор­ганизации является рентабельность активов. Этот показатель называют также нормой прибыли.

Уровень и динамика рентабельности общих активов яв­ляется главным объектом внимания менеджеров организации, поскольку этот показатель аккумулирует в себе структуру и движение всех видов ее производственных и финансовых ресурсов, издержек производства и отражения размера, струк­туры и соответствия рыночному спросу выпускаемой про­дукции или оказываемых услуг. Показатель рентабельности общих активов отражает достигнутый в организации баланс экономических интересов внутренних и внешних участников бизнеса.

Уровень рентабельности общих активов можно опреде­лить двумя способами:

1) отношением прибыли до налогообложения к среднего­довой стоимости общих активов;

2) отношением чистой прибыли к среднегодовой стои­мости общих активов.

Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова считают, что первый пока­затель является основным, а второй - дополнительным. «Ис­пользование для расчета рентабельности активов чистой при­были, - пишут они, - представляется неадекватным, так как активы должны генерировать прибыль, достаточную не только для решения внутренних задач, но и для выполнения обяза­тельств организации перед государством» (43,с335). Как бы не исчисляли этот показатель, его целесообразно сравнивать с альтернативными путями использования капитала, напри­мер, прибылью, полученной организацией, подверженными той же степени риска.

Показатели рентабельности общих активов используются аналитиками, как:

· показатель эффективности управления;

· измеритель способности организации получать доста­точную прибыль для инвестирования;

· метод прогнозирования прибыли;

· инструмент для принятия решения и контроля.

Как показатель эффективности управления, уровень рен­табельности авансированного капитала является индикатором его качества. Как измеритель способности организации зараба­тывать достаточную прибыль для инвестирования в сочетании

с характеристикой эффективности управления, уровень рента­бельности авансируемого (общего, совокупного) капитала яв­ляется надежным показателем долговременного финансового здоровья организации. В этой связи он представляет большой интерес для инвесторов и заимодавцев долгосрочных займов.

Важность использования этого показателя для прогнози­рования прибыли заключается в том, что он позволяет связать прибыль, которую организация предполагает получить, с ак­тивами (совокупным капиталом). Это повышает реальность прогнозирования.

Уровень рентабельности активов (совокупного капитала) играет важную роль в принятии инвестиционных решений в организации, а также в финансовом планировании, координа­ции, оценке и контроле хозяйственной деятельности и ее ре­зультатов. Хорошо управляемая организация осуществляет строгий контроль за формированием прибыли по каждому ее центру и соответственно поощряет руководителей подразде­ления на основе этих результатов. При оценке необходимости вложения новых средств в активы или проекты рассчитывает­ся ожидаемая прибыль от них, и эти расчеты являются осно­вой для принятия решений.

Уровень рентабельности общих активов рассчитаем по следующей формуле:

По данным анализируемого акционерного общества уро­вень рентабельности общих активов организации характери­зуется данными, приведенными в таблице 25.

 

25. Уровень рентабельности общих активов АО «Актюбинский завод хромовых соединений» за 20ХХ-20Х1гг., в %

№ п/п Показатель 20ХХг. 20Х1 г. Отклонение (+,-)
А Б
1. Чистая прибыль (убы­ток), тыс. тенге (161 082) 526 964 +688 046
2. Среднегодовая стои­мость общих активов, тыс. тенге 4 774 832 5 540 631 +765 799
3. Уровень рентабельнос­ти общих активов, % -3,37 9,51 +12,88

 

Уровень рентабельности общих активов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12,88 пункта и составил 9,51%. Однако недостаточно знать уровень этого показателя. Гораздо важнее проанализировать, за счет каких факторов он сложился и надежны ли факторы, чтобы сохранить и повысить уровень рентабельности активов.

В аналитической литературе встречаются две точки зре­ния относительно факторов, влияющих на изменение уровня этого показателя, и расчетов их влияния. Традиционной точ­кой зрения является подразделение факторов на количествен­ные и качественные. К количественному фактору при этом от­носят среднегодовую стоимость общих активов организации, рассчитанную по их сумме на начало и конец года и деленную на два, к качественному - чистую прибыль организации.

Для определения влияния этих двух факторов на получен­ные отклонения (+12,88) в анализируемом показателе сделаем расчет дополнительного уровня рентабельности активов на основе прибыли (убытка) предыдущего года и общих средне­годовых активов отчетного года (-161 082:5 540 631), что со­ставляет в нашем примере -2,91%. Вычитая из него уровень рентабельности за предыдущий год, получим размер влияния среднегодовой стоимости общих активов. Влияние этого фак­тора на исследуемый показатель составило 0,46 пункта [-2,91- (-3,37)]. Увеличение прибыли на 688 046 тыс. тенге привело к повышению изучаемого показателя на 12,42 пункта [+9,51- (-2,91)]. Совокупное же влияние этих двух факторов дает нам общее положительное отклонение уровня рентабельности об­щих активов по сравнению с его значением за предыдущий год (0,46+12,42=+12,88).

Однако следует отметить, что измерение влияния факто­ров по этой методике, на наш взгляд, несколько некорректно, так как оно не отвечает экономическому содержанию пока­зателя, хотя математическая формула его расчета верна и не вызывает никаких сомнений. Ведь уровень рентабельности общих активов по чистой прибыли показывает, сколько денеж­ных единиц чистой прибыли получено организацией с едини­цы стоимости активов независимо от источников привлечения средств. Отсюда следует, что чем ^больше будет расширяться организация, тем быстрее будет возрастать ее экономический потенциал, величина которого находится в знаменателе дро­би, тем ниже будет рентабельность общих активов. Наоборот, уровень рентабельности общих активов должен зависеть от эффективности их использования. Исходя из этих соображе­ний считаем, что вторая точка зрения более научно обосно­ванна и правильна. И не случайно в аналитической литературе последних лет она распространена шире. Как известно, важ­нейшую роль в формировании чистой прибыли играет доход от реализации продукции и оказания услуг, который является одним из основных показателей, на основе которого опреде­ляются показатели деловой активности организации. Поэтому специалисты, придерживающиеся второй точки зрения, отме­чают что изменение уровня рентабельности общих активов происходит под влиянием следующих факторов, являющихся факторами первого порядка:

1) уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг;

2) оборачиваемости общих активов.

Взаимосвязь между этими показателями может быть пред­ставлена в следующем виде:

Уровень рентабельности общих активов = уровень рен­табельности реализованной продукции и оказанных услуг Ч оборачиваемость активов.

Действительно:

Иными словами, чистая прибыль организации, получен­ная с каждого тенге средств, вложенных в активы, зависит от рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг и от того, какова скорость оборачиваемости активов организации.

Формула указывает на пути повышения уровня рента­бельности общих активов: при низком уровне рентабельнос­ти реализованной продукции и оказанных услуг необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости общих активов и их элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность организации может быть компенсирована только снижением затрат на производс­тво продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышени­ем уровня рентабельности реализованной продукции и ока­занных услуг.

Для анализа названных факторов изменения уровня рен­табельности общих активов составим следующую аналити­ческую таблицу 26.

 

26. Влияние изменения уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг и оборачиваемости общих активов на отклонение в уровне рентабельности общих активов АО «Актюбинский завод хромовых соединений» за 20ХХ-20Х1 гг.

№ п/п Показатель 2006 г. 2007 г. Откло­нении от преды­дущего года (+,-) В гом числе за счет изменения
Уровня рентабельности реали­зованной продук­ции Обора­чивае­мости акти­вов
А Б
1. Итоговая прибыль (убыток), тыс. тенге (161 082) 526 964 +688 046 X X
2. Доход от реализации продукции и оказан­ных услуг, тыс. тенге 8 554 333 10 800 172 +2 255 839 X X
3. Среднегодовая стои­мость общих акти­вов, тыс. тенге 4 774 832 5 540 631 +765 799 X X
4. Уровень рентабель­ности общих активов (стр.1: стр3*100), % -3,37 9,51 + 12,88 +13,18 -0,30
5. Уровень рентабель­ности реализованной продукции и оказан­ных услуг (стр. 1: стр.2 Ч 100), % -1,88 4,88 +6,76 X X
6. Коэффициент обора­чиваемости общих активов (стр.2:стр.З) 1,79 1,95 +0,16 X X

 

Факторы первого порядка рассчитываются приемом цеп­ных постановок. Условным показателем будет уровень рен­табельности общих активов при уровне рентабельности реа­лизованной продукции и оказанных услуг предыдущего года и фактическом коэффициенте общих активов отчетного года.

Ру = -1,88 Ч 1,95=-3,67%.

Используя этот показатель и показатель уровня рентабель­ности общих активов за предыдущий и отчетный годы, приве­денные в таблице 26, рассчитаем степень влияния факторов первого порядка. В нашем примере она характеризуется сле­дующими данными:

1) изменение уровня рентабельности реализованной про­дукции и оказанных услуг:

[9,51 -(-3,67)]=9,51 +3,67=+13,18;

2) изменение коэффициента оборачиваемости общих ак­тивов:

[-3,67-(3,37)]=-3,67+3,37=-0,30.

Совокупное влияние двух факторов дает нам общее от­клонение: +12,88=13,18-0,30.

Следовательно, на рост уровня рентабельности общих активов положительное влияние оказало повышение уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг, а второй фактор несмотря на незначительное повышение ко­эффициента оборачиваемости, снизил анализируемый показа­тель на 0,30 пунктов.

Таким образом, уровень рентабельности общих активов показывает, насколько эффективно и рентабельно организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность.

На практике широко применяется такой показатель, как рентабельность краткосрочных активов. Он показывает сколь­ко чистой прибыли получает организация с одного тенге, вло­женного в краткосрочные активы:

,

где Пч - чистая прибыль;

Ка - средняя величина краткосрочных активов.

Важным относительным показателем прибыльности яв­ляется уровень рентабельности основных средств, исчисляе­мый как отношение чистой прибыли к средней годовой сто­имости основных средств. Влияние указанных факторов на уровень рентабельности краткосрочных активов и основных средств можно определить путем использования приема цеп­ных подстановок.

На практике применяется и такой показатель как рента­бельность финансовых инвестиций, определяемый отноше­нием доходов, полученных по ценным бумагам и от долевого участия совместных предприятий к средней стоимости финан­совых инвестиций:

Уровень рентабельности финансовых инвестиций показы­вает, насколько эффективно организация ведет инвестицион­ную деятельность.

В странах с развитой рыночной экономикой наряду с этим пользователем используется и другой показатель, который от­ражает эффективность использования средств, инвестирован­ных в организацию, и выражает оценку «мастерства» управле­ния инвестициями. Он исчисляется по формуле:

 

где Рu - рентабельность инвестиций;

Пч - чистая прибыль;

Кc- средняя величина капитала;

До- средняя величина долгосрочных обязательств.

В условиях рынка важным показателем является рента­бельность основной деятельности, определяемая по фор­муле:

где Род - рентабельность основной деятельности;

SN- производственная себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг;

Рп- расходы периода ( расходы на реализацию продукции и оказание услуг + административные расходы). Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности организации, но и про­цессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отде­льным ее видам.

Рентабельность единицы продукции определяется от­ношением разности между продажной ценой и полной себес­тоимостью изделия к полной себестоимости единицы изделия по формуле:

где Рои- рентабельность отдельных изделий;

Р - цена единицы изделия;

S - полная себестоимость единицы изделия.

Рентабельность единицы изделия позволяет установить влияние производства и сбыта отдельных изделий на общую рентабельность в условиях сложившейся структуры реализованное продукции, а также оценить рациональность самой структуры реализации. Этот показатель является коммерчес­кой тайной и используется при проведении управленческого анализа.

И, наконец, применяется еще один показатель рентабель­ности основной деятельности - рентабельность реализо­ванной продукции и оказанных услуг, которая показывает размер чистой прибыли на 1 тенге реализованной продукции и оказанных услуг. Он определяется по формуле:

,

где PN - рентабельность реализованной продукции;

Пч- чистая прибыль;

ДN - доход от реализации продукции и оказанных услуг. Рентабельность продукции в целом всех изделий и отде­льных ее видов является важнейшим показателем сравнитель­ного анализа прибыльности (убыточности) производства тех или иных видов продукции, особенно на предприятиях, выра­батывающих широкий их ассортимент.

Модифицированным показателем рентабельности продук­ции является рентабельность объема продаж, определяемая по формуле:

где РоN - рентабельность объема продаж;

Пв валовая прибыль;

ДN - доход от реализации продукции и оказания услуг.

Этот показатель нами подробно рассмотрен выше. Третья группа показателей рентабельности- рассчитывает­ся на базе притока денежных средств.

Например,

Эти показатели дают представление о возможности орга­низации выполнять обязательства перед кредиторами, заем­щиками и акционерами наличными денежными средствами. Рентабельность, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыноч­ной экономикой. Она предпочтительна, потому что операции с денежными потоками являются существенными признаками интенсивного типа производства, признаком «здоровья» эко­номики и финансового положения организации.

Таким образом, нами рассмотрены основные показатели рентабельности организации и проанализированы факторы, влияющие на изменение их уровня. Наряду с другими показа­телями, которые исследованы в опубликованных нами учебных пособиях (36;37;38), они характеризуют эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, его дело­вую и рыночную активность. Все эти показатели характеризу­ют вполне определенные аспекты деятельности организации, в то же время они взаимосвязаны, что отражает объективные связи между различными сторонами производственно-фи­нансовых и управленческих процессов. Сбалансированность, а значит, и обоснованность управленческих решений во мно­гом зависит от степени и метода учета таких взаимосвязей. Конструирование и использование моделей, отражающих эти взаимосвязи, существенно повышает уровень менеджмента в отдельных сферах производственно-финансовой деятель­ности и в организации в целом.



2015-12-06 1104 Обсуждений (0)
Анализ показателей рентабельности. Экономический эффект деятельности организации вы­ражается абсолютным показателем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ показателей рентабельности. Экономический эффект деятельности организации вы­ражается абсолютным показателем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)