Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



2015-12-06 781 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

 

1.1.Определение информационных технологий. Основой управления любым объектом народного хозяйства служит информация о его деятельности. Являясь предметом труда в управленческой деятельности и одним из видов ресурсов наряду с материальными, трудовыми, финансовыми, она имеет свои особенности: смысловую ценность, определенные формы представления и потребления, сроки действия и т.п. Все виды работы с информацией - это деятельность по ее сбору, пополнению, передаче, хранению, преобразованию и обработке. Все эти процессы требуют организации технологии обработки информации. Решение проблем управления связано с необходимостью эффективно использовать информационные ресурсы в условиях применения ЭВМ и других технических средств.

Информационная технология(ИТ)-это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в единую технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку и использование информации. Цель применения информационных технологий – снижение трудоемкости использования информационных ресурсов. Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и являющиеся отображением других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.). К ним относятся базы данных, базы знаний, система документации, тексты, графики, аудио-, видеоинформация, позволяющие изобразить на экране ПК объекты реального мира.

Применение ИТ позволило представить научные знания в формализованном виде, пригодном для практического использования, для реализации и организации социальных процессов. При этом предполагается экономия труда, времени, энергии, материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. ИТ играют важную стратегическую роль, которая быстро возрастает.

1.2.Классификацию ИТможно выполнить по нескольким признакам.

В зависимости от степени автоматизации управленческих задач различают ИТ ручные, автоматизированные, автоматические.

· Ручныехарактеризуются тем, что операции по переработке информации выполняются человеком;

· Автоматизированныехарактеризуются тем, что ряд функций управления и обработки информации осуществляются человеком с использованием вычислительных средств. При этом задача представляется двумя видами работ – формализуемыми и плохо формализуемыми. Формализуемая часть выполняется ЭВМ, а не формализуемые функции выполняются человеком;

· Автоматическиеэто когда все функции управления и обработки данных осуществляются средствами вычислительной техники без участия человека.

В зависимости от режима обработки информации различают ИТ пакетные, диалоговые, сетевые, АРМ-технологии.

· Пакетнаятехнология характеризуется тем, что пользователь готовит задания и передает их на ВЦ, которые по ряду признаков объединяются в пакет и выполняются на ЭВМ без участия пользователя. Задание это единица работы определяемая пользователем и представляющая собой последовательность операций по обработке данных;

· Диалоговаятехнология обеспечивает непосредственное участие пользователя в процессе обработки данных в интерактивном режиме – в режиме обмена сообщениями между пользователем и информационной системой;

· Сетевыетехнологии предполагают объединение вычислительных средств с помощью каналов связи в единую систему. Сети ЭВМ обеспечивают удаленную обработку данных как в пакетном, так и диалоговом режимах;

· АРМ– технология предполагает размещение всех обеспечивающих подсистем на рабочем столе специалиста в предметной области и непосредственное его участие в обработке данных.

По сфере применения различают ИТ:

· Информационные технологииобщего назначения – работа с текстом, работа с графическими объектами, работа с таблицами;

· Инструментальные ИТ– CASE– технология, гипертекст, мультимедиа, телекоммуникации;

· Прикладные ИТ– банковские, биржевые технологии; технологии менеджмента, технологии маркетинга, инженерные технологии и др.

 

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ТИПОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

 

Процесс обработки экономической информации состоит из последовательности выполняемых операций и процедур. Под операцией понимается неделимая часть процесса обработки экономической информации. Процедурой преобразования называется совокупность однородных операций (преобразований), связанных определенным образом с воздействием на информацию и заканчивается установлением некоторого промежуточного результата. Совокупность технологических операций и процедур по преобразованию информации образует технологический процесс.Технологический процесс охватывает решение определенной функциональной задачи начиная с момента сбора первичной информации и заканчивается получением конечного результата и принятием решения на основе полученных результатов. Процедуры могут быть сгруппированы по функционально-временным стадиям и составлять отдельный этап технологического процесса. В технологическом процессе выделяют следующие этапы:

· первичныйвключает сбор и регистрацию первичной информации, заполнение и формирование первичного документа и передачу ее к месту обработки;

· подготовительныйвключает прием и контроль данных, классификацию и кодирование, подсчет контрольных сумм, перенос данных на машинный носитель;

· основнойвключает ввод данных в ЭВМ, обработку информации, формирование отчетов и вывод их, контроль безопасности данных, хранение и поиск информации;

· заключительныйсодержит следующие процедуры: контроль результатов, размножение, подпись и передачу потребителю, принятие решения.

 

Контрольпервичной информации (визуальный, экспертный, по контрольным суммам и т.д.) проверяет четкость заполнения, отсутствие пропусков реквизитов, наличие подписей и т.д.

Классификация- распределение элементов множества на подмножества по сочетанию признаков и зависимостей между признаками. Начинается с выявления номенклатур, подлежащих кодированию. Ими могут быть различные предприятия, отрасли народного хозяйства, номенклатура выпускаемой продукции и т. п.

Кодирование– процесс присвоения условного обозначения различным позициям номенклатуры. Производится с целью сокращения обрабатываемой информации, например, длинное наименование какого-либо объекта заменяется его кодом из нескольких символов.

Подсчет контрольных суммвыполняется по группам реквизитов или по всему документу для обеспечения достоверности данных.

Поиск информации- это выборка нужных данных из хранилища информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке или замене (удалению). Процедура поиска выполняется на основе поискового предписания с использованием информационно-текстовых команд.

Обработкаинформации включает операции сортировки, группировки, корректировки, расчета, анализа и заканчивается составлением сводных документов (отчетов) в различных разрезах и вывод их.

Контроль безопасности данных и системподразделяется на контроль достоверности данных, безопасности данных и компьютерных систем. Контроль достоверности данных выполняется программно во время ввода и обработки. Средства безопасности данных и программ защищают их от копирования, искажения, несанкционированного доступа. Средства безопасности компьютерных систем обеспечивают защиту от кражи, вирусов, неправильной работы пользователей.

Формирование отчетов– операция оформления результатов для вывода и передачи потребителю.

Вывод– операция вывода результатов на печать, в базу данных, файл, экран, по сети и т.д.

Процедура принятия решений выполняется работниками управления, как правило, без помощи технических средств, но на основе тщательного анализа результатной информации, полученной на ЭВМ. Специалисту приходится из множества допустимых решений выбирать наиболее оптимальное.

 

3. ТЕХНОЛОГИЯ ПАКЕТНОЙ, ДИАЛОГОВОЙ ОБРАБОТКИ

ИНФОРМАЦИИ, АРМ – ТЕХНОЛОГИЯ

 

3.1.Пакетная технологияСущность пакетного обработки данных заключается в следующем. Набор задач одного пользователя и/или нескольких пользователей, сходных по технологическим условиям обработки (единая операционная система, отсутствие необходимости диалога с пользователем в процессе выполнения программы, сопоставимые временные интервалы и т.д.) объединяются в единый пакет заданий для компьютера.

Пакетная технология может быть реализована как в однопрограммном, так и в мультипрограммном режимах работы ЭВМ. Специальная программа, называемая планировщиком выстраивает все задачи в одну очередь (при однопрограммном режиме) или несколько очередей (при многопрограммном) на выполнение в соответствии с назначенным им приоритетом.

Пакетная технология получила распространение на ранних этапах развития информационных систем. Централизация вычислительных средств на вычислительных центрах, а также низкие диалоговые возможности существующих операционных систем не позволили пользователю иметь непосредственный доступ к компьютеру. Поэтому общение с ЭВМ происходило путем передачи пакета заданий на ВЦ и получения результатов решения в виде твердых копий на бумажных носителях.

По мере развития информационных технологий изменялись и формы пакетного режима. С появление ПК с развитыми средствами диалогового общения изменились формы применения пакетной технологии. Распространение получило решение одним пользователем одной сложной задачи, требующей последовательного применения различных программ без вмешательства в обработку со стороны пользователя. Пакетный режим реализуется также дистанционно благодаря передаче по каналам связи пакета заданий к месту его выполнения, а также в многопроцессорных технологиях.

Преимущество пакетной технологии заключается в минимизации затрат процессорного времени благодаря оптимальной загрузке процессора. При пакетной технологии увеличивается пропускная способность компьютера, т.е. увеличивается количество решаемых задач в единицу времени. Преимуществом пакетной технологии можно считать освобождение пользователя от некоторых рутинных работ, связанных с изменением режима обработки информации по заранее определенному алгоритму.

Недостатком пакетного режима является то, что пользователь практически полностью отстранен от непосредственного контакта с ЭВМ, дополнительное расходование ресурсов ЭВМ на поддержание процесса пакетной обработки, необходимость повторного решения задачи из-за возможных ошибок, которые обнаруживаются на заключительном этапе получения результатов, имеется большое количество промежуточных подготовительных операций.

3.2.Диалоговая технологияхарактеризуется непосредственным взаимодействием пользователя и ЭВМ в режиме, при котором каждый запрос пользователя вызывает немедленные ответные действия компьютера. Диалоговая технология позволяет решать слабо формализуемые задачи путем разбиения всего алгоритма на формализуемые части, которые реализуются компьютером без участия человека, и на неформализуемые части, которые решаются человеком совместно с компьютером.

Диалог должен быть кратким, естественным, гибким, осуществлять поддержку пользователя.

Краткостьдиалога требует от пользователя минимум информации, необходимой для работы системы.

Естественностьдиалога характеризуется тем, что он ведется на естественном языке в разговорном стиле с использованием общепринятых выражений и т.д.

Гибкостьдиалога характеризуется тем, что он должен соответствовать различным уровням подготовки пользователя и его производительности труда, т.е. подстраивать свою структуру и/или входные данные под конкретного пользователя.

Поддержка пользователяпредполагает оказание пользователю помощи при его работе с системой в виде подсказок, сообщений о состоянии системы; сообщений об ошибках; уточняющих справок.

Диалог может вестись в форме меню, в режиме "вопрос-ответ", с помощью заполнения предлагаемых пользователю таблиц и экранных форм, с помощью команд.

Меню- это предлагаемый пользователю набор директив, из которых он выбирает для исполнения необходимую директиву в данный момент. Существуют различные варианты меню: в виде перечня директив, вопросов и предложений, представленных блоком или строкой; в виде списка объектов, выбираемых указанием цифрового кода; в виде пиктограмм.

В режиме "вопрос-ответ" диалог может быть активным и пассивным. При активном пользователь обычно задает ЭВМ вопросы по интересующему его предмету и получает необходимые ответы. Примерами такого диалога являются обращения к информационно-поисковым системам или к экспертным системам. При пассивном машина задает вопросы, пользователь отвечает.

Диалог на основе экранных форм подразумевает ввод информации путем заполнения некоторой формы, частично или полностью представленной на экране.

Для обработки экономической информации широко применяется метод электронных таблиц.

Диалог на основе команд (командного языка) распространен в операционных системах и представлен набором команд определенного формата, каждая из которых сопровождается списком параметров и ключей.

Диалоговый режим имеет ряд преимуществ перед пакетным:

- непосредственное участие пользователя в процессе обработки и возможность управлять им;

- результатная информация выдается пользователю в удобном для него виде с ориентацией на его профессию;

- значительное сокращение повторов решения задачи;

- все процедуры обработки информации как правило реализуются на одном рабочем месте.

Недостатком диалогового режима может быть более низкая эффективность использования ресурсов компьютера.

3.3.АРМ-технологияявляется разновидностью диалоговой технологии, отличающаяся более высокой степенью децентрализации и индивидуальностью применения. Автоматизированное рабочее место представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, размещенных на рабочем столе специалиста в предметной области и предназначены для оперативного выполнения информационных и вычислительных работ. В состав АРМ входят следующие обеспечивающие подсистемы:

- информационная (базы данных, массивы на машинных носителях);

- программная (пакеты прикладных программ, программная документация);

- техническая (комплекс средств вычислительной техники);

- организационная (графики, планы выполнения работ, регламенты на обслуживание техники и пр.);

- методологическая (инструкции, описания математических моделей и методов решения задач).

Совокупность всех подсистем формирует профессинально-ориентированную малую вычислительную систему, предназначенную для автоматизации работ специалистов определенной профессии и располагаемую на его рабочем месте. Рабочие места могут быть независимыми, либо объединяться в сети, подключаться к центральной ЭВМ, выполняющей основную часть процедур обработки или хранения данных.

 

4. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

4.1.CASE-технологии. Как показывает накопленный опыт, проектирование информационных систем (ИС) в экономике - логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации от участвующих в ней специалистов. Все это привело к появлению программно-технологических средств специального класса - CASE-систем (ComputerAidedSoftwareEngineering), реализующих эффективную технологию проектирования и создания ИС.

CASE-технолгииприменяются для создания сложных информационных систем, обычно требующих коллективной реализации проекта, в которой участвуют различные специалисты: системные аналитики, проектировщики и программисты. Под CASE-технологией понимается совокупность средств автоматизации разработки информационной системы, включающей в себя методологию анализа предметной области, проектирования, программирования и эксплуатации ИС.

Современный рынок программных средств насчитывает более 100 различных CASE-систем, число которых постоянно растет. Классифицируются CASE-системы в основном по двум признакам:

- по охватываемым этапам процесса разработки информационных систем;

- по степени интегрированности (отдельные, локальные средства, набор интегрированных средств, охватывающих большинство этапов разработки информационных систем, и полностью интегрированные средства, связанные общей базой проектных данных).

К наиболее развитым программным средствам, реализующим CASE-технологии, относятся: Design/IDEF, ORACLE*CASE, Prokit*WORKBENСH+ PRO-IV, CASE-аналитик. Следует отметить, что применение CASE-систем требует от потенциальных пользователей специальной подготовки и обучения.

4.2.Гипертекст.Подгипертекстом понимают систему информационных объектов (фрагментов текста), представленную в виде многомерной иерархической структуры типа сети. Каждый видимый на экране объект дополнен многочисленными связями с другими объектами. Объекты не обязательно должны быть текстовыми, они могут быть графическими, аудио- и видеофрагменты, с использованием средств мультипликации. Связи между фрагментами позволяют изучать описываемое явление или процесс, двигаясь в одном или нескольких направлениях по выбранной связи. При установлении связи учитывается смысловая, семантическая близость связываемых фрагментов. Следуя указанным связям, можно читать и осваивать материал в любом порядке. Текст теряет свою замкнутость, становится открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися фрагментами. Гипертекст – это новая технология представления неструктурированного свободно наращиваемого знания.

Структура гипертекста состоит из информационного материала, тезауруса гипертекста, списка главных тем и алфавитного словаря.

Информационный материал подразделяется на информационные статьи, каждая из которых состоит из заголовка статьи и текста.

Тезаурус гипертекста – это автоматизированный словарь, отражающий семантические отношения между лексическими единицами информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей.

Список главных тем содержит заголовки всех справочных статей, для которых нет ссылок с отношениями ни род-вид, ни часть-целое.

Алфавитный словарь содержит перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке.

Информации в виде гипертекста хранится в файлах типа HTMLи создается с помощью специальных редакторов, например, MicrosoftExplorer.

4.3.Мультимедиа.Мультимедиа - это интерактивная система, обеспечивающая работу не только с текстами и неподвижными изображениями, но и с движущимся видео, анимационной компьютерной графикой, речью и высококачественным звуком.

Появлению систем мультимедиа способствовал технический прогресс: возросла оперативная и внешняя память ЭВМ, увеличилось быстродействие ЭВМ, появились широкие графические возможности ЭВМ, улучшилось качество видеотехники, появились лазерные компакт-диски и т.д.

Для хранения качественной мультимедийной информации требуются большие объемы памяти. Потребовалась разработка программных и аппаратных средств сжатия и развертки данных.

Появление систем мультимедиа привело к кардинальным изменениям в таких сферах, как бизнес, компьютерный тренинг, образование и др., позволило динамически отслеживать индивидуальные запросы мирового рынка, создавать видеокаталоги продаваемых изделий, коммерческие базы, справочники, проводить деловые видеоконференции.

Широкое применение мультимедиа получила в сфере образования. Созданывидеоэнциклопедии по многим школьным предметам, музеям, городам, маршрутам путешествий. Идет создание базы знаний, в которой сконструированы «живые миры». Посредством сети ЭВМ эти миры доступны любому члену человеческого общества. Особенные перспективы мультимедиа открывает для дистанционного образования. Многие вузы в настоящее время занимаются разработкой мультимедийных технологий, в которых созданы центры дистанционного обучения.

4.4.Intranet-технология.Технологии сети Internetнашли свое применение при построении внутренних корпоративных сетей. Открытость и интегрированность решений Internetпозволяют строить небольшойInternetмасштаба предприятия. Эта технология получила название Intranet. При этом Intranet-сети больших компаний могут иметь выход в «большой» Internet. Однако корпоративная сеть на основе Intranetимеет более высокую степень защиты информации от вторжения извне. Информационная защищенность корпоративной сети от вторжения из внешней сети обеспечивается рядом технических и программных решений. Существуют специальные системы защиты - прокси-серверы, брандмауэры.

Благодаря идеологии Intranetпрактически вся информация, необходимая в работе сотрудникам предприятия, может быть сосредоточена на сервере. Это позволяет постепенно перейти на безбумажный электронный документооборот, отказаться от различной печатающей и копировальной техники, сократить текущие расходы на издание внутрикорпоративной документации. Intranet имеет ряд преимуществ:

· Более высокая степень защиты корпоративной информации;

· Существенно ускоряет доступ к информации;

· Использование информации обходится дешевле;

· Повышается надежность, получение информации пользователем зависит только от функционирования внутренней сети и не связано с функционированием систем других фирм.

· Минимизирует внешний трафик предприятия.



2015-12-06 781 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (781)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)