Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели, принципы и методы управленческого анализа



2015-12-06 739 Обсуждений (0)
Цели, принципы и методы управленческого анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 4

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

План

1. Цели, принципы и методы управленческого анализа

2. Определение стратегических ресурсов предприятия и сфер деятельности.

3. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система McKincey, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ

4. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия

 

Цели, принципы и методы управленческого анализа

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны ис­следовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предпри­ятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, ко­торые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны пред­приятия, оценить их важность и установить, какие из этих перемен­ных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого прово­дится управленческий анализ деятельности предприятия.

Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутрен­них ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку теку­щего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление страте­гических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стра­тегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему пред­приятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятель­ности предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий ана­лиз, - служба внутреннего аудита.

В современной литературе по менеджменту используются различ­ные термины для обозначения процесса анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия: его называют анализом деятельно­сти предприятия [12], внутренним анализом [7], самоанализом, биз­нес-диагностикой [2], анализом проблем [4], управленческой или организационной диагностикой [13-14].

Управленческий анализ является частью стратегического менеджмен­та, направленной на выявление и детальное понимание стратегичес­ки важных аспектов деятельности предприятия, стратегических про­блем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания его конкурентных преимуществ, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Сле­довательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутрен­няя деятельность предприятия), управленческий анализ тем не менее ориентирован на требования внешней среды.

Необходимость проведения управленческого анализа определяет­ся следующими факторами:

во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, по­скольку является важным этапом управленческого цикла;

во-вторых, он необходим для оценки привлекательности пред­приятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации его внут­ренних возможностей к изменениям условий внешней среды.

По мнению Б. Карлофа, в результате проведения внутреннего ана­лиза предприятия можно выявить ряд моментов:

переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;

переоценивает или недооценивает своих конкурентов;

каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.

Результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений [7, с. 182-183].

Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переход­ной экономике: постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логи­ки планирования. В современных условиях, когда предприятия огра­ничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать от­правной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов - к стра­тегии» наиболее адекватна настоящим условиям деятельности.

Сложнейшей проблемой в управленческом ана­лизе является определение круга анализируемых показателей. Выделяют два направления эконо­мического анализа на предприятии и соответственно две группы по­казателей:

показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;

показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.

Очевидно, что при управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими фирмами, определении его места в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей обычно относят активы предприятия, объем продаж, показатель ва­ловой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал.

Так, деловой американский журнал Fortune и английский Economist используют такие критерии оценки при ранжировании лучших фирм. Аме­риканцы привлекают к этой оценке свыше 8 тыс. наиболее компетентных специалистов - экономистов и предпринимателей, которые оценивают предприятия поданным критериям по 10-балльной шкале.

1. Качество управления.

2. Качество производимых товаров и услуг.

3. Финансовое состояние предприятия.

4. Качество маркетинга.

5. Умение привлекать талантливых людей, способствовать их развитию и закреплять их за фирмой.

6. Долгосрочные капиталовложения.

7. Способность к инновациям.

8. Ответственность перед обществом и природой.

Оценка эффективности деятельности предпри­ятий проводится по следующим общепринятым показателям (табл. 1).

Таблица 1. Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий

Показатели Способ расчета
1. Рентабельность продаж Балансовая прибыль/Выручка от реализации
2. Рентабельность активов (return on assets, ROA) Балансовая прибыль/Стоимость активов
3. Норма прибыли на собственный капитал (return on equity, ROE) Балансовая прибыль/Собственные средства
4. Норма чистой прибыли на собственный капитал Чистая прибыль/Собственные средства
5. Эффективность труда Выручка от реализации/ Численность работающих


2015-12-06 739 Обсуждений (0)
Цели, принципы и методы управленческого анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели, принципы и методы управленческого анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)