Формы научного знания
Существуют формы знания, которые используются только в научном познании. Такими формами являются научный факт, научная проблема, идея, научная гипотеза и научная теория. Исходная форма, в которой существует научное знание - это научный факт. Значение факта в научном познании так велико, что его называют «хлебом науки», «воздухом ученого». Фактом называют в широком смысле всякое реальное явление или событие, а в науке – определенное эмпирическое знание об объекте, а точнее данное наблюдение, интерпретированное с точки зрения какой-либо теории (см. тезис о теоретической нагруженности фактов). В процессе эмпирического познания ученый имеет дело с множеством данных, но не все из них становятся элементами научного знания, т.е. фактами. Факты имеют некоторое усредненное значение. Научный факт – это знание о каком-либо явлении, достоверность которого доказана. Значение факта в научном познании таково, что факт – это: 1) исходный пункт научного исследования, так как именно с констатации факта начинается постановка научной проблемы; 2) факт – это цель научного познания, так как научная теория должна объяснять факты; 3) факт является средством доказательства гипотезы (или ее опровержения). Аномальный факт – факт, экспериментально зафиксированный, но не объясненный с точки зрения известных законов. Когда возникает аномальный факт, возникает проблема. Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, это знание о своем незнании. Иначе говоря, это вопрос или комплекс вопросов, возникших в ходе познания и требующих ответа. Проблема представляет переход от старого знания к новому. Проблема – форма научного знания, сигнализирующая о том, что в науке появилось знание, не адаптированное в рамках теории. В ней выражена недостаточность старого знания, невозможность объяснить на основе имеющихся знаний новое. При этом создается проблемная ситуация. В решении научной проблемы выделяют два этапа: 1) постановка проблемы; 2) решение проблемы. Научная идея – общее предположение о том, как решить проблему, в самой общей форме, схваченная закономерность. Систематизированная идея – гипотеза. Гипотеза возникает, когда известных фактов недостаточно для объяснения явлений, или когда факты сложны, и гипотеза – первый шаг к их разъяснению, или когда причины явления не доступны опыту. Гипотеза – это форма знания, содержащая научно обоснованное предположение, получившее частичное эмпирическое подтверждение, и в общем смысле согласующееся с существующим в науке знанием. Гипотеза может являться этапом на пути к теории (тогда знание нуждается в развернутом доказательстве, проверке, обосновании). Одни гипотезы, будучи доказанными, становятся теорией, другие видоизменяются, уточняются, а третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения. Проверка гипотезы осуществляется в основном через практику. Этапы формирования гипотезы: 1. Открытие неизвестного ранее явления и невозможность его объяснить имеющимися способами и средствами. Как следствие, возникает догадка – не вполне обоснованное эмпирически и теоретически знание. 2. Эмпирические гипотезы - подтверждаемые догадки. На этой стадии идет всестороннее изучение и накопление теоретического и фактического материала. 3. Теоретически правдоподобная гипотеза. 4. Теория – теоретически обоснованная гипотеза. Здесь осуществляется выяснение следствий и проверка гипотезы. Требования к гипотезам: - Принципиальная эмпирическая проверяемость. - Теоретическая обоснованность, непротиворечивость. - Гипотеза должна быть информативной. - Обладать предсказательной силой. - Гипотеза должна быть простой. Виды гипотез: описательные, объяснительные. Теория – развитая научная гипотеза. Теория - наиболее развитая форма научного знания, это система научного знания, содержащая как элементы гипотезы, законы, понятия. Она описывает и объясняет целый фрагмент, область действительности. Теория имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. Во всякой развитой теории можно выделять: 1) эмпирические предпосылки теории: факты и результаты простейшей логико-математической обработки; 2) исходный теоретический базис: главные допущения, идеализации, постулаты, аксиомы, фундаментальные законы, принципы; 3) логический аппарат теории: правила определения производных понятий с помощью основных, логические правила вывода или доказательства; 4) все потенциально возможные следствия, выводы теории; 5) философско-методологические установки и ценностные факторы. В теориях различного типа эти составные элементы представлены не одинаково отчетливо. В математизированных теориях правила определения понятий и правила вывода предполагаются ясными и известными. Две точки зрения на сущность теорий: 1) Теория отражает действительность. Но теория – идеализированное отражение действительности, т.е. понятия, которые используются теорией – это абстрактные понятия, которые не непосредственно, а идеализированно отражают действительность. Понятия и утверждения теории в строгом смысле слова описывают не свойства и отношения реальных явлений, а особенности поведения концептуальной модели (например, инерционная система). Взаимосвязь между основными объектами выражается с помощью фундаментальных законов и принципов теории. Например, классическая механика в качестве основных понятий имеет: пространство, время, масса, сила, скорость, ускорение. Основные законы механики выражают их связи. Более точное определение: Теория – концептуальная система, которая отражает определенные закономерности функционирования и развития реальных систем с помощью идеализированных моделей. В этом смысле она, конечно, огрубляет, схематизирует действительность, но именно это позволяет исследовать выделенную закономерность глубже, детальнее. 2) Теория служит для упорядочения и систематизации данных наблюдения. С развитием науки в нее стали вводить все более абстрактные понятия, они стали все менее и менее связываться с непосредственным опытом. Отсюда реакция – теория представляет собой интеллектуальное средство, инструмент работы с опытными данными. Например, А. Оссиандр в предисловии к книге Коперника писал, что это не истина, а удобное математическое средство для астрономических вычислений. Галилей же настаивал на том, что это истинное представление о мире. Функции теории: · систематизация научного знания; · углубление и уточнение научных фактов; · обоснование и предсказание явлений; · повышение надежности научного знания; · получение объективной истины; или: · информативная – при построении теории возможно получение дополнительной информации, эффективность которой определяется предсказаниями; •синтетическая – объединение отдельных достоверных знаний в единую систему; •объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик; • предсказательная – функция предвидения; •методологическая – разработка на базе теории многообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности. Типы теорий: · Эмпирические теории – содержательные теории опытных наук (вирусология). · Гипотетико-дедуктивные (теория видообразования Дарвина). · Аксиоматические теории (геометрия, теоремы). · Формализованные теории логики и математики (неклассическая геометрия).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (825)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |