Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психофизиологические основы безопасности



2015-12-06 399 Обсуждений (0)
Психофизиологические основы безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды и условия трудовой деятельности

Все виды трудовой деятельности делятся на две группы:
1) физический труд;
2) умственный (интеллектуальный).

Физический труд характеризуется:

· Повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и на функциональную систему, обеспечивающую его работу (дыхательная, сердечнососудистая системы).

· Физический труд развивает мышечную систему.

· Стимулирует обмен веществ.

· Физический труд низко эффективен, при этом необходимо высокое напряжение сил.

· Необходима потребность в длительном отдыхе.

 

Умственный труд:

· Объединяет работы, связанные с приемом и обработкой информации, при этом задействованы органы чувств, процессы мышления, памяти, внимания (нагрузка на центральную нервную систему).

· Характерна гипокинезия (ограничение двигательной активности).Она влияет на сердечнососудистую систему, на опорно-двигательную, на дыхательную систему и т.д.

· Отдых должен быть активным при умственном труде.

· Длительная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность (ухудшаются восприятие, память и внимание).


Классификация форм труда

1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности.
Характерны высокие затраты энергии.

2. Механизированные формы труда.
Действия работников однообразны и большей частью локальны. Характерна монотонность.

3. Конвейерная форма.
Процесс труда разделен на строгие, четкие операции. Характерна монотонность.

4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством.
Человек выполняет операции по обслуживанию механизмов. Этот механизм обрабатывает предмет труда. Характерна монотонность.

5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением.
Человек включен в систему управления как оперативное звено. У работника функции снижения, контроля и регулирования управления.

6. Формы интеллектуального труда.
- Управленческий труд (большой объем информации, дефицит времени для ее обработки, повышенная личная ответственность, периодически возникающие конфликты).
- Труд учащихся, преподавателей и медицинских работников (непосредственный контакт с людьми, дефицит времени, повышенная ответственность, периодическое возникновение стрессовых ситуаций).
- Творческий труд (требует значительного напряжения, стрессовые ситуации, дефицит времени).

 

Тяжесть и напряженность труда

Характеризуются степенью функционального напряжения организма.

Функциональное напряжение может быть:
- энергетическим (при физическом труде),
- эмоциональным (при умственном труде).

Тяжесть труда – характеристика труда, отражающая в основном нагрузку на опорно-двигательный аппарат и системы, обеспечивающие его работу.

Характеризуется:

· массой груза, поднимаемого человеком,

· величиной статической нагрузки,

· характером рабочей позы,

· перемещениями в пространстве.


Напряженность труда – характеристика труда, отражающая в основном нагрузку на центральную нервную систему.

Факторы, которые характеризуют напряженность:

· Эмоциональные нагрузки,

· Режим работы,

· Степень монотонности,

· Интеллектуальные нагрузки.


Рабочие позы:

1. Вынужденные (приводят быстро к усталости) – лежа, на коленях, на корточках.

2. Неудобные – с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками.

3. Свободные – сидя.

4. Фиксированные (невозможно изменение положения частей тела).


Работоспособность и ее динамика

Работоспособность – это величина функциональных возможностей организма.

С 16 до 18 часов идет повышение работоспособности. Далее работоспособность снова понижается, организм готовится ко сну.

Должен быть оптимальным режим работы и отдыха:

1. Введение обеденного перерыва

2. Тяжелые физические нагрузки (перерыв 20-30 мин), при умственной работе перерывы 5-10 минут.

 

Три основных фазы состояния человека в процессе труда:

· Фаза «врабатывания» (вхождения в работу): уровень работоспособности постепенно повышается (занимает от нескольких минут до 2-2,5 часов);

· Фаза высокой устойчивости (человек стабильно делает свою работу: 2-2,5 часа);

· Фаза снижения (сопровождается чувством усталости): во второй половине рабочего дня фаза «врабатывания» укорачивается, а фаза снижения убыстряется;

· Фаза «конечного порыва» (за час - полчаса до окончания работы).

 

В течение суток примерно до 13 часов дня идёт повышение работоспособности. Далее с 14 и до 15 часов дня идёт спад. С 16 до 18 часов – повышение работоспособности. Далее работоспособность понижается, организм устаёт и готовится ко сну.

 

 

Чтобы поддерживать работоспособность, нужно поддерживать режим работы и отдыха:

- введение обеденного перерыва (не менее 30 минут и не более 2 часов)

- тяжёлые физические работы: 20-30 минут работы и примерно столько же минут отдыха

- при умственном труде: 40-60 минут работы и примерно 5-10 минут перерыва (большие перерывы не нужно делать, т.к. потом увеличивается фаза «врабатывания»).

 

Принципы восстановления работоспособности:

· Производственная гимнастика

· Кабинеты (комнаты) релаксации

· Функциональная музыка

· Массаж

· Сон

 

22.10.15г.

_____________________



2015-12-06 399 Обсуждений (0)
Психофизиологические основы безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психофизиологические основы безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)