Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема года — «МИР ВОКРУГ НАС»



2015-12-06 385 Обсуждений (0)
Тема года — «МИР ВОКРУГ НАС» 0.00 из 5.00 0 оценок




I. «Я РАСТУ»

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

· — Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?

· — Почему со мной не играют другие дети?

· Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Я люблю сам играть со своими игрушками»; «Мне нравится дежурить».

· Оценка желаний: «Я хочу поиграть с мячом в группе»; «Мне понравилась игрушка моего друга».

· Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).

· Ситуации нравственного выбора: «Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама»; «Хочу послушать музыку, но спит бабушка».

· Создание проблемной ситуации («Чужая игрушка»)

В процессе решения нравственных дилемм дети встают не только перед проблемой выбора действия, но и перед проблемой объяснения своего решения, что для ребенка является достаточно сложной задачей.

Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Задачи работы с детьми для каждого этапа обучения:

1. Развитие у детей представлений о нормах поведения, общечеловеческих ценностях:

· обогащать знания детей о нравственных правилах поведения людей (они даются в виде антонимов: «добро—зло», «правда—ложь», «трудолюбие—лень» и др.);

· создавать условия, побуждающие к объединению разрозненных сведений в общую систему представлений о духовных и общечеловеческих ценностях («Задушевные беседы», «Напиши себе учебник»);

· вырабатывать на основе духовно-нравственных представлений общие для всего детского коллектива законы, традиции и правила группы, ценность и социальный смысл которых дети могут обсудить с педагогами и родителями.

2. Осуществление выбора на основании духовно-нравственных представлений:

· выбор единственно правильного решения (между «+» и «–»);

· выбор нейтрально-положительных действий с опорой на социальную роль (выбор между «+» и «+» в отношении разных героев);

· поиск «+» и «–» в поступках других людей;

· выбор действия на основе собственной позиции: Я и Я (выполнить обещание или нет?); Я и друзья (дать игрушку другу или пожадничать?); Я и родители (помочь маме или посмотреть телевизор?); Я и другие взрослые (уступить место в автобусе старушке или нет?);

· завершить рассказ с опорой на нравственную характеристику героя (Дима увидел, как на котенка напала большая собака. Дима был смелым мальчиком...);

· выбор на основе использования духовно-нравственных эталонов (Вася опаздывал в школу, но по пути встретил Лену, которая решила не ходить в школу и позвала его с собой в кино. Вася подумал и сказал...).

На данном этапе дети также знакомятся с различными комбинациями «+» и «–», как вариантами развития межличностных отношений.

При обсуждении того или иного поступка следует обратить внимание детей на то, что оцениваются сами действия, а не герой в целом.

3. Решение духовно-нравственных дилемм на основе моделирования.

1) Использование бытовых ситуаций:

— выстраивание логической последовательности (что сначала, что потом?);
— завершение двух вариантов рассказа: «А как было бы иначе?».

Если ты проявляешь добрые качества, как и другой человек по отношению к тебе, то между вами будут проявляться дружеские отношения. Никогда дружеские чувства не возникнут на обмане, жестокости, зависти, а враждебность может исчезнуть при проявлении доброты, заботы и внимания с одной из сторон.

Кроме социально значимых ситуаций, для детей интересны сюжеты с героями русских сказок, которые использовались для иллюстрации выбора действия в соответствии с характером персонажа.

Я + ТЫ = МЫ

В качестве иллюстрации приведем некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5—7 лет разных проблем, с которыми дошкольники сталкиваются в детском саду, дома, с родителями и сверстниками.
В основе обсуждения детских проблем лежал метод игрового проектирования проблемных ситуаций.

«Мостик»

Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она — единственно правая в споре. Задача каждого участника — сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который

поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована.

Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремится взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.

«Ступеньки»

Обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные «шаги», но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего «шага». Обсуждение происходит в виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку своих рассуждений (снизу вверх). Например: Вася (7 лет) хочет попросить маму купить ему конструктор:

o Мама обещает купить мне конструктор через неделю.

o Я попрошу, чтобы она купила, когда будут деньги.

o Мама скажет: «Нет денег!»

o Я попрошу маму купить мне конструктор.

«Две гири»

Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями «+» и с отрицательными последствиями «–». В этом случае «на весы» ставятся «две гири», и ребенок перечисляет на одной «чаше весов» положительные результаты достижения желаемого, а на второй — отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

«Логическая цепочка»

Эта методика используется на первом этапе обучения детей составлению логических рассказов из жизни сверстников (или из собственного опыта). Ребенок пытается выделить этапы развития события, связать их воедино, сделать вывод из собственного рассказа.

«Отрицательная ветвь»

Часто дети знают, что тот или иной поступок может вызвать негативную реакцию взрослых или сверстников. Однако проанализировать результаты своего поведения, выстроить логическую цепь отрицательных последствий им достаточно трудно. С помощью этой методики ребенок овладевает навыками рассуждения по типу индукции: «Если А — то В, если В — то С, и т.д.».

Бывает, что итоги таких рассуждений удивляют или даже пугают некоторых детей. Они сразу же прекращают свои рассуждения и говорят: «Нет, я, пожалуй, так делать не буду!»
Выстраивают «отрицательную ветвь», как и «ступеньки», снизу вверх. Каждую фразу надо начинать со слова «Если...», а заканчивать фразой со словом «то...».
В качестве примера приведем рассуждения Славы Н., 7 лет (читаются снизу вверх).

16. Нет, я буду всегда слушаться воспитателя и дружить с ребятами!

15. Если- Я буду переживать.- то

14. Если- Она заболеет.- то

13. Если- Она узнает причину и расстроится.- то

12. Если- Она отпросится с работы и побежит в детский сад.- то

11. Если- Мама будет волноваться.- то

10. Если- Позвоню маме и попрошу ее забрать меня пораньше- то

9. Если- Я захочу домой.- то

8. Если- Я очень расстроюсь- то

7. Если- Но никто со мной не захочет играть- то

6.Если- я попрошу прощения, воспитатель разрешит мне играть с детьми.- то

5. Если- Мне будет скучно сидеть, и никто ко мне не подойдет- то

4. Если- Воспитатель посадит меня на стул- то

3. Если- Дети обидятся на меня и пожалуются воспитателю- то

2. Если- Я буду бегать и всем мешать.- то

1.Если- Я не буду слушаться воспитателя - то

В результате проведенной работы дети 5—7 лет постепенно приходят к выводу, что каждый человек имеет собственные интересы, мнения, желания. Эти желания надо принимать и уважать, тогда многих конфликтов и ссор можно избежать.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ

Условно разделяют возникшие проблемы на две группы.

1. Внутренние проблемы, вызванные особенностью психического развития детей дошкольного возраста.

· Приоритет внешнего вида. В любой анализируемой ситуации дети на словах формулируют свое отношение согласно общепринятым требованиям морали, но в ситуациях свободного выбора отдают предпочтение более нарядно одетым персонажам. В ходе беседы по поводу прочитанного дети могут гневно осуждать обидчика, а при разыгрывании этой ситуации с помощью кукол довольно часто выбирают нарядно одетую куклу, как желательную в игре, несмотря на ее отрицательную роль в проблемной ситуации.

· «Моральный реализм». При анализе конфликтной ситуации дети часто выделяют количественную сторону проступка: ребенок, который нечаянно уронил поднос с чашками, по их мнению, совершил более худший проступок, чем тот, который в гневе разбил одну мамину любимую чашку.

· Низкий уровень развития волевой сферы. Дети часто не доводят начатое дело до конца или не выполняют своих обещаний в силу низкого уровня развития произвольности и целеполагания.

· Индивидуальные особенности отношений в среде сверстников. В старшем дошкольном возрасте уже начинают проявляться длительные дружеские или неприязненные отношения. Если воспитатели не учитывают симпатии и антипатии ребенка при назначении, в частности, дежурств, то часто порученное дело оказывается невыполненным, а среди детей возникает микроконфликт. Порой причиной неприязни детей друг к другу становится наличие у другого красивой игрушки, лакомства, похвалы взрослого, победы в соревновании.

· Ориентация на оценку. Дети очень чувствительны к оценке взрослого и часто демонстрируют хорошее поведение только для того, чтобы заслужить одобрение воспитателя.

2. Внешние по отношению к детям проблемы.

· Приоритет мнения родителей. Дети часто диктуют мнение своих родителей в группе: «Мама не велела идти гулять», «Мне не разрешили играть с Сашей, угощать конфетами других детей» и т.д.

· Недостаточные знания у детей о правилах поведения в общественных местах. Невоспитанность ребенка можно также объяснить его малой информированностью о том, как следует себя вести в той или иной ситуации.

· Разные требования воспитателей и родителей мешают формированию прочных навыков соблюдения общепризнанных правил поведения.

· Отсутствие традиций (поздравлений, благодарностей и др.) также затрудняет воспитательную работу с детьми.

Для преодоления этих факторов разработана следующая последовательность воспитательной работы.

1. Анализ причин конфликта. Воспитатели предлагают детям установить причину, породившую конфликт.

2. Нравственный анализ. Для этого с нарушителем проводится беседа в зоне «утешения», где смонтирована модель «Подсолнушки» («Солнышко и тучка»). Обсуждается сам проступок (а не ребенок) и пути его исправления.

3. Учимся мириться. Разучиваем «Мирилки». Все радуемся, когда нарушитель прощен.

4. «Театр русской пословицы». Используется опыт преодоления конфликта, устанавливается связь с другими аналогичными ситуациями, формулируются пословицы для обозначения проблем, их вызывающих.



2015-12-06 385 Обсуждений (0)
Тема года — «МИР ВОКРУГ НАС» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема года — «МИР ВОКРУГ НАС»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)