Аппаратное строение компьютера. Принципы Неймана
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» Кафедра информационных технологий (кафедра №2)
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры информационных технологий (кафедра №2) полковник полиции С.Н. Ефимов 16 апреля 2012 г.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическая разработка для проведения практического занятия по теме 1: «Основные понятия информатики. с курсантами очной формы обучения
Красноярск, 2012
Основные понятия информатики. Компьютерные системы обработки информации: методическая разработка для проведения практического занятия с курсантами очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.
Подготовил: к.т.н., доцент, полковник полиции В.В. Молоков
Одобрена на заседании кафедры информационных технологий (кафедра №2) 16 апреля 2012 г. Протокол № 16
©СибЮИ ФСКН России, 2012
ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ Тема: Основные понятия информатики. Компьютерные системы обработки информации. Продолжительность: 2 академических часа. Цели занятий: 1. Дидактические: - закрепить теоретический материал по переводу чисел в различные системы исчисления; - ознакомить с аппаратным строением персонального компьютера (ПК), составом и назначением элементов системного блока; - изучить клавиатуру: группы клавиш; назначение и возможности применения в прикладных программах; - привить умения и навыки самостоятельной работы с обучающими программами; 2. Воспитательные: - способствовать воспитанию компьютерной грамотности и культуры; - помочь преодолеть психологический барьер перед работой с персональным компьютером; - выработать внимательность и аккуратность при выполнении заданий; 3. Развивающие: - выработать способности к анализу задачи, умение четко сформулировать и составить алгоритм ее решения на компьютере; - развить навыки индивидуальной работы по выполнению конкретных заданий; - обеспечить развитие интереса к овладению компьютерных технологий и использованию ЭВМ в своей профессиональной деятельности. Вид занятия: практическое в подгруппах. Форма обучения: - учебно-тренировочные упражнения; - индивидуальная работа. Место проведения: компьютерный класс 404, 505. Итоговые документы: - результаты выполнения заданий; - записи в тетрадях основного содержания учебного материала; - оценка преподавателями выполнения заданий и ответов на контрольные вопросы. Материальное обеспечение: - класс персональных компьютеров, объединенный в локальную вычислительную сеть института с выходом в Интернет; - прикладное и системное программное обеспечение; - видеопроектор; - раздаточный материал; - рекомендуемая литература. Учебные вопросы: 1. Аппаратное строение компьютера. Принципы Неймана. 2. Аппаратное строение ПК. Устройство ввода и вывода, группы клавиш и их предназначение. Периферийные устройства ПК. 3. Перевод чисел из двоичной в десятичную систему исчисления и наоборот.
Распределение времени: ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (характеристика занятия) 5 мин. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 80 мин. - аппаратное строение компьютера. Принципы Неймана 20 мин. - аппаратное строение ПК. Устройство ввода и вывода, - перевод чисел из двоичной в десятичную систему ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (анализ степени реализации поставленных целей занятия, выставление оценок) 5 мин.
Рекомендации: 1. При изучении первого вопроса следует обратить внимание на структуру ЭВМ с неймановской архитектурой, назначение элементов схемы. 2. При изучении второго вопроса следует обратить внимание на назначение устройств системного блока персонального компьютера и применению клавиш в прикладных программах. 3. При изучении третьего вопроса необходимо уделить внимание алгоритму перевода чисел из одной системы исчисления в другую. Учебно-материальное обеспечение Для проведения практического занятия преподавателю рекомендуется обеспечить наличие раздаточного материала (предварительно распечатанные задания для самостоятельной работы). Технология проведения практического занятия Сразу после доклада заместителя командира взвода и приветствия преподавателю рекомендуется произвести проверку наличия личного состава с выяснением причин отсутствия курсантов. Следует также поинтересоваться: кто из присутствующих и почему не готов к практическому занятию, имеются ли в аудитории необходимые технические средства обучения, работают ли персональные компьютеры. В случае необходимости напомнить правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Вводная часть: - оглашение темы практического занятия; - доведение до обучаемых целей и задач проведения занятия. Практическая работа Аппаратное строение компьютера. Принципы Неймана. Компьютерные технологии в последнем столетии двадцатого века получили сильное развитие, начиная от русских счетов до современных электронных компьютерных систем. В основе современного строения большинства компьютеров лежат принципы, заложенные в теоретических работах американского ученого Джона фон Неймана. ЭВМ такого типа получили название «машин с неймановской архитектурой». Перечислим основные его принципы. 1. ЭВМ должна работать на электронной основе и в двоичной системе счисления. 2. В состав любой ЭВМ должны входить: устройства ввода (УВв) и устройство вывода (УВыв) информации; устройство управления (УУ); арифметико-логическое устройство (АЛУ); запоминающие устройства (оперативная и внешняя память). 3. Программа и данные хранятся в оперативной памяти. 4. Прямой доступ к памяти, подразумевающее, что время доступа к любой ячейки памяти не зависит от ее адреса. 5. В системе команд должны быть команды условной и безусловной передачи управления. Почему же в соответствии с первым принципом ЭВМ работает на электронной основе? Дело в том, что развитие вычислительной техники начиналось в средние века с создания механических счетных устройств. Наиболее важной разработкой в этом направлении следует отметить «Суммирующую машину Паскаля» (1642г.), названную так в честь французского механика Блеза Паскаля (1623-1662гг.). Не останавливаясь на принципах работы этого устройства, отметим, что оно считалось в свое время первым в мире механическим калькулятором. Способ представления информации в ЭВМ основан на двоичной системе счисления. Память ЭВМ представляет собой большое количество микропереключателей, способных находиться только во включенном или в выключенном состояниях. На аппаратном уровне включенное состояние соответствует наличию в этом микропереключателе электричества, а выключенное – его отсутствие. Такие два состояния и удобно описывать двоичной системой, имеющей, как известно две значащие цифры: «0» и «1». Таким образом, микропереключатель может быть либо включенным, либо выключенным. Такое количество информации «0» или «1» называют битом. 8 бит составляет один байт. Есть еще более крупные единицы измерения информации, производные от байта. Килобайт (Кбайт, КБ) =210 байт= 1024байт; Мегабайт (Мбайт, МБ) =220 байт = 1048576 байт; Гигабайт (Гбайт, ГБ) = 230 байт. Терабайт (Тбайт, ТБ) = 240 байт и некоторые другие. Оставим без комментариев остальные принципы неймановской архитектуры ЭВМ. Отметим лишь, что они делают ЭВМ универсальным счетным устройством, независимым от нужд пользователя и задач им решаемых. Структурная схема ЭВМ с неймановской архитектурой приводится на рис.1. Рассмотрим процесс обработки информации, в основе которого лежит принцип программного управления. Он подразумевает, что работой ЭВМ руководит написанная специалистом программа на одном из языков программирования. Затем она с алгоритмического языка переводится на язык машинных кодов. Программа – это последовательность инструкций для ЭВМ, предписывающих, что ей надлежит выполнить для решения задачи. Следует подчеркнуть неймановский принцип разделения программы от данных, которые вводятся через устройства ввода, преобразуясь в электрические сигналы, и передаются в запоминающее устройство (память). Основное назначение памяти ЭВМ – это хранение программ и данных, необходимых для решения задачи. Кроме этого память сохраняет промежуточные и окончательные результаты вычислений. В ЭВМ неймановского типа имеется два вида памяти: оперативная память (или оперативное запоминающее устройство ОЗУ) и внешняя память (внешнее запоминающее устройство ВЗУ). ОЗУ имеет сравнительно небольшой объем и используется непосредственно при вычислениях. У нее большая скорость обмена данных, но ее недостатком является энергозависимость – после выключения электропитания все данные из ОЗУ стираются. Для долговременного хранения данных используется ВЗУ, которое является энергонезависимым. По сравнению с ОЗУ у нее может быть очень большая емкость. Однако скорость доступа к данным, хранящимся в ВЗУ невысокая. Программа и данные поступают в память. На основе инструкций программы АЛУ преобразовывает данные, используя арифметические и логические операции (сложение, умножение, сравнение и инверсию). Результат обработки данных из оперативной памяти передаются на УВыв, где отображаются в форме удобной для восприятия человека на монитор, печатающее устройство, записываются на носители информации, передаются по линиям связи и т.д. В процессор входят АЛУ, УУ и внутренняя регистровая память. Регистровая память тоже состоит из двоичных микропереключателей, скомбинированных по 8 бит. Регистровая память определяет так называемое машинное слово. Машинное слово – это минимальное количество байт, которое ЭВМ может обработать за один раз (различают 8, 16, 32, 64 байтовые ЭВМ). Итак, работа ЭВМ осуществляется по следующей схеме. После того, как программа поступает в оперативную память, УУ считывает из нее команды. Эти команды расшифровываются. В них содержится информация о том, какие операции и над какими данными нужно произвести арифметико-логическому устройству. После получения соответствующих чисел по их адресам в ОЗУ, АЛУ производит над ними соответствующие вычисления. Полученные при этом данные опять направляются в ОЗУ. Окончательный же результат работы программы отправляется из ОЗУ на устройство вывода.
Рис.1 Схема ЭВМ с неймановской структурой.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |