Особенности тушения на танкере с нефтепродуктами
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI столетия отмечается увеличение темпов роста строительства морских и речных судов. Одновременно с этим растут потери судов от аварий и пожаров. Современное надводное судно – это сложная система, состоящая из жилых помещений, силовой установки большой мощности, грузовых отсеков, танков большой ёмкости для ЛВЖ И ГЖ и других вспомогательных помещений и агрегатов. Длина судна может достигать 300 метров, ширина 40, а высота 30 метров. На нём имеются стационарные автоматические системы обнаружения и тушения пожара. Однако, как показывает практика, они не всегда находятся в исправном состоянии, и при возникновении пожара не могут выполнять своё предназначение. Пожары и взрывы являются основными причинами катастроф судов, как в период их эксплуатации, так и при строительстве и ремонте. В наше время взрывы и пожары в портах, на морских и речных судах довольно частое явление. Статистика свидетельствует, что только в результате пожаров в мире ежегодно погибает 40 – 50 судов (лайнеры, сухогрузы, танкеры). Эти данные не включают пожары, происходящие на речных и озёрных судах. Современная пожарная техника позволяет ликвидировать многие пожары, особенно если тушение начато своевременно. Строительство судов с учетом требований пожарной безопасности, оборудование их автоматическими системами предупреждения и тушения пожаров снижают вероятность возникновения пожаров и взрывов. Однако она все еще велика, особенно при транспортировке и обработке в портах нефти и нефтепродуктов, химических и взрывоопасных веществ и материалов, аммиачной селитры, ядохимикатов, леса, хлопка, некоторых сортов каменных углей, склонных к самовозгоранию. Проектировщики, строители, эксплуатационники постоянно работают над совершенствованием систем пожарной охраны судов. Наиболее перспективными направлениями следует считать ограничение использования горючих материалов при отделке внутренних помещений, в том числе пассажирских кают, оборудование всех кают и трюмов сухогрузов установками пожарной сигнализации с высокочувствительными датчиками, реагирующими на инфракрасное излучение и появление малейшей струйки дыма; оснащение машинных отделений, отсеков трюмов и других помещений установками, позволяющими быстро использовать огнетушащие вещества.
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРА Особенности тушения на танкере с нефтепродуктами
При пожаре возможны: - возникновение паники среди пассажиров; - быстрое распространение огня по сгораемым материалам внутренней отделки и коммуникационным пустотам, и системам вентиляции; - быстрое блокирование огнем и высокотемпературными токсичными продуктами горения судовых помещений и путей эвакуации; - сложная планировка, стесненность, ограниченное количество входов и выходов, затрудняющих эвакуацию и спасение людей на пассажирских судах; - сложность проникновения к очагу пожара и введения средств для его тушения; - незначительная огнестойкость и хорошая теплопроводность конструктивных элементов судна; - сосредоточение на ограниченной площади большого количества груза, имеющего различные физико-химические свойства, требующего определенных веществ и средств для тушения; - ограниченная площадь сосредоточения сил и средств; - наличие значительного количества горючих материалов в том числе высокотоксичных; - большое количество механизмов, работающих при высоких температурах и давлениях на жидком топливе и масле; - образование взрывоопасных концентраций с воздухом продуктов пиролиза при неполном сгорании или под действием высоких температур и взрывов; - выход из строя пожарных насосов, силовой и осветительной сети при пожаре в машинном отделении; - наличие на отдельных судах энергетических ядерных установок или оборудования для их технологического обслуживания. - Если общее руководство аварийно-спасательными работами осуществляет капитан судна, РТП действует в точном соответствии с его распоряжениями и отвечает за отведенный ему участок тушения пожара. В обратном случае, РТП следует действовать в соответствии с ниже изложенным. При ведении действий по тушению пожаров необходимо: - установить количество и место нахождения людей, степень угрозы их жизни, пути, способы и первоочередность эвакуации и спасения; - выявить место возникновения очага пожара и вид горящего материала; - потребовать от капитана судна, руководства порта, судостроительного или судоремонтного завода план-схему устройства горящего судна; - выяснить наличие на судне опасных грузов, их наименование, количество и места складирования, способ упаковки, рекомендуемые вещества для тушения и способы их защиты, индивидуальных средств для защиты личного состава от возможных опасных факторов; - установить возможность использования имеющихся на судне стационарных систем пожаротушения, средств и судовых механизмов для эвакуации людей, и грузов, а также портальных кранов дока или других судов; - определить необходимость отвода горящего судна от других судов или береговых сооружений учитывая, что непосредственное сообщение с судном будет затруднено; - поддерживать постоянную связь с диспетчером порта (завода), капитаном, оперативным штабом и задействованными судами, согласовывать свои действия с администрацией порта, пароходства, объекта; - развернуть судно так, чтобы предотвратить распространение горения и обеспечить благоприятные условия для тушения пожара и эвакуации; - перекрыть все краны и клапаны на топливо проводах; - перекрыть по возможности доступ воздуха к очагу пожара, путем задраивания дверей, люков, иллюминаторов и отключения вентиляции; - производить постоянно охлаждение водяными струями запасных и расходных топливных цистерн, цистерн с маслом, пусковых баллонов с воздухом и металлические переборки; - установить постоянное наблюдение за судном (возможен крен или дифферент), при необходимости организовать откачку воды из отсеков; - обеспечить ствольщиков, при наличии угрозы поражения электрическим током, резиновыми ботами и перчатками, а также соединение с корпусом судна стволов и генераторов пены; - производить прокладку рукавных линий по трапам и грузовым лифтам, подачу огнетушащих веществ осуществлять через световые, загрузочные, вентиляционные люки или специально проделанные отверстия; - держать действующий водяной ствол у места вскрытия конструкций судна; - применять при недостаточной видимости средства освещения привлекаемых сил и средств; - производить в крайних случаях затопление судна, с посадкой его на мель; - соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач. - При тушении целесообразно применять: - внутри помещений - водяные стволы с малым расходом с распылителями; - в небольших помещениях - тонкораспыленную воду, в том числе и с ПАВ; - в надстройке и наружных помещениях - водяные стволы с большим расходом; - если нельзя проникнуть к очагу пожара - объемное тушение воздушно-механической пеной средней и высокой кратности; - при пожаре в трюме, машинно-котельном отделении - компактные и распыленные струи воды или пену различной кратности; - при ликвидации горения топлива под котлами - пар и тонкораспыленную воду из стационарных систем судна; - в сухогрузных трюмах - компактные водяные струи со смачивателями, пену. На нефтеналивных судах (танкерах), кроме этого необходимо: выяснить вид наливного груза, уровень заполнения танков и степень опасности; остановить все виды работ по наливу или откачке груза, удалить сливо-наливные устройства, задраить люки не горящих танков; установить характер повреждения палубы, если был взрыв, количество вскрытых танков и их уровень заполнения, определить площадь горения; выбрать средства тушения и способы их подачи с учетом конструктивных особенностей танкера и характера повреждений; расположить силы и средства тушения вверх по течению от горящего судна; организовать охлаждение горящих танков, палубы и бортов судна распыленными струями из водяных стволов с большим расходом; заполнить по возможности пустые танки водой или инертным газом; смывать и отсекать в случае выброса или разлива горючего на поверхность воды, мощными водяными струями от других судов и береговых объектов; установить боновые заграждения для предотвращения растекания ГЖ и ЛВЖ по акватории; по акватории; Рисунок. 3 Боновое заграждения для предотвращения растекания ГЖ и ЛВЖ по акватории.
- оставлять на позициях только личный состав, непосредственно связанный с тушением пожара; - производить тушение последовательно, при недостатке сил и средств, начиная с наиболее опасного танка, огонь которого больше всего угрожает смежным;
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |