Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
ФГОС НОО нацелен не на знаниевый компонент, а на развитие личности школьника. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы в нём происходило общее развитие ученика, развитие всех сторон его личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной), духовно-нравственной сферы и при этом должно сохраняться его психическое и физическое здоровье. Сегодня не достаточно иметь базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счёт), общее представление о картине мира, быть готовыми к выбору профессии. Сегодня необходимо уметь работать с большими объектами информации, иметь коммуникативные навыки, быть креативными, быть способными к переобучению. Развитие УУД учащихся это обязательное требование к деятельности педагога и один из критериев её оценки.
УУД – это
• в широком значении - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию;
• в более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.
Функции УУД: создание условий для саморазвития и самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию. УУД обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать способы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. способность к регуляции учебной деятельности.
Основные виды УУД
Виды УУД
Содержание
Виды заданий
Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Пример:
Бретская крепость является символом непоколебимой стойкости нашего народа. В годы ВОВ солдаты ценой собственной жизни защищали её от захватчиков. Сооружение крепости началось в 1833 г, а закончилось в 1914 г. Сколько лет строилась крепость?
самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);
смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);
нравственно- эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); например, учитель предлагает задание: вычислить значение выражения
17-5•3 =36 или 2.Почему мы получили разные ответы? (зависит от порядка выполнения действий. Этому нужно научиться). Дети сами ставят учебную задачу.
планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); пример, задания с использованием последовательности, заложенной в образце.
Задание базового уровня: запишите следующее число последовательности 27,36,45,54, …
Задание повышенного уровня: Ваня выкладывает из кругов фигуру
Если он продолжит выкладывать круги в той же последовательности, то сколько кругов он положит в 5-ом ряду? В 10-ом?
прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик);
контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)
§ преднамеренные ошибки;
§ поиск информации в предложенных источниках;
§ взаимоконтроль;
§ «ищу ошибки» ;
§ контрольный опрос на определённую проблему;
§ решение текстовых задач:
1. первичный анализ задачи (целеполагание - определение цели предстоящей деятельности)
2,3.поиск плана решения и выполнение плана (планирование, прогнозирование, коррекция, волевая саморегуляция)
4.проверка (контроль, оценка, коррекция)
§ решение задач разными способами, пример, Аргинская И.И. 4 кл.1 ч. С.62 №122: «найти площадь фигуры». Какими способами это можно сделать? Какой способ самый распространённый?
Познавательные УУД
общеучебные
-формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-знаково-символические (методика «Кодирование» для каждого рисунка найти подходящий чертёж, составить задачу и решить её);
-структурирование знаний (прочитать текст, представить содержащуюся в нем информацию в табличной форме «Звери-великаны»);
-речевое развитие;
-смысловое чтение текста в различных жанрах, извлечение информации в соответствии с целью чтения (поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил всю таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2. 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, тоя могу это сделать легко заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28•3=28+28+28=83. А ты знаешь математику также хорошо, как и я?»);
-рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
-моделирование
логические
-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов (какое число лишнее 12,8,20,17,22,32,42);
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей (определение последовательности событий);
-построение логической цепи рассуждений (составить задачу по предложенной схеме);
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование (Учитель предлагает сравнить выражения
3+2 и 3-2
6+4 и 6-4
Какой вывод могут сделать дети? (сумма б их разности). Всегда ли это выполняется? (8+0 и 8-0). Вывод: выдвигается гипотеза: сумма двух натуральных чисел б их разности);
действия постановки и решения проблем
-формирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (При изучении темы «Длина» можно предложить ребятам измерит длину класса в шагах. Вызывается 2-3 человека. У одного получилось 20 шагов, у другого 17. Изменилась ли длинна класса? Почему получились разные показатели? Таким образом дети выясняют, что для измерения и сравнения длины нужна одна мерка).
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
§ «на что похоже?»;
§ поиск лишнего;
§ «лабиринты»;
§ упорядочивание
§ «цепочки»;
§ хитроумные решения;
§ составление схем-опор;
§ работа с разного вида таблицами;
§ составление и распознавание диаграмм
(Аргинская И.И. 4кл. 1 ч. с.35 )
§ работа со словарём и справочной литературой
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
планирование
(определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
§ составь задание партнѐру;
§ отзыв на работу товарища;
§ групповая работа по составлению кроссворда;
§ «отгадай, о ком говорим»;
§ диалоговое слушание;
§ «подготовь рассказ…», «опиши устно…»
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Воспитание личности
(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса)
«Я сам».
Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!»
Регулятивные универсальные учебные действия.
самоорганизация
«Я могу»
«Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»
Познавательные универсальные учебные действия.
исследовательская культура
«Я учусь».
«Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему»
Коммуникативные универсальные учебные действия
культуры общения
«Мы вместе»
«Всегда на связи» «Я и Мы».
Примеры заданий УУД
Формирование личностных УУД
Задание №1Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат * грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?
Задание №2Помоги Маше отыскать котенка. . Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж , ниже , чем третий, на выше, чем первый. Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.
– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.
Маша:– Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем … Что же означают эти странные слова?
Задание №3Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?
– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирующее УУД
№1Как вы считаете как должны относится друг к другу брат и сестра?
Ответы детей
Формирование нравственно-этической ориентации
№2 Как можно успокоить Машу? Какие слова ей сказать?
Формирование нравственно-этической ориентации
№3Скажите, пожалуйста, а за чем нам нужно уметь определять когда предмет выше , а когда ниже?
-Как вы думаете люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?
Формирование смыслообразования
Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.